Понятие монополии: Что такое монополия – тип конкуренции, рыночная структура

Монополия — Альт-Инвест

Открыть эту статью в PDF

Определение и базовая модель монополии

Монополия — состояние рынка, при котором отсутствует конкуренция и одна компания является единственным поставщиком продукта или услуги. Для такого рынка характерны следующие особенности:

  1. Продавец устанавливает цену.
  2. Продавец не использует рыночные стратегии, то есть в своих решениях не учитывает возможную реакцию текущих и потенциальных конкурентов на эти решения.
  3. Рынок имеет настолько высокие барьеры на вход, что появление других участников невозможно.
  4. Покупатели не влияют на цену и вынуждены принимать ее. Они могут только отказаться от потребления соответствующего продукта (при этом как правило подразумевается, что доступной альтернативы этому продукту нет).

Главный экономический эффект монополии для компании, которая является единственным поставщиком, —  возможность долгосрочно получать положительную экономическую прибыль, то есть прибыль, превышающую и издержки производства, и стоимость задействованного капитала.

 

Условия возникновения монополии

Монопольные рынки возникают в силу разных причин. Один из вариантов, который часто рассматривается как нежелательная форма монополии, — создание одной компанией доминирующего положения на рынке за счет поглощения конкурентов и других действий для укрупнения бизнеса.

Монопольное рыночное положение на рынке, который до этого был конкурентным, может быть обеспечено двумя способами:

  1. Создание компании, имеющей настолько значительную долю рынка, что она может игнорировать конкурентов. Обычно происходит путем поглощения других участников рынка. В таких сделках выгода достигается за счет того, что после устранения конкуренции созданная компания-монополист сможет устанавливать более высокие цены и получить прибыль более высокую, чем было возможно на конкурентном рынке.
  2. Объединение независимых компаний для ведения согласованной коммерческой и производственной политики (например, создание картеля).

Еще один вариант — естественная монополия, которая основана на доступе компании либо к уникальному ресурсу, либо к объекту инфраструктуры, который невозможно или экономически нецелесообразно дублировать.

Типичные примеры рынков, на которых возникают естественные монополии:

  • транспортная инфраструктура (дороги, железные дороги, мосты),
  • сети передачи электроэнергии,
  • сети водоснабжения и канализации.

Как правило, государство участвует в работе естественных монополий. Это участие может ограничиваться регулированием цен, но возможно и сотрудничество на основе государственно-частного партнерства и полностью государственный бизнес на монопольных рынках.

Последний вариант — монополия, предоставленная государством

. Для того, чтобы стимулировать определенные виды деятельности, государство может предоставлять компаниям монопольные права, позволяющие извлекать повышенную прибыль из продаж и не опасаться конкуренции. Самый широко распространенный вид такой монополии — патенты и авторские права, которые дают монопольное право на продукт для того, чтобы стимулировать инновации. Защищенный патентом продукт может быть только одним из множества аналогичных продуктов на конкурентном рынке, но инновации обычно направлены на то, чтобы создать для продукта уникальные свойства, которые сделают его хотя бы ограниченной монополией.

 

Эластичность спроса и максимизация прибыли

Как правило, размер спроса (зеленая линия на графике) постепенно убывает с ростом цены. Чем менее «обязательным» является потребление продукта, тем больше эластичности проявляет спрос и тем быстрее он падает с ростом цены.

Маржинальные издержки при этом растут с объемом производства. В условиях совершенной конкуренции производители стремятся наращивать объем производства до тех пор, пока это будет окупаться. В результате производство обычно устанавливается на уровне, где пересекаются линии спроса и издержек.

Это можно считать оптимальным объемом производства и продаж.

В условиях монополии производитель устанавливает цену, которая обеспечивает ему положительную экономическую прибыль. Эта цена будет выше, чем цена для оптимального объема продаж, а уровень спроса при такой цене окажется ниже. В результате происходит два изменения в экономических результатах:

  1. Часть выгоды, которая при совершенной конкуренции оставалась бы у покупателей, переходит к продавцу.
  2. Некоторая часть выгоды просто теряется из-за того, что объем производства будет меньше оптимального. На графике это желтая область.

Соответственно, экономическая модель монополии ведет к некоторому снижению эффективности работы экономики, а также перераспределяет часть выгоды в пользу продавца (что может быть оправданным или чрезмерным, в зависимости от обстоятельств).

 

Государственное регулирование монополий

Большинство стран создали законодательство и регулирующие механизмы, направленные на то, чтобы не допустить возникновение монополий у частных компаний на рынках, которые должны работать в условиях конкуренции. Эти регулирующие механизмы относятся к следующим типам:

  • Ограничения слияния компаний. Если компании планируют слияние или поглощение, и эта сделка может привести к слишком большой доле рынка у одного участника, государство требует согласования сделки со специальным антимонопольным органом. Для определения того, следует ли получать разрешение, могут быть использованы формальные показатели, такие как индекс Херфиндаля, но критерии могут быть другими и меняться в зависимости от рынка.
  • Искусственное разделение компаний. Если постепенный рост одного из производителей привел к тому, что его доля рынка попадает под понятие монополии, то антимонопольные органы могут потребовать разделения компании на несколько частей и продажи их разным владельцам. Такое же искусственное разделение проводят и в момент преобразования компаний. Например, в России во время реформы железных дорог из состава ОАО «РЖД» был выведен ремонтный комплекс, состоящий из 120 вагоноремонтных депо. По настоянию антимонопольной службы они были разделены на три примерно одинаковых вагоноремонтных компании, имеющих свои депо во всех регионах.
  • Штрафы и особые налоги. Антимонопольные службы могут вмешиваться в работу компаний еще до того, как монополия создана. Для этого они применяют штрафы за действия, которые нарушают свободную конкуренцию в отрасли.

Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ • Президент России

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О естественных монополиях

 

Принят Государственной Думой                              19 июля 1995 года

 

(В редакции федеральных законов от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.01.2003 № 16-ФЗ, от 26.03.2003 № 39-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.05.2006 № 62-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 11.07.2011 № 190-ФЗ, от 18.
07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 132-ФЗ, от 30.12.2012 № 291-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ, от 26.07.2017 № 205-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

 

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

Статья 3. Определения основных понятий

 

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; (В редакции Федерального закона от 25. 12.2008  № 281-ФЗ)

потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).

Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц» применяются соответственно в значениях, указанных в статьях 4 и 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». (В редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 205-ФЗ)

Понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 10.01.2003  № 16-ФЗ)

 

Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

 

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: (В редакции Федерального закона от 10. 01.2003  № 16-ФЗ)

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

(Абзац исключен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; (В редакции Федерального закона от 08.11.2007  № 261-ФЗ)

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005  № 199-ФЗ)

услуги по передаче электрической энергии; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

услуги по передаче тепловой энергии; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005  № 199-ФЗ)

захоронение радиоактивных отходов; (Абзац введен — Федеральный закон от 11. 07.2011  № 190-ФЗ)

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; (Абзац введен — Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ)

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.07.2012 № 132-ФЗ)

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2003  № 16-ФЗ)

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2003  № 16-ФЗ)

 

Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий

 

1. Для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее — органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 31.12.2005  № 199-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

 

Глава II. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии

 

Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

 

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования):

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей). (Часть введена — Федеральный закон от 08.08.2001  № 126-ФЗ; в редакции Федерального закона от 04.05.2006  № 62-ФЗ)

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.  (В редакции федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ)

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами. (Часть введена — Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ)

Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». (Часть введена — Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)

 

Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии и согласование действий, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий

 

1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, согласование:

любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестиций субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажи, сдачи в аренду или иной сделки, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода.

3. Для совершения действий, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства по основаниям, установленным правилами рассмотрения ходатайств, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Орган регулирования естественной монополии в срок не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — о согласии или об отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее чем в течение 15 дней со дня его получения.

Если в пятнадцатидневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

4. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется посредством:

федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

6. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

7. Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий.

8. Государственный контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сферах естественных монополий осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который должен предусматривать в том числе предмет осуществления указанного контроля.

(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

 

Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий

 

1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

проекты планов капитальных вложений.

3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

4. Субъекты

Что такое монополия? Определение монополии, значение монополии

Что такое монополия? Определение монополии, монопольное значение — Economic Times

представлены фонды

Pro Investing от Aditya Birla Sun Vife Mutual Fund

Invest Now

Представленные фонды

★ ★ ★ ★

Mirae Asset Hybrid Fund -Fund -storce

5Y Возврат

12,21 %

Инвестировать сейчас

Поиск

+

Деловые новости›Определения›Экономика›Монополия

Предложить новое определение

Предлагаемые определения будут рассмотрены для включения в Economictimes.com

Экономика


Определение: Рыночная структура, характеризуемая одним продавцом, продающим уникальный продукт на рынке. На монопольном рынке продавец не сталкивается с конкуренцией, поскольку он является единственным продавцом товаров, не имеющих близких заменителей.

Описание: На монопольном рынке такие факторы, как государственная лицензия, право собственности на ресурсы, авторское право и патент, а также высокая начальная стоимость делают предприятие единственным продавцом товаров. Все эти факторы ограничивают вход на рынок других продавцов. Монополии также обладают некоторой информацией, которая не известна другим продавцам.

Характеристики, связанные с монопольным рынком, делают единственного продавца не только ценообразователем, но и контролером рынка. Он наслаждается властью устанавливать цену на свои товары.

Узнайте больше о Монополии. View this…

Подробнее News on

  • если это сломается, это создаст проблемы для планеты: Рахул Ганди в ВеликобританииЛидер оппозиции, который находится в туре по Великобритании, провел сеанс взаимодействия на конференции «Идеи для Индии», организованной некоммерческим аналитическим центром Bridge India. в пятницу, во время которого он сформулировал видение своей партии массовых акций, которые приведут к чему-то «прекрасному» для страны.
  • ОАЭ планируют положить конец монополиям некоторых крупных торговых семей: отчетПравительство не сразу ответило на запросы Reuters о комментариях, но государственное информационное агентство WAM процитировало заявление Министерства экономики, в котором говорится, что законопроект о коммерческих агентствах все еще находится в законодательном цикле и «еще слишком рано давать подробности».
  • Ресурсы для развития финансовой грамотности в юном возрасте для обеспечения развития предпринимательстваДети и подростки вступают во взрослую жизнь, не зная, как правильно распоряжаться своими ресурсами. В результате родители являются основными педагогами, когда дело доходит до обучения подростков навыкам управления деньгами.
  • Аргумент Саураба Мукерджи о том, почему такие конгломераты, как RIL, не злоупотребляют своим господством Саураб Мукерджа, основатель и главный инвестиционный директор Marcellus Investment Manager, утверждал, что в Индии общественность не должна путать большую долю рынка с монополистической практикой.
  • Правительство Моди должно раскрыть цели национального трубопровода монетизации: бывший министр иностранных дел ЧидамбарамЧидамбарам спросил правительство, будут ли в приглашение к участию в торгах (ITB) включены положения, гарантирующие, что процесс монетизации не создаст монополий или дуополий в секторе.
  • Необходимость избежать использования экрана заставила многих бросить кости и вернуться к настольным играм. Поскольку большинство из нас работает из дома, добавление веселья и уменьшение трения дома звучит как хорошая идея.
  • Китай нацелился на империю Alibaba Джека Ма в ходе расследования монополии Когда-то признанная движущей силой экономического процветания и символами технологического совершенства страны, Alibaba и ее конкуренты, такие как Tencent Holdings Ltd., сталкиваются с растущим давлением со стороны регулирующих органов после того, как накопили сотни миллионов пользователей и получили влияние почти каждый аспект повседневной жизни в Китае.
  • Китай нацелился на империю Alibaba Джека Ма в ходе расследования монополии Когда-то признанная движущей силой экономического процветания и символами технологического мастерства страны, Alibaba и ее конкуренты, такие как Tencent Holdings Ltd. , сталкиваются с растущим давлением со стороны регулирующих органов после того, как накопили сотни миллионов пользователей и получили влияние почти каждый аспект повседневной жизни в Китае.
  • Китай нацелился на империю Alibaba Джека Ма в ходе расследования монополии Когда-то признанная движущей силой экономического процветания и символами технологического совершенства страны, Alibaba и ее конкуренты, такие как Tencent Holdings Ltd., сталкиваются с растущим давлением со стороны регулирующих органов после того, как накопили сотни миллионов пользователей и получили влияние почти каждый аспект повседневной жизни в Китае.
  • Инвестиции в акции? Ищите эти рвы, чтобы выбрать долгосрочных победителей. Ров — это преимущество, которым одна компания пользуется по сравнению с другими, что помогает ей выдерживать конкуренцию и выходить победителем в долгосрочной перспективе. ET Wealth объясняет, как это работает.

Загрузить еще

Trending Definitions Долговые фонды Ставка репоВзаимный фондВаловой внутренний продуктСбор данныхРекламаПродуктМонополияКриптографияАмортизация

монополия и конкуренция | Определение, структуры, производительность и факты

Адам Смит

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Ученая рука Жан Тироль Морис Алле Фрэнсис Исидро Эджворт Эдвард Гастингс Чемберлин
Похожие темы:
картель Индекс Герфиндаля-Хиршмана Индекс Лернера монопсония соляная монополия

Просмотреть весь связанный контент →

монополия и конкуренция , основные факторы в структуре экономических рынков. В экономике монополия и конкуренция означают определенные сложные отношения между фирмами в отрасли. Монополия предполагает исключительное владение рынком поставщиком товара или услуги, которым нет замены. В этой ситуации поставщик может определить цену продукта, не опасаясь конкуренции со стороны других источников или за счет товаров-заменителей. Обычно предполагается, что монополист выберет цену, максимизирующую прибыль.

Типы рыночных структур

На конкуренцию напрямую влияют средства, с помощью которых компании производят и распространяют свою продукцию. Разные отрасли имеют разную рыночную структуру, т. е. разные рыночные характеристики, определяющие отношения продавцов друг к другу, продавцов к покупателям и т. д. Аспекты структуры рынка, лежащие в основе конкурентной среды, включают: (1) степень концентрации продавцов в отрасли, (2) степень дифференциации продукции и (3) легкость или трудности, с которыми новые продавцы могут войти в отрасль.

Концентрация продавцов

Концентрация продавцов относится к количеству продавцов в отрасли вместе с их сравнительными долями продаж в отрасли.

Когда число продавцов достаточно велико, а доля каждого продавца на рынке настолько мала, что на практике он не может, изменив цену продажи или выпуска, ощутимо повлиять на долю рынка или доход любого конкурирующего продавца, экономисты говорят об атомистической конкуренции. . Более распространена ситуация олигополии, при которой число продавцов настолько мало, что рыночная доля каждого из них достаточно велика для того, чтобы даже незначительное изменение цены или объема производства одного продавца оказало заметное влияние на рыночные доли или доходы. конкурирующих продавцов и заставить их реагировать на изменение. В более широком смысле олигополия существует в любой отрасли, в которой по крайней мере некоторые продавцы имеют большие доли рынка, даже если может быть дополнительное количество мелких продавцов. Когда единственный продавец поставляет всю продукцию отрасли и, таким образом, может определять свою продажную цену и объем выпуска, не заботясь о реакции конкурирующих продавцов, существует монополия одной фирмы.

На структуру рынка также влияет то, в какой степени покупатели предпочитают одни продукты другим. В некоторых отраслях продукты рассматриваются покупателями как идентичные, как, например, основные сельскохозяйственные культуры. В других продукты каким-то образом дифференцированы, так что разные покупатели предпочитают разные продукты. Примечательно, что критерий субъективен; предпочтения покупателей могут иметь мало общего с ощутимыми различиями в продуктах, но связаны с рекламой, торговыми марками и отличительным дизайном. Степень дифференциации продуктов, регистрируемая по силе покупательских предпочтений, колеблется от незначительной до довольно высокой, и имеет тенденцию быть наибольшей среди редко покупаемых потребительских товаров и «престижных товаров», особенно тех, которые покупаются в качестве подарков.

Волатильность рынка: выявление и количественная оценка инвестиционных рисков

Простота входа

Отрасли различаются по легкости, с которой в них могут войти новые продавцы. Барьеры для входа состоят из преимуществ, которые продавцы, уже зарекомендовавшие себя в отрасли, имеют по сравнению с потенциальными новичками. Такой барьер обычно измеряется степенью, в которой известные продавцы могут постоянно поднимать свои отпускные цены выше минимальных средних издержек, не привлекая новых продавцов. Барьеры могут существовать из-за того, что затраты у постоянных продавцов ниже, чем у новых участников, или потому, что устоявшиеся продавцы могут запрашивать более высокие цены у покупателей, которые предпочитают их товары товарам потенциальных участников. Экономика отрасли также может быть такой, что новые участники должны будут иметь возможность контролировать значительную долю рынка, прежде чем они смогут работать с прибылью.

Эффективная высота этих барьеров различается. Можно выделить три грубых степени сложности входа в отрасль: блокированный вход, который позволяет установленным продавцам устанавливать монопольные цены, если они того пожелают, не привлекая входа; затрудненный вход, позволяющий устоявшимся продавцам поднимать свои отпускные цены выше минимальных средних издержек, но не выше цены монополиста, не привлекая новых продавцов; и легкий вход, который не позволяет установившимся продавцам поднимать свои цены выше минимальных средних издержек, не привлекая новых участников.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Поведение на рынке и эффективность

Полезно различать связанные идеи поведения на рынке и эффективности рынка. Рыночное поведение относится к ценовой и другой рыночной политике, проводимой продавцами, с точки зрения как их целей, так и того, как они координируют свои решения и делают их взаимно совместимыми. Рыночная эффективность относится к конечным результатам этой политики — отношению цены продажи к затратам, размеру выпуска, эффективности производства, прогрессивности технологий и продуктов и так далее.

Аргументы в пользу монополий в основном связаны с эффективностью масштаба производства. Например, сторонники утверждают, что в крупномасштабных интегрированных операциях эффективность повышается, а производственные затраты снижаются; что, избегая расточительной конкуренции, монополии могут рационализировать деятельность и ликвидировать избыточные мощности; и что, обеспечивая определенную степень уверенности в будущем, монополии делают возможным осмысленное долгосрочное планирование и рациональные решения в области инвестиций и развития.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *