Особые экономические зоны в россии 2019: Министерство экономического развития Российской Федерации — Деятельность

Содержание

Перечень — список особых экономических зон России

1Алтайский крайОЭЗ ТРТ «Бирюзовая катунь»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
2Астраханская областьОЭЗ ППТ «Лотос»СоздаетсяGreenfieldГосударственная

3

Владимирская область

ОЭЗ ППТ «Доброград-1»

Создается 

Greenfield

Частная

4Еврейская автономная областьТОР «Амуро-Хинганская»СоздаетсяGreenfieldГЧП
5Иркутская областьОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
6Калужская областьОЭЗ ППТ «Калуга» площадка ЛюдиновоСоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ ППТ «Калуга» площадка БоровскСоздаетсяGreenfieldГосударственная
7Липецкая областьОЭЗ ППТ «Липецк»ДействующийGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ ППТ «Данков»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ РУ «Чаплыгинская»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
8МоскваОЭЗ ТВТ «Зеленоград»ДействующийGreenfieldГосударственная
9Московская областьОЭЗ ТВТ «Дубна» ДействующийBrownfieldГосударственная
  ОЭЗ ТВТ «Исток»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
10Мурманская областьОЭЗ ПТ «Мурманск»ДействующийBrownfieldГосударственная
11Приморский крайОЭЗ ППТ «Владивосток»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ ТРТ «Остров Русский»НамеренияGreenfieldГосударственная
12Псковская областьОЭЗ ППТ «Моглино»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
13Республика АлтайОЭЗ ТРТ «Долина Алтая»СоздаетсяGreenfieldЧастная
14Республика БурятияОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»СоздаетсяGreenfieldГЧП
  ТОСЭР «Селенгинск»НамеренияGreenfieldГосударственная
15Республика ТатарстанОЭЗ ППТ «Алабуга»ДействующийGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ ТВТ «Иннополис»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ ПТ «Свияжск»НамеренияGreenfieldГосударственная
  ТОСЭР «Набережные Челны»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ТОСЭР «Чистополь»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
16Республика ХакасияТОР «Абаза»НамеренияGreenfieldГосударственная
17Ростовская областьТОР «Гуково»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
18Рязанская областьТОСЭР «Лесной»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
19Самарская областьОЭЗ ППТ «Тольятти»ПроектируемыйBrownfieldГосударственная
20Санкт-ПетербургОЭЗ ТВТ «Нойдорф»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ ТВТ «Новоорловская»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
21Сахалинская областьТОСЭР «Южная»НамеренияGreenfieldГосударственная
  ТОСЭР «Горный воздух»НамеренияGreenfieldГосударственная
22Свердловская областьОЭЗ ППТ «Титановая долина»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
23Тверская областьОЭЗ ТРТ «Завидово»ДействующийGreenfieldГосударственная
24Томская областьОЭЗ ТВТ «Томск»ДействующийGreenfieldГосударственная
25Тульская областьТОСЭР «Алексин»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
26Удмуртская РеспубликаТОСЭР «Глазов»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ТОСЭР «Сарапул»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
27Ульяновская областьОЭЗ ПТ «Ульяновск»СоздаетсяBrownfield
Greenfield
Государственная
28Хабаровский крайОЭЗ ПТ «Советская гавань»ДействующийGreenfieldГосударственная
  ОЭЗ ТРТ «Остров Русский»СоздаетсяGreenfieldГосударственная
  ТОСЭР «Хабаровск»ДействующийGreenfieldГосударственная
29Чеченская РеспубликаОЭЗ ТРТ «Ведучи»НамеренияGreenfieldГосударственная
30Чукотский автономный округТОР «Беринговский»СоздаетсяGreenfieldГосударственная

От свободных экономических зон к территориям опережающего развития | Виленский

1. В России появятся 14 новых территорий опережающего развития // Российская Газета, 15.02.2019. URL: https://rg.ru/2019/02/15/v-rossii-poiaviatsia-14-novyh-territorij-operezhaiushchego-razvitiia.html

2. Эксперт: новые особые экономические зоны могут появиться в восьми субъектах страны. URL: https://tass.ru/ekonomika/5528039

3. Портяков В.Я. Политика внешнеэкономической открытости в Китайской народной республике: основные итоги и перспективы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12. No 1. С. 44–68.

4. Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег: отчет ФАТФ, март 2010 г. URL: https://eurasiangroup.org/ru_img/news/typ_17_rus.pdf

5. Гончаренко С.С. Особенности формирования и развития свободных экономических зон в России // Вестник транспорта. 2005. No 2. С. 6–11.

6. Особые экономические зоны // Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/

7. Перечень особых экономических зон и территорий опережающего развития 2019. URL: https://buhguru.com/spravka-info/perechen-oez.html

8. Сокращение числа особых экономических зон в РФ запланировано на 2019 год. URL: https://tass.ru/ekonomika/4213130

9. Госкомпания по управлению особыми экономическими зонами в России будет ликвидирована. URL: https://www.business-gazeta.ru/news/389396

10. Емец М.И., Пургин А.С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития // Экономика, государство, общество. 2015. No 4 (23). С. 3.

11. Территории налоговых льгот и преференций: особые экономические зоны (ОЭЗ) федеральные и региональные, опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР) в моногородах, на Дальнем Востоке и других муниципальных образованиях Российской Федерации. URL: http://www.решение-верное.рф/oez-toser-all

12. Правительство утвердило порядок оценки эффективности ТОР Минвостокразвития России. URL: https://minvr.ru/press-center/news/23553/

13. Алмакунова Р. Могучий ТОР: территории развития оказались эффективнее ОЭЗ // Известия 19.08.2019. URL: https://iz.ru/915582/roza-almakunova/moguchii-tor-territorii-razvitiia-okazalis-effektivnee-oez?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.ru%2f&fa821dba_ipp_key=v1571253891252%2Fv3394bdb37d5572aa937f1f163aeca6afa04ab3%2Fdhxz3oeZxrlokUdpbJSXCA%3d%3d&fa821dba_ipp_uid=1570999363827%2fPTX0VdBsDpsIffbt%2fn%2bklm9IJKS2s9Rn1XWcImQ%3d%3d&fa821dba_ipp_uid2=PTX0VdBsDpsIffbt%2fn%2bklm9IJKS2s9Rn1XWcImQ%3d%3d&fa821dba_ipp_uid1=1570999363827

14. Рыскаль Р. Земля необетованная // Коммерсант. 04.07.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4019522

15. Росляк Ю.В. Развитие инфраструктуры территории опережающего развития «Большой камень» требует комплексного подхода. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/34801

16. Кузнецова О.В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная экономика. 2016. No 4. С. 129–152.

17. Меньщикова В.И., Меркулова Е.Ю. Перспективы развития территорий со специальными режимами хозяйствования // Вестник Мичуринского государственного аграрного универститета. 2017. No 3. С. 142–151.

ОЭЗ «Дубна» стала лидером рейтинга особых экономических зон России

Источник: © , Дубненское информационное агентство, Игорь Немучинский

Особая экономическая зона «Дубна» стала лидером рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон России, который был составлен Ассоциацией кластеров и технопарков, сообщает пресс-служба Министерства инвестиций и инноваций Московской области.

«По результатам первого национального рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон России, составленного Ассоциацией кластеров и технопарков, три подмосковные ОЭЗ вошли в топ-10 лучших зон. Первое место по мнению экспертов, российских и зарубежных инвесторов заняла ОЭЗ «Дубна»», – говорится в материале.

По словам министра инвестиций и инноваций региона Дениса Буцаева, которые приводятся в материале, более 130 резидентов реализуют здесь свои проекты в области медицины, биотехнологий и IT-технологий.

«Только в 2017 году на строительные площадки вышли 16 компаний, а пять заводов до конца года должны быть сданы в эксплуатацию. Подобная активность инвесторов свидетельствует об эффективности такого инструмента как особая экономическая зона», – цитирует пресс-служба зампреда.

Как отмечается в материале, при составлении рейтинга учитывалось количество резидентов, объем осуществленных инвестиций, наличие льгот и преференций для инвесторов, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционная привлекательность региона, открытость информации об ОЭЗ в интернете и другие параметры.

«Это первый за 12 лет функционирования ОЭЗ рейтинг, позволяющий российским и международным инвесторам подобрать наиболее инвестиционно привлекательные площадки, – отметила заместитель директора департамента регионального развития Эльмира Ахмеева. – Рейтинг подготовлен на понятном для инвесторов языке и решает задачу не только поиска наиболее инвестиционно привлекательных площадок, но и совершенствования механизмов привлечения инвестиций, выявления лучших практик, на основе которых могут планироваться инструменты, направленные на дальнейшее развитие и эффективное функционирование ОЭЗ в России».

По информации пресс-службы, в десятку лидеров вошли еще две подмосковные ОЭЗ – шестое место заняла особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Исток» во Фрязине, на девятом месте – ОЭЗ промышленно-производственного типа «Ступино Квадрат» в Ступине.

«Мы считаем достаточно существенными вопросы, связанные с созданием инфраструктуры и условий для развития компаний. Они должны приходить на готовые ресурсоснабжающие решения, которые создают возможность как можно быстрее реализовать проект: газ, электричество и вода должны быть готовы. Именно по такому принципу у нас построена работа в наших экономических зонах», – передает пресс-служба слова Буцаева.

Согласно планам развития все три особые экономические зоны региона планируются к расширению, заключается в релизе.  

Узнайте, как работают ОЭЗ в Подмосковье>>

Подмосковные ОЭЗ – лидеры по эффективности среди экономических зон России


Министерством экономического развития России опубликован отчет о результатах функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) за 2018 год и за период с начала функционирования ОЭЗ. По результатам мониторинга все ОЭЗ, расположенные на территории Московской области, получили наивысшие балы от экспертов Министерства.

Как рассказал заместитель Председателя Правительства Московской области Вадим Хромов, оценка проводилась по 19 абсолютным и относительным количественным показателям, а также по четырем расчетным показателям эффективности.

В отчет вошли:

1) показатель, отражающий эффективность деятельности резидентов ОЭЗ;

2) показатель, отражающий рентабельность вложения средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в создание объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ;

3) показатель, отражающий деятельность органов управления ОЭЗ;

«По результатам оценки 2018 года особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Исток» в городском округе Фрязино и особая экономическая зона промышленно-производственного типа в «Ступино Квадрат» получили 100% по сводному показателю, а с начала функционирования также высшую оценку получила и особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Дубна», — добавил Вадим Хромов.

Согласно реестру Минэкономразвития, в России сейчас действует 25 ОЭЗ четырех типов. Из них 3 – на территории Московской области, и в начале мая Правительство Московской области направило в Минэкономразвития РФ заявку на создание еще одной особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в городском округе Кашира.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1980-2018)

TY — JOUR

T1 — ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1980-2018)

AU — Жериборов, Денис Сергеевич

AU — Князева, Елена Геннадьевна

PY — 2019

Y1 — 2019

N2 — Рассматривается вопрос о создании и функционировании особых экономических зон как территорий с особым юридическим статусом в СССР и Российской Федерации в период с 1980-х годов до настоящего времени. Авторами уделяется внимание истории развития особых экономических зон в разные временные интервалы: с 1980 по 1990, с 1990 по 2000, с 2000 по 2005, с 2005 по 2016 годы. Актуальность статьи обусловлена тем, что привлечение иностранных инвестиций является приоритетным вопросом для руководства любого государства, в частности, для Российской Федерации в разные периоды истории. Отмечается, что важность создания особых экономических зон обусловлена необходимостью привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ как одного из вариантов сотрудничества субъектов Федерации с зарубежными финансовыми группами, поскольку такое экономическое взаимодействие позволяет решать множество социально-значимых вопросов. Анализируются трудности создания свободных экономических зон после распада Советского Союза в условиях политической и экономической нестабильности. Показано, что в последние несколько лет руководство страны принимает меры для эффективного развития данных зон как особого инструмента успешного развития российской экономики.

AB — Рассматривается вопрос о создании и функционировании особых экономических зон как территорий с особым юридическим статусом в СССР и Российской Федерации в период с 1980-х годов до настоящего времени. Авторами уделяется внимание истории развития особых экономических зон в разные временные интервалы: с 1980 по 1990, с 1990 по 2000, с 2000 по 2005, с 2005 по 2016 годы. Актуальность статьи обусловлена тем, что привлечение иностранных инвестиций является приоритетным вопросом для руководства любого государства, в частности, для Российской Федерации в разные периоды истории. Отмечается, что важность создания особых экономических зон обусловлена необходимостью привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ как одного из вариантов сотрудничества субъектов Федерации с зарубежными финансовыми группами, поскольку такое экономическое взаимодействие позволяет решать множество социально-значимых вопросов. Анализируются трудности создания свободных экономических зон после распада Советского Союза в условиях политической и экономической нестабильности. Показано, что в последние несколько лет руководство страны принимает меры для эффективного развития данных зон как особого инструмента успешного развития российской экономики.

KW — special economic zones

KW — USSR

KW — Russia

KW — investment attractiveness

UR — https://elibrary.ru/item.asp?id=37165053

UR — https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000468858300017

U2 — 10.24224/2227-1295-2019-3-246-260

DO — 10.24224/2227-1295-2019-3-246-260

M3 — Статья

SP — 246

EP — 260

JO — Научный диалог

JF — Научный диалог

SN — 2225-756X

IS — 3

ER —

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Для цитирования: Костюнина, Г.М. Свободные экономические зоны в Индонезии // Азиатско-Тихоокеанский регион : экономика, политика, право. – 2016. – № 1-2. – С. 23–41.

Г.М. Костюнина, Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ИНДОНЕЗИИ

Аннотация:

В статье рассмотрена индонезийская практика зонирования, которая берет начало с 1970-х гг., хотя первый опыт оказался неудачным. Вторым этапом является период с конца 1980-х гг., когда был создан треугольник экономического роста» СИДЖОРИ (Singapore — Johor — Riau, SIJORI), объединивший приграничные регионы Сингапура, Малайзии (штат Джохор) и Индонезии (провинция Риау), позднее преобразованный в Южную зону роста. Страна также участвует еще в двух «треугольниках экономического роста» — Северной зоне роста (Индонезия — Малайзия — Таиланд) и Восточноасеановской зоне роста (Бруней — Индонезия — Малайзия — Филиппины). В Индонезии сейчас действуют разные типы свободных экономических зон (СЭЗ), включая зоны свободной торговли (ЗСТ) и свободные порты (СП), туристические зоны, технопарки, промышленные парки и специальные экономические зоны. В статье дана характеристика законодательного регулирования СЭЗ в Индонезии. Подробно рассмотрены нормы Закона 2009 г., включая понятие СЭЗ, ее критерии, система управления, пакет льгот, гарантируемый резидентным компаниям. Автор рассматривает практику функционирования ЗСТ Батам, Бинтан и Каримун, технопарков и туристических зон, анализирует показатели их деятельности, а также выявляет их проблемы. Успешный опыт функционирования СЭЗ и необходимость стимулирования экономического роста страны поставили задачу образования новых СЭЗ — 11 специальных экономических зон, 100 технопарков и 5 морских технопарков — к 2019 г. Так, намечено образовать не менее одного технопарка в каждой провинции и в каждом городе страны в целях содействия переходу к инновационной экономике. Индонезийский опыт функционирования различных типов СЭЗ оказался достаточно эффективным и позволяет сделать определенные выводы для российской практики зонирования.

Ключевые слова:

свободная экономическая зона (СЭЗ), технопарк, специальная экономическая зона, туристическая СЭЗ, зона свободной торговли, свободный порт, Индонезия, Южная зона роста, Северная зона роста, Восточноасеановская зона роста, Батам, Бинтан, Каримун

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Информация для инвесторов

Особые экономические зоны (ОЭЗ) Российской Федерации — это масштабный федеральный проект, направленный на привлечение инвестиций и передовых научных, производственных и управленческих технологий.

Зоны предоставляют компаниям уникальную возможность использовать весь спектр инвестиционных возможностей России, избегая типичных проблем, связанных с нерыночным давлением бизнеса и неэффективным управлением.

Экономическая стабильность

Инвестиции в особые экономические зоны — лучший способ извлечь выгоду из устойчивого восстановления экономики России, растущей потребительской активности на одном из крупнейших мировых рынков и экономики, которая имеет третье место по величине золотовалютных резервов.

Управление персоналом

В России 146,9 млн человек и несколько влиятельных исследовательских школ, многие из которых сосредоточены в регионах, где расположены особые экономические зоны. Инвесторы могут нанимать высококвалифицированный местный персонал и иметь доступ к исследованиям и разработкам в области науки, технологий и медицины.

Транспортный доступ

Выгодное географическое положение России, развитая транспортная инфраструктура и интеграция с международными транспортными коридорами, большая часть которых проходит через территорию страны, позволяет оперативно доставлять продукцию особых зон на внутренний рынок, в Европу, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион и Северную Америку. .

Вызовы России — возможности инвесторов

Проблемы, связанные с довольно устаревшей отраслью и неразвитой инфраструктурой России, могут рассматриваться инвесторами ОЭЗ как стратегические возможности. С учетом налоговых и таможенных льгот локализация высокотехнологичной продукции находит в России готовый рынок, на котором не хватает качественных и доступных промышленных товаров местного производства.

Уникальное преимущество особых экономических зон состоит в том, что они устраняют административные барьеры, защищают инвесторов от коррупции, обеспечивают прямой доступ к благам российской экономики и превращают проблемы, с которыми сталкивается Россия, в факторы коммерческого успеха.Такие компании, как Yokohama, ABB, Schlumberger, Honeywell, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и Sollers, высоко оценивают потенциал российских особых зон и ведут успешную деятельность.

Почему особые экономические зоны в России не привлекают китайских инвесторов

Во время государственного визита в Россию в июне 2019 года китайский лидер Си Цзиньпин вместе с президентом Владимиром Путиным курировал несколько подписаний соглашений об инвестиционном сотрудничестве между китайскими и российскими компаниями [1 ] .Эти документы обещали в ближайшие годы привлечь в Россию прямых иностранных инвестиций Китая (ПИИ) на сумму более миллиарда долларов.

В апреле 2019 года, за два месяца до визита Си Цзиньпина в Россию, я оказался на полевом проекте во Владивостоке, менее чем в 200 км от российско-китайской границы, слушая, как местные заинтересованные стороны жалуются на препятствия на пути привлечения китайского капитала в Россию. дальневосточный рынок. Что касается российского Дальнего Востока, продолжающееся китайско-российское геополитическое сближение и несколько знаковых инвестиционных проектов имеют лишь ограниченное влияние на интерес китайских инвесторов к рынку за границей.Из 140 млрд долларов китайских прямых иностранных инвестиций в Россию в 2017 году только 2% были инвестированы в этот регион, несмотря на усилия Москвы по созданию здесь различных особых экономических зон (ОЭЗ) с целью привлечения прямых иностранных инвестиций за счет снижения налогов и упрощения бюрократических процедур [2] .

Всего на Дальнем Востоке России 20 ОЭЗ. : многочисленные развитые особые экономические зоны (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ). Большинство из них были созданы в 2014-2015 годах — когда после украинского кризиса по России обрушились первые раунды западных санкций.В то время как резиденты СПВ могут заниматься практически любым видом бизнеса, ТОР, как правило, имеют промышленную специализацию. Например, ТОР «Хабаровск» специализируется на логистике и производстве, а ТОР «Надеждинское» специализируется на лесном хозяйстве. В то время как ТОР предоставляют своим резидентам базовую инфраструктуру, резиденты СПВ имеют право приобретать земельные участки без проведения торгов. Кроме того, дальневосточные ОЭЗ гарантируют своим резидентам пониженные налоги, сокращенные контрольные проверки и помощь в защите инвестиций в судебном порядке. [3] .Они также могут пользоваться таможенными льготами, если создают «свободную таможенную зону»: для такой зоны требуются специальные помещения и видеонаблюдение на территории предприятия.

Несмотря на разнообразие ОЭЗ на Дальнем Востоке России и предоставляемые ими льготы, только шести из них удалось привлечь китайские ПИИ . FPV имеет 34 проекта под руководством Китая, которые обязались инвестировать 510 млн долларов в течение следующих трех-пяти лет. Пять других ТОР вместе сумели привлечь 11 проектов под руководством Китая, которые обещали привлечь в Россию 35 млрд долларов прямых иностранных инвестиций [4] .

Однако этих инвестиций не являются фактическими, а «сокращенными» : в 2015–2018 годах общий объем реальных китайских инвестиций на Дальнем Востоке России составил всего лишь 38 млн долларов [5] . На данный момент из 45 проектов в шести ОЭЗ, привлекших китайские инвестиции, только пять начали работу. Большинство из них годами находились на подготовительных стадиях из-за местной бюрократии и отсутствия инфраструктуры.

В то время как политическая воля Москвы сработала при создании дальневосточных ОЭЗ, она, , не смогла разработать для них достойную стратегию .Это влияет на управление ОЭЗ. Корпорация развития Дальнего Востока (FEDC), управляющая компания ОЭЗ, формально отвечает за решение проблем резидентов, но не имеет достаточных законодательных и административных полномочий для выполнения этой обязанности. Представители FEDC подчеркивают пересекающиеся функции различных государственных структур, участвующих в развитии ОЭЗ Дальнего Востока, что сбивает с толку иностранных инвесторов.

При отсутствии стратегических целей инерция местных администраций влияет на эффективность дальневосточных ОЭЗ [6] . Органы местного самоуправления и бизнесмены в регионе часто склонны рассматривать китайские компании не как партнеров, а как конкурентов — за возможности и ресурсы для бизнеса. Им не удается создать неформальную поддержку китайских инвесторов, которая часто является для них решающим фактором при принятии решения об инвестировании в другие страны со слабым верховенством закона [7] .

Конфликт интересов между Москвой и населением при привлечении инвестиций на Дальний Восток России приводит к проблемам с операциями в ОЭЗ. Жители недовольны постоянно меняющимся законодательством, касающимся зоны, которое применяется к ним задним числом. Изменения в законодательстве часто связаны с опасениями местных властей, что ОЭЗ могут стать «слишком льготными» и подорвать местную налоговую базу. Например, в 2017 году чиновники в Приморском крае решили лишить FPV-резидентов налоговых льгот, если они покупали оборудование, которое ранее использовалось нерезидентами FPV, чтобы убедиться, что компании не приобретают статус FPV-резидентов для уклонения от уплаты налогов.

Некоторые льготы ОЭЗ не функционируют в полной мере . Например, свободная таможенная зона, на которую имеют право резиденты ОЭЗ, требует строительства специальной таможенной инфраструктуры, что является слишком дорогостоящим для большинства резидентов ОЭЗ [8] . Некоторые проекты СПВ ждут утверждения земельного участка несколько месяцев из-за бюрократических проблем с местными властями, в то время как некоторые жители ТОР жалуются на низкое качество базовой инфраструктуры.

Наконец, существование ОЭЗ не решает более крупных социально-экономических проблем дальневосточного рынка : хотя оно охватывает 40.6% или территории России, ее доля в ВВП страны составляет всего четыре процента [9] . Небольшие размеры рынка и отсутствие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке отталкивают китайских инвесторов. В целом, неустойчивость российской валюты, нехватка квалифицированной рабочей силы на Дальнем Востоке России и сложное российское законодательство заставляют китайцев уезжать из России в другие направления для инвестиций.

Когда Москва создала ОЭЗ на своем Дальнем Востоке, она в конечном итоге создала наиболее благоприятные инвестиционные зоны в России.Однако российские власти явно недооценили конкуренции со стороны соседних Китая и Южной Кореи, ведущих азиатских экономик, которые находятся ближе к российскому Дальнему Востоку, чем Москва. Дальневосточные ОЭЗ стали последним прибежищем для внутреннего российского бизнеса, но все еще не могут конкурировать в привлечении ПИИ с основными азиатскими рынками, которые имеют более прозрачную политику привлечения инвестиций, стабильное законодательство и четкие правила игры для инвесторов.

Банкноты

[1] Президент России.(2019) Российско-китайские документы, подписанные в ходе государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Российскую Федерацию. Президент России.

[2] Центральный банк Российской Федерации. (2018). Прямые инвестиции в Российскую Федерацию. Операции по инструментам и странам партнерам.

[3] Корпорация развития Дальнего Востока. (2019). Корпорация развития Дальнего Востока.

[4] Там же.

[5] Центральный банк Российской Федерации.(2018). Прямые инвестиции в Российскую Федерацию. Операции по инструментам и странам партнерам.

[6] Иванов, С., Савченко, А., Зуенко, И., Козлов, Л. (2016). Китайский капитал на Южного Дальнего Востока России: Ожидания Государства и Реалии Взаимодействия . Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии городов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук. С. 5-29.

[7] Габуев А. (2019). Невпроворот на Восток. Московский Центр Карнеги.

[8] Спивак В. и Фой Х. (2019). Россия изо всех сил пытается привлечь китайский капитал на Дальний Восток . Financial Times , [онлайн]. Доступно по адресу: https://www.ft.com/content/d4cf3486-681b-11e9-a79d-04f350474d62 [по состоянию на 11 августа 2019 г. ].

[9] Федеральная служба государственной статистики. (2019). Социально-экономическое положение федеральных округов — 2019 г. Федеральная служба государственной статистики.

Некоторые политические уроки Алексея В.Кузнецова Ольга Владимировна Кузнецова :: ССРН

23 стр. Размещено: 11 июн 2020

Дата написания: 2 сентября 2019 г.

Абстрактные

В статье исследуется экономическая эффективность российских особых экономических зон (ОЭЗ), созданных федеральными властями с 2005 года.Результаты неоднозначны: окупаемость ОЭЗ низкая, но они продолжают привлекать резидентов; ОЭЗ более привлекательны для иностранных инвестиций, но их отраслевая структура принципиально не лучше, чем структура в целом по стране; Производительность труда на предприятиях ОЭЗ выше, чем в стране, но в основном благодаря их недавнему созданию. Распространенными узкими местами развития ОЭЗ являются нестабильность законодательства об ОЭЗ, низкий уровень активности федеральных властей в развитии ОЭЗ до экономического кризиса, конкуренция с другими льготными режимами для инвесторов и длительный период поиска оптимальной системы управления ОЭЗ. .Различия в эффективности отдельных ОЭЗ объясняются особенностями территорий, на которых создаются ОЭЗ. ОЭЗ успешны, если они создаются на территориях с выгодным географическим положением и в регионах с высоким уровнем промышленного развития.

Ключевые слова: Особые экономические зоны, ОЭЗ, Россия, иностранные резиденты ОЭЗ, эффективность ОЭЗ

Рекомендуемое цитирование: Предлагаемая ссылка

Кузнецов, Алексей В.и Кузнецова, Ольга В., Успех и провал российских ОЭЗ: некоторые уроки политики (2 сентября 2019 г. ). Журнал транснациональных корпораций, Vol. 26, No. 2, 2019, Доступно в ССРН: https://ssrn.com/abstract=3623048