Обществознание монополия – ЕГЭ. Экономика. Тема 14. Монополия и её виды |

Содержание

ЕГЭ. Экономика. Тема 14. Монополия и её виды |

Монополия –  (греч. монос- один, полео- продаю) – это исключительное право, которое принадлежит человеку, группе лиц или государству на рынке при производстве, торговле и других видах хозяйственной деятельности.

Это приносит угрозу конкуренции, а значит, эффективному функционированию рынка, так как один хозяйствующий субъект, имеющий главенствующее положение, диктует условия рынка, в том числе, устанавливает цену.

Виды монополий

В зависимости от характера и причин возникновения

  • Искусственная – результат сговора или слияния фирм (см. таблицу ниже).
  • Естественная – возникает потому, что субъект экономики владеет редкими и невоспроизводимыми факторами производства ( железные дороги, система водоснабжения ит.д.).

Причины появления естественных  монополий:

  • уникальность природного ресурса. Например, залежи алмазов в Якутии делаю её монополистом в России по производству алмазов.
  • технологическая уникальность, то есть открытие, изобретение, принадлежащее данной фирме.. Например, монополист Байконура – РК ( Республика Казахстан).

Сферы естественных монополий

  1. Транспортировка нефти и нефтепродуктов
  2. Транспортировка газа
  3. Эксплуатация железнодорожных магистралей.
  4. Услуги портов и аэропортов
  5. Услуги телекоммуникаций с использованием местных линий
  6. Услуги водохозяйственной и канализационных систем
  7. Услуги почтовой связи и др.

 

  • Случайная – временное превышение спроса над предложением. Она может возникнуть в период, когда другие конкуренты ещё не освоили производство той или иной продукции

По степени защищённости государством

  • Закрытые  (юридические) – монополии,  которые регулируются государством. Сюда относятся :
  1. Государственные монополии, то есть искусственные. Созданы государством для удовлетворения общественных интересов.
  2. Естественные- при которых создание конкурентной среды невозможно при данном уровне инновации.При такой конкуренции обеспеченность потребностей рынка одной компанией более эффективно .
  • Открытые ( временные) – это временное отсутствие конкуренции при создании и продаже какого-то товара. Такие монополии не имеют юридической защиты от конкуренции

По форме собственности

  • Частная
  • Государственная

По территориальному признаку

  • Местная
  • Региональная
  • Национальная
  • Экстерриториальная

Признаки чистой монополии

  • единственный продавец (монополист)
  • реализующийся товар уникален (нет аналогов)
  • полный контроль монополиста над ценой товара и его объёмом
  • наличие барьеров для вступления в рыночную систему (административные, экономические)

Чистая монополия – это крайне редкое  явление

Причины возникновения монополий

  • Желание получить прибыль, лишив покупателя альтернативы, то есть выбора
  • Высокие издержки, которые, при наличии конкуренции, не окупаются.
  • Большие масштабы производства, которые значительно снижают себестоимость продукции, а значит, и цену, что становится привлекательным для покупателей.
  • Попустительство со стороны государства, когда оно не противостоит созданию монополий.
  • Концентрация и централизация производства
  • Концентрация и централизация капитала
  • Барьеры для входа на рынок, которые не позволяют другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом.

Причины сложностей вхождения на рынок при наличии монополий

  • Наличие патентов- то есть исключительного права одному производителю выпускать данный продукт или применять ту или иную технологию
  • Наличие государственной лицензии – то есть разрешения на данный вид деятельности только определённым фирмам или одной.
  • Владение редким сырьевым ресурсом определёнными фирмами
  • Большая капиталоёмкость производства, которая становится не всем под силу.

 

Формы искусственных монополий

Формы монополий В чём сохраняют самостоятельность В чём зависят друг от друга
Картель (от лат. соглашение) 1.Хозяйственная , то есть производственная самостоятельность

2.коммерческая самостоятельность

1.     Цены на товары2.     Объёмы производства3.     Раздел рынка (кто где продаёт)

4.     Определение квот (кто сколько продаёт)

Синдикат( от лат. представитель) Сохраняют собственность на средства производства, то есть производственная самостоятельность Совместный, централизованный  сбыт продукции и приобретения сырья, то есть потеря коммерческой самостоятельности
Трест( от лат. доверие) Потеря самостоятельности 1.     Совместная собственность

2.     Общее управление

3.     Объединение финансов

4.     Общий сбыт товара одного вида.

Концерн( от лат. забота) Производственная самостоятельность, входят предприятия разных отраслей. 1.     Объединение многопрофильных фирм

2.     Единый финансовый центр

3.     Единая сбытовая политика

Холдинг(от англ. удерживание)  Это коммерческие компании = материнская компания ( обладает контрольным пакетом акций) + дочерние компании (остальные акции). 1.Головная компания

2. Владеет акциями участниками концерна

3.Влияет на деятельность

Конгломерат(от лат. собранный)  Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления Проникновение крупных корпораций в отрасли , которые не имеют связи ( производственной и технологической ) со сферой деятельности головной фирмы.
Консорциум( от лат. соучастие) Временное добровольное объединение хозяйственно независимых фирм. Координация предпринимательской деятельности.

Интеграция, то есть объединение в монополистические союзы, бывает двух типов.

Горизонтальная интеграция -в рамках одной отрасли (картели, синдикаты, тресты)

Вертикальная интеграция ( более популярна с 20-х годов 20 века)-деятельность  в рамках одной корпорации предприятий

разных отраслей с целью сокращения издержек и дальнейшей диверсификацией ,то есть увеличения разнообразия, изменения  : расширение ассортимента, освоение новых видов производств, предотвращение банкротства.

Виды монополий

  • Монопсония – один крупный покупатель, который определяет цену товара.
  • Олигополия – множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.
  • Дуополия – наличие на рынке только двух продавцов товара.
  • Двусторонняя монополия – один крупный продавец и один крупный покупатель.
  • Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.

Антимонопольная политика государства

  • Антимонопольное законодательство – законы и нормативные акты правительства, поддерживающие конкуренцию, ограничивающие или запрещающие монополию.

Законы:

« О естественных монополиях» ( 1995),

 « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (1991).

« О недобросовестной конкуренции» ( 1998).

Некоторые положения закона, виды недобросовестной конкуренции:

  • Незаконное использование фирменного наименования, товарного знака
  • Копирование, воспроизводство внешнего оформления товара
  • Навязывание покупателям дополнительных услуг
  • Реклама, содержащая некорректные отзывы о конкурентах
  • Искажение или скрытие в рекламе сведений о товаре
  • Прямое регулирование цен — это установление максимально допустимых цен, например, на некоторые лекарства, предметы первой необходимости.
  • Налогообложение – снижение налоговой ставки для малого бизнеса и повышение для крупного.
  • Регулирование естественных монополий (например, регулирование цен на электроэнергию,  инициирование  властями конкуренции – права  обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет наибольшую сумму.
  • Административный контроль монополизированных рынков: финансовые санкции против нарушителей антимонопольного законодательства, расформирование фирм, уличённых в нечестной конкуренции и др.
  • Использование организационного  механизма,  заключающегося в профилактике монополизации рынков путём либерализации рынка. Цель: сделать монополизацию рынков невыгодной: снижение таможенных пошлин, поддержка среднего и малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования и т.д.

Последствия монополистической деятельности

Позитивные

  • Более эффективная деятельность
  • Больше средств и стимулов к развитию НТР
  • Уникальность продукции

Негативные

  • Нерациональное использование ресурсов общества
  • Усиление социального неравенства, так как товары продаются по завышенным ценам
  • Возможность застоя и торможения НТР

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Конкуренция и монополия. Видеоурок. Обществознание 11 Класс

 

 

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

 

Раздел 1. Человек и экономика

Урок 5. Конкуренция и монополия

 

 

Пётр Александрович Сафронов

к.ф.н., н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

           

Конкуренция является одним из инструментов рынка и в существенной мере определяет возможности рынка к самоорганизации. Кроме того, конкуренция является особенностью рыночной экономики, отличающей ее от командно-административной.

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. В зависимости от того, как и между кем ведется такая борьба, выделяют различные виды рынков.

В качестве образца рассматривается экономическая модель рынка совершенной конкуренции. Он обладает следующими характеристиками: большое количество продавцов и покупателей, примерно одинаковые объемы продаж, однородностью товаров. Также необходимыми являются возможность свободного вхождения на рынок и доступность информации.

При таких условиях особенно велика угроза побочных негативных следствий рынка, или экстерналий. Экономисты в качестве иллюстрации такого вида рынка обычно приводят в пример рынок шоколада или рынок цветов. Все остальные виды рынков являются рынками несовершенной конкуренции и более приближены к реальности.

Противоположностью конкуренции, которая, однако, как мы уже говорили, является результатом естественного развития конкурентного рынка, является монополия. В этом случае отрасль исчерпывается единственной существующей фирмой. В этом случае предоставляемые ею блага являются гомогенными, чаще всего фирма при этом является собственником на невосполнимые ресурсы, присутствует эффект масштаба, что означает, что такой вид деятельности целесообразен только в очень крупных размерах.

Также монополизированный рынок означает, что существует практически непреодолимые препятствия для вхождения на него (например, исключительные права от государства, такие как патенты или лицензии). Не исключено и существование нелегальных методов борьбы.

Говорят также о естественных монополиях: считается, что они являются экономически целесообразными, так как связаны с тем, что существует уникальный источник предложения какого-либо природного ресурса. Примером может являться рынок коммунальных услуг в нашей стране.

Другой вид рынка – монополистическая конкуренция – наиболее распространен, к нему относится большая часть малого и среднего бизнеса. Он характеризуется достаточно большим числом продавцов в отрасли и относительно легким вхождением на рынок, информация является свободной, а предоставляемые блага – связанными, но не полностью одинаковыми.

Решающую роль в конкуренции имеют неценовые факторы, такие как реклама, условия продажи и т. д.

В случае, когда конкуренция существует между относительно небольшим числом фирм в отрасли, речь идет об олигополии. Обычно ее возникновение связано с эффектом масштаба и существованием высоких барьеров для входа в отрасль. Это единственный вид рынка, на котором мы наблюдаем необходимость кооперации между фирмами-конкурентами, так как они находятся в сильной взаимозависимости. Целью становится максимизация прибыли на уровне отрасли, а не для одного конкретного продавца. Сокращение количества продавцов в отрасли грозит оставшимся применением со стороны государства антимонопольного законодательства.

В качестве примера можно указать на отечественный рынок операторов мобильной связи или на организацию ОПЕК.

Последним видом рынка является монопсония.

Она отличается от всех остальных тем, что описывает ситуацию существования на рынке единственного покупателя, по крайней мере официального.

Так, например, в рамках национального рынка единственным покупателем на рынке тяжелого вооружения является государство.

 

Иллюстрации

конкуренция

коммунальные услуги

олигополии

опек

страны

 

Дополнительный материал

 

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности. Прежде всего они направлены против создания картелей и других способов раздела рынка, в следствие которых производители могли бы произвольно устанавливать цену. На местном уровне антимонопольные законы появлялись в отдельных штатах США во второй половине XIX в. Первый законодательный акт на уровне всего государства в целом был принят в Канаде в 1889, а спустя год - в США, известный как Акт Шермана. В соответствие с ним создание треста, препятствующего торговли остальных компаний в отрасли, считалось преступлением. Мерами наказания являлись штрафы, конфискации имущества, тюремные заключения и принудительное дробление собственности. Однако этот акт содержал в себе существенный изъян, т.к. под определение трестов попадали и профсоюзы, который был устранен в Акте Клейтона от 1914 г. Последний также оговаривал создание специальной комиссии, контролирующей деятельность трестов.

 

ОПЕК

ОПЕК – это организация стран-экспортеров нефти, в которую на сегодняшний момент входит 12 стран. Среди них – Иран, Ирак, Кувейт, Ангола, Катар и др. Как постоянно действующая организация ОПЕК возникла в 1960 г. ОПЕК производит около 40% от объемов мировой нефтедобычи, однако более 70% разведанных месторождений принадлежат именно странам-участникам. Изначальной цель ОПЕК было представление единой позиции экономически менее развитых стран – производителей нефти. В начале 1970-х гг. в ситуации энергетического кризиса, охватившего США и страны Европы, ОПЕК смогла изменить расстановку сил и стать активным игроком на нефтяном рынке.

 

В. Ленин, «Империализм как высшая стадия капитализма»

фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир»

 

Текстовые сноски

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭКСТЕРНАЛИИ – это отрицательные внешние эффекты со стороны производителя, которые повышает величину предельных издержек общества. К примеру, загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями, когда увеличение прибыли предприятия в результате наращивания производства оборачивается ущербом окружающей среде, отчего страдают некоторые фирмы и общество в целом. Отрицательные экстерналии со стороны потребителя снижают значение предельного частного выигрыша (также и предельного выигрыша общества). Аналогичный пример: пробки на дорогах. При этом автомобилисты сами создают отрицательную экстерналию и платят за это своим временем. Негативные внешние эффекты устраняются путем вмешательства государства в экономику.

 

ГОМОГЕННОСТЬ – однородность.

 

НЕВОСПОЛНИМЫЕ РЕСУРСЫ – ресурсы, запасы которых невозможно восстановить. Сюда в первую очередь относятся все полезные ископаемые. Каждая использованная единица такого ресурса сокращает остаточную величину его запасов. Однако некоторые из невозобновляемых ресурсов могут быть заменимыми (например, минеральные топливные ресурсы – атомной и солнечной энергией).

 

ПАТЕНТ – документ, свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на использование изобретения. Если патентное право на использование этого объекта принадлежит определенному лицу, то другое лицо не вправе использовать запатентованный объект без разрешения автора патента.

 

ЛИЦЕНЗИЯ – получение от государственных органов разрешения на осуществление внешнеторговой деятельности. Одна из форм государственного контроля за экспортом, импортом и использованием валютных средств.

 

ТРЕСТ – одна из форм экономических объединений, в рамках которых участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Преимущественное развитие тресты получили в отраслях, производящих однородную продукцию. В современный период тресты встречаются редко.

interneturok.ru

Интересное обществознание/Конкуренция и монополия — Викиучебник

Материал из Викиучебника — открытых книг для открытого мира

< Интересное обществознание Перейти к навигации Перейти к поиску

Конкуренция и монополия[править]

На рынке складываются различные соотношения конкуренции и монополии:[править]

Автомобиль ВАЗ 2101. Знаменитая "Копейка". ЗАЗ-965A Автомобиль "Запорожец". Автомобиль "Волга" ГАЗ-21. Автомобиль "Москвич" 412
  • Рынок чистой (совершенной) конкуренции, когда на рынке существует много производителей однотипной продукции, например, производителей овощей, которые не могут диктовать другим производителям условия сбыта, цену товара. В этом случае достоинства и недостатки рыночной конкуренции проявляются наиболее полно.
  • Рынок монополистической конкуренции, когда на рынке существует много производителей, каждый из которых предлагает свой, отличный от других товар, например, продукты питания, мебель или одежда, для удовлетворения одной и той же потребности, при этом каждый производитель обладает авторскими правами и имеет некоторую возможность в

ru.wikibooks.org

Методическая разработка урока на тему "Конкуренция и монополия" по предмету "Обществознание"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

"Феодосийская санаторная школа-интернат»

Методическая разработка урока по вопросу:

«Конкуренция и монополия»

Тема. Рыночные отношения в экономике

Глава «Экономика»

по предмету «Обществознание (включая экономику и право)»

(по учебнику Л.Н. Боголюбова, базовый уровень, 2014 г. издания)

для учеников 11 класса

учитель обществознания

Копченко Ирина Михайловна

2018-2019 учебный год

Цели и задачи урока: 

  1. обучающие:

  • раскрыть существенные признаки понятий «конкуренция» и «монополия»;

  • сформировать умения учащихся различать модели рынка, используя признаки классификации рыночных структур и их особенности;

  • закрепить умения и навыки у учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях, сформировать у них умения делать выводы, проводя анализ существующей рыночной структуры;

  1. развивающие:

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

- развитие навыков высказывать собственные мысли;

- развитие коммуникативных умений;

3) воспитательные:

- воспитание экономического мышления;

- воспитание уважительного отношение к собеседнику; соблюдения культуры общения, и ее составляющих элементов, таких как: умение слушать и понимать, вежливо и корректно вести себя, высказывать свою точку зрения. 

Форма работы: групповая

Дидактические материалы и оборудование: учебник (Обществознание. 11 класс: базовый уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 336 с.), компьютер и проектор или мульти-медийная доска, презентация, карточки с информацией, таблица для заполнения, правила написания синквейна, лист самооценки работы в группе.

Технология обучения: личностно-ориентированная, активная.

Педагогические приемы: решение ребуса, групповая (парная) работа, составление синквейна.

Время проведения: урок продолжительностью 40 минут (специфика санаторной школы-интерната).

Основные понятия и термины (экономические):  Конкуренция. Экономическое соперничество. Виды базовых моделей рынка по типу конкурентной среды. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монопсония.

Содержательные стандарты. Конкуренция и ее виды. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия.

Подготовительный этап: учащиеся повторяют правила составления синквейна.

Интернет-ресурсы. Используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представленные в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru. Используемые учебные материалы («Введение в экономику», 10,11 классы, Автономов В.С. (N 113490) позволяют расширить иллюстративный, графический материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий. Ссылка на материалы по теме «Конкуренция. Типы рынков» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2e8b20d1-1626-41de-8996-64f37cb6a4e0/59932/?interface=catalog&subject=22

План проведения урока

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

I

Организационный

5

Приветствие

Постановка цели и задач урока

Определение темы урока путем решения ребуса

Актуализация темы

II

Изучение нового материала

15

Рассказ учителя

Групповая работа (работа в парах)

III

Закрепление материала

10

Привести примеры

Метод соотношений

IV

Рефлексия

5

Посредством синквейна

V

Подведение итогов

5

Анализ работы учащихся

Выдача домашнего задания

Ход внеурочного мероприятия

I этап: организационный
1) Встреча учащихся, приветствие, проверка готовности к уроку.
2) Постановка цели и задач урока.

  1. Актуализация темы.

Тему урока ученики могут узнать, разгадав ребус

Ответ: конкуренция

А что такое конкуренция, какая она бывает и зачем она нужна вы узнаете на протяжении сегодняшнего урока. (Если класс «сильный» можно дать возможность ученикам самом поставить вопросы по теме «Конкуренция» на которые они хотели бы получить ответы»)

II этап: изучение нового материала

Вступительное слово учителя: Что означает, на ваш взгляд, слово «конкуренция», «конкурентный рынок»?

Ответы: состязание, соревнование, соперничество, борьба.

Учитель:

  • Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг (или между потребителями за товар в условиях дефицита).

  • За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.

  • Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.

Вопрос к учащимся: Существовало ли это понятие при командной (административной) экономике, имело ли оно большое значение в развитии производства?

Возможный ответ: Нет, так как не было свободы выбора ни у производителей, ни у потребителей. Это была плановая экономика.

Учитель: Конкуренция - неотъемлемая черта рыночной экономики. В переводе с латинского означает «сбегаться», «сталкиваться». Конкуренция – это свободное экономическое соперничество между фирмами за деньги покупателя.

Посмотрите, какое определение конкуренции представлено в учебнике, запишите его в тетрадь:

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономический интересов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Используют разные классификации конкуренции, одна из которых представлена на рисунке 1.

Рисунок зарисовывается в тетрадь и обсуждается учениками с помощью учителя..

По типу конкурентной среды экономисты выделяют четыре базовых модели рынка:

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- монополия.

Для изучения характерных признаков того или иного вида рынка применяется метод групповой работы. Из учеников класса нужно сформировать 4 группы. В силу небольшого контингента учеников в санаторной школе-интернате, для которой разрабатывался данный урока, выбран один из методов групповой работы – работа в парах.

Каждой группе (паре) выдается раздаточный материал для изучения нового материала соответствующей модели рынка (Приложение 1) .

После изучения раздаточного материала ученикам предлагается заполнить таблицу (Приложение 2) в части изученной модели рынка. Варианты ответов приведены внизу таблицы с тем количеством повторов, которые необходимы для заполнения. Если ученики достаточно подготовлены, то варианты ответов из таблицы можно удалить. Результаты заполнения таблицы сопровождаются на слайдах презентации и обсуждаются всеми учениками в классе.

Кроме рассмотренных базовых моделей рынка можно встреть рынки:

монопсония - ситуация на рынке, при которой покупку товара осуществляет один-единственный покупатель;

- олигопсония - рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента, возникает дуополия.

Вопрос: Когда подобные ситуации может возникнуть?

III этап: Закрепление материала

Вопросы на закрепление учебного материала:

Какую рыночную структуру представляет каждое из следующих предприятий:

- молочный магазин, расположенный вблизи вашего дома;

- парикмахерская, которую вы обычно посещаете;

- метрополитен;

- металлургический комбинат;

- коммерческий банк;

- зерновая ферма?

Задание на закрепление учебного материала. Определите к какому типу конкуренции относятся приведённые ниже признаки рынков: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Признаки рынков:

Типы рынков:

а) множество покупателей и продавцов одинаковых товаров;

1) монополия;

б) рынок, на котором есть только один продавец;

2) олигополия;

в) рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие товары;

3) совершенная конкуренция;

г) рынок, на котором господствуют несколько крупных продавцов;

4) монополистическая конкуренция.

д) рынок, на котором отсутствуют входные барьеры;

е) рынок, отличающийся самыми высокими затратами на рекламу;

ж) самый распространённый тип конкуренции.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

1

4

2

3

3

4

IV. Рефлексия.

В качестве рефлексии можно предложить детям написать синквейн на тему конкуренция. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк, которое составляется по особым правилам.

Алгоритм составления синквейна:

1. Первая строчка стихотворения - одно из ключевых экономических понятий, существительное – в данном случае «конкуренция»

2. Вторая строчка стихотворения - два прилагательных, которые характеризуют выбранное понятие.

3. Третья строчка - три глагола, характеризующих понятие в действии.

4. Четвертая строчка - краткое высказывание о данном понятии (лучше из четырех слов).

5. Пятая строчка - одно слово, существительное, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным ключевым экономическим понятием.

Примеры Синквейнов на тему Конкуренция:

конкуренция
ценовая, несовершенная
улучшают, торгуются, побеждают
борьба, соперничество в какой-либо области
столкновение

конкуренция

индивидуальная, глобальная

стимулирует, побуждает, мотивирует

полезна для всего общества.

стимул

Можно усложнить задание и предоставить каждой группе составить синквейн на тему, соответствующую той модели рынка, которая изучалась группой.

V этап: Подведение итогов урока

Анализ работы учащихся. Учитель оценивает работу каждой группы не только по количеству правильных ответов, но и по другим критериям (активности, смекалке, позитивном настрое и т.д.). Выставляются оценки каждому ученику в зависимости от оценки группы и личного вклада ученика в общий результат, для чего используется оценочные листы различных вариантов – либо для оценки работы в паре, либо оценка работы в группе (приложение 3).

Домашнее задание:

  1. задания 3, 4 стр. 44 учебника – устно;

  2. ответить письменно на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием австрийского экономиста, политолога Ф. Хайека (1899-1992 гг.), который говорил: «Общества, полагающиеся на конкуренцию… успешнее других достигают свои целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации»? Приведите примеры и аргументы своей позиции.

  3. дополнительное задание повышенной сложности (для желающих). Подготовить реферат на тему: «Государственные и естественные монополии» (с обязательными примерами). Ссылки на дополнительные материалы:

Приложение 1

ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 КЛАСС

Тема 4. Рыночные отношения в экономике Вопрос: Конкуренция и монополия

Раздаточный материал – группа 1

Монополия (чистая монополия). При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, Почтовое ведомство США), чистая регулируемая монополия (например, “Кон-Эдисон”) или частная нерегулируемая монополия (например, “Дюпон” в период выхода на рынок с нейлоном). Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом для покрытия издержек или получения хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемирного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение “справедливой нормы прибыли”, которые даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок (обычно завышенную). И тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.

Приложение 1

ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 КЛАСС

Тема 4. Рыночные отношения в экономике Вопрос: Конкуренция и монополия

Раздаточный материал – группа 2

Конкуренция (чистая конкуренция, свободная конкуренция). Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товаров, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Приложение 1

ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 КЛАСС

Тема 4. Рыночные отношения в экономике Вопрос: Конкуренция и монополия

Раздаточный материал – группа 3

Монополистическая конкуренция. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами и внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующим товарам услугам. Покупатели видят разницу предложения и готовы платить за товары по разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко используется практикой присвоения товарам марочных названий, рекламы и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем условия олигополистического рынка.

Приложение 1

ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 КЛАСС

Тема 4. Рыночные отношения в экономике Вопрос: Конкуренция и монополия

Раздаточный материал – группа 3

Олигополия (олигополистическая конкуренция). Олигополистический рынок состоит из большого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобиль, компьютер). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10 %, покупатели быстро переключаются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большого числа объема услуг. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

.

Влияние продавцов

Уровень

Наличие

Возможность проникновения

рынков

продавцов

покупателей

товара

на уровень цен

цен

торговой марки

на рынок новых продавцов

  1. Чистая (совершенная) конкуренция

множество

множество

стандартный

незначительно

рыночная цена

необязательно

никаких затруднений

2. Монополистическая конкуренции

множество

множество

дифференци-рованный

имеется возможность влияния

рыночная цена

обязательно

никаких затруднений

3. Олигополистическая конкуренция

небольшое

множество

стандартный или дифференци-рованный

имеется, с риском вызвать

«войну цен»

цена ведущего продавца

необязательно

затруднена, возможны отдельные препятствия

4. Чистая монополия

один

множество

уникальный, не имеющий заменителей

цену устанавливает продавец с ориентацией на государственное

регулирование

цена единственного продавца

необязательно

практически непреодолимые барьеры на входе

Варианты ответов

(по столбцу).

Повторяется столько раз, сколько встречается в таблице.

- один

- множество

- множество

- небольшое

- множество

- множество

- множество

- множество

Р.S. рынок, на котором только один покупатель - монопсония

- уникальный, не имеющий заменителей

- дифференци-рованный

- стандартный

- стандартный или дифференци-рованный

- имеется, с риском вызвать

«войну цен»

- имеется возможность влияния

- цену устанавливает продавец с ориентацией на государственное

регулирование

- незначительно

- рыночная цена

- цена ведущего продавца

- цена единственного продавца

- рыночная цена

- необязательно

- необязательно

- необязательно

- обязательно

- практически непреодолимые барьеры на входе;

- затруднена, возможны отдельные препятствия;

- никаких затруднений

- никаких затруднений

Приложение 3

Оценочный лист работы в паре

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Приложение 3

Лист самооценки работы в группе

Название группы.

Фамилия имя

Оцени работу своей группы.

Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.

- Все ли члены группы принимали участие в работе над заданием?

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

А) да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

- Оцени свой вклад в работу группы ________________ баллов.

Отметь нужный балл по шкале от 0 до 10, где:

0 (Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась).

infourok.ru

Монополия - это... Что такое Монополия?

  • МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МОНОПОЛИЯ — (monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым… …   Экономический словарь

  • Монополия — (monopoly) Рынок, на котором действует единственный продавец (производитель). В том случае, когда имеется единственный продавец и единственный покупатель, ситуация называется двусторонняя монополия (bilateral monopoly) (cм. также:… …   Словарь бизнес-терминов

  • МОНОПОЛИЯ — исключительное право производства, торговли и т.д., прина длежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что либо. МОНОПОЛИЕЙ называют также крупную фир му, имеющую решающую роль в какой либо сфере… …   Финансовый словарь

  • монополия — См …   Словарь синонимов

  • Монополия — (в экономике) [monopoly] ситуация на рын­ке, когда фирма, называемая «монополистом«, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с… …   Экономико-математический словарь

  • МОНОПОЛИЯ — МОНОПОЛИЯ, монополии, жен. (от греч. monos один и poleo продаю). Исключительное право на производство или продажу чего нибудь (юр., экон.). Монополия внешней торговли есть одна из незыблемых основ политики советского правительства. Страховая… …   Толковый словарь Ушакова

  • Монополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке товара (услуги) присутствует один крупный продавец, за счет своего положения способный влиять на цены. Прочие продавцы намного меньше и не в состоянии оказывать влияние на рынок. Частный… …   Банковская энциклопедия

  • МОНОПОЛИЯ — (от моно... и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… …   Современная энциклопедия

  • Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос. Но в таком же положении может находиться и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Монополия — (от моно... и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • economic_dictionary.academic.ru

    Опубликовано в категории: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *