Понятие монополии: Термины email и интернет маркетинга

Монополия — Альт-Инвест

Открыть эту статью в PDF

Определение и базовая модель монополии

Монополия — состояние рынка, при котором отсутствует конкуренция и одна компания является единственным поставщиком продукта или услуги. Для такого рынка характерны следующие особенности:

  1. Продавец устанавливает цену.
  2. Продавец не использует рыночные стратегии, то есть в своих решениях не учитывает возможную реакцию текущих и потенциальных конкурентов на эти решения.
  3. Рынок имеет настолько высокие барьеры на вход, что появление других участников невозможно.
  4. Покупатели не влияют на цену и вынуждены принимать ее. Они могут только отказаться от потребления соответствующего продукта (при этом как правило подразумевается, что доступной альтернативы этому продукту нет).

Главный экономический эффект монополии для компании, которая является единственным поставщиком, —  возможность долгосрочно получать положительную экономическую прибыль, то есть прибыль, превышающую и издержки производства, и стоимость задействованного капитала.

 

Условия возникновения монополии

Монопольные рынки возникают в силу разных причин. Один из вариантов, который часто рассматривается как нежелательная форма монополии, — создание одной компанией доминирующего положения на рынке за счет поглощения конкурентов и других действий для укрупнения бизнеса.

Монопольное рыночное положение на рынке, который до этого был конкурентным, может быть обеспечено двумя способами:

  1. Создание компании, имеющей настолько значительную долю рынка, что она может игнорировать конкурентов. Обычно происходит путем поглощения других участников рынка. В таких сделках выгода достигается за счет того, что после устранения конкуренции созданная компания-монополист сможет устанавливать более высокие цены и получить прибыль более высокую, чем было возможно на конкурентном рынке.
  2. Объединение независимых компаний для ведения согласованной коммерческой и производственной политики (например, создание картеля).

Еще один вариант — естественная монополия, которая основана на доступе компании либо к уникальному ресурсу, либо к объекту инфраструктуры, который невозможно или экономически нецелесообразно дублировать.

Типичные примеры рынков, на которых возникают естественные монополии:

  • транспортная инфраструктура (дороги, железные дороги, мосты),
  • сети передачи электроэнергии,
  • сети водоснабжения и канализации.

Как правило, государство участвует в работе естественных монополий. Это участие может ограничиваться регулированием цен, но возможно и сотрудничество на основе государственно-частного партнерства и полностью государственный бизнес на монопольных рынках.

Последний вариант — монополия, предоставленная государством

. Для того, чтобы стимулировать определенные виды деятельности, государство может предоставлять компаниям монопольные права, позволяющие извлекать повышенную прибыль из продаж и не опасаться конкуренции. Самый широко распространенный вид такой монополии — патенты и авторские права, которые дают монопольное право на продукт для того, чтобы стимулировать инновации. Защищенный патентом продукт может быть только одним из множества аналогичных продуктов на конкурентном рынке, но инновации обычно направлены на то, чтобы создать для продукта уникальные свойства, которые сделают его хотя бы ограниченной монополией.

 

Эластичность спроса и максимизация прибыли

Как правило, размер спроса (зеленая линия на графике) постепенно убывает с ростом цены. Чем менее «обязательным» является потребление продукта, тем больше эластичности проявляет спрос и тем быстрее он падает с ростом цены.

Маржинальные издержки при этом растут с объемом производства. В условиях совершенной конкуренции производители стремятся наращивать объем производства до тех пор, пока это будет окупаться. В результате производство обычно устанавливается на уровне, где пересекаются линии спроса и издержек. Это можно считать оптимальным объемом производства и продаж.

В условиях монополии производитель устанавливает цену, которая обеспечивает ему положительную экономическую прибыль. Эта цена будет выше, чем цена для оптимального объема продаж, а уровень спроса при такой цене окажется ниже. В результате происходит два изменения в экономических результатах:

  1. Часть выгоды, которая при совершенной конкуренции оставалась бы у покупателей, переходит к продавцу.
  2. Некоторая часть выгоды просто теряется из-за того, что объем производства будет меньше оптимального. На графике это желтая область.

Соответственно, экономическая модель монополии ведет к некоторому снижению эффективности работы экономики, а также перераспределяет часть выгоды в пользу продавца (что может быть оправданным или чрезмерным, в зависимости от обстоятельств).

 

Государственное регулирование монополий

Большинство стран создали законодательство и регулирующие механизмы, направленные на то, чтобы не допустить возникновение монополий у частных компаний на рынках, которые должны работать в условиях конкуренции. Эти регулирующие механизмы относятся к следующим типам:

  • Ограничения слияния компаний. Если компании планируют слияние или поглощение, и эта сделка может привести к слишком большой доле рынка у одного участника, государство требует согласования сделки со специальным антимонопольным органом. Для определения того, следует ли получать разрешение, могут быть использованы формальные показатели, такие как индекс Херфиндаля, но критерии могут быть другими и меняться в зависимости от рынка.
  • Искусственное разделение компаний. Если постепенный рост одного из производителей привел к тому, что его доля рынка попадает под понятие монополии, то антимонопольные органы могут потребовать разделения компании на несколько частей и продажи их разным владельцам. Такое же искусственное разделение проводят и в момент преобразования компаний. Например, в России во время реформы железных дорог из состава ОАО «РЖД» был выведен ремонтный комплекс, состоящий из 120 вагоноремонтных депо. По настоянию антимонопольной службы они были разделены на три примерно одинаковых вагоноремонтных компании, имеющих свои депо во всех регионах.
  • Штрафы и особые налоги. Антимонопольные службы могут вмешиваться в работу компаний еще до того, как монополия создана. Для этого они применяют штрафы за действия, которые нарушают свободную конкуренцию в отрасли.

Монополии оставляют без закона – Газета Коммерсантъ № 95 (6333) от 04.06.2018

ФАС опубликовала анонсированные полгода назад поправки к закону о защите конкуренции. Они отменяют закон «О естественных монополиях» 1995 года, перенося ряд его норм в закон о конкуренции, и определяют устаревшее, по признанию ФАС, понятие «естественные монополии» через наличие у них сетевой инфраструктуры. Демонополизация ждет портовые и аэропортовые услуги, почтовую связь, захоронение радиоактивных отходов, внутренние водные пути и ледокольную проводку судов. Для них предполагается ввести правила недискриминационного доступа, а для оставшихся монополий — правила оценки их «естественности». Проект ФАС расширяет и ее полномочия — по регулированию тарифов и согласованию деятельности монополий на конкурентных рынках.

Федеральная антимонопольная служба под руководством Игоря Артемьева нашла ключевой признак «естественности» монополий и готова им оперировать

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ  /  купить фото

ФАС опубликовала на regulation.gov.ru поправки к базовому для нее закону о развитии конкуренции, предполагающие перенос в него части норм закона «О естественных монополиях» — его служба предлагает упразднить. ФАС анонсировала разработку еще в конце 2017 года, ссылаясь на инициированное главой службы поручение тогда первого вице-премьера Игоря Шувалова. В ФАС настаивали на том, что само определение монополий устарело и к тому же службе, регулярно докладывающей Белому дому о росте доли государства в экономике, нужен инструмент для пересмотра «естественности» госмонополий в отдельных отраслях.

Проект ФАС предлагает определять «естественную» монополию через оказание «услуг с использованием сетевого актива».

Перечень таких сфер сужается до трубопроводной транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа (субъекты — «Транснефть» и «Газпром»), железнодорожных перевозок (РЖД), услуг электросвязи («Ростелеком») и передачи электроэнергии (ФСК, «Россети» и локальные игроки), а также тепла, водоснабжения и водоотведения (на этих рынках в основном работают локальные монополисты) и оперативно-диспетчерского управления в энергетике. При этом в законе «О естественных монополиях» было упоминание планов правительства по демонополизации рынка железнодорожных перевозок (с сохранением монополии на сеть), но в свой проект ФАС его не перенесла. Выпадут из-под определения «естественных» монополии в области портовых и аэропортовых услуг, почтовой связи, захоронения радиоактивных отходов, внутренних водных путей и ледокольной проводки судов — для них проект ФАС предполагает разработку правил недискриминационного доступа и общее регулирование. Ранее участники этих рынков соглашались, что такое изменение соответствует фактическому положению дел, и, в частности, рынок портовых услуг уже де-факто конкурентный (хотя правительство пока анализирует уровень этой конкуренции).

Для «естественных» госмонополий в новом понимании ФАС декларирует регулирование, исходя из принципов «баланса интересов» потребителей и поставщиков и долгосрочного развития конкуренции в монопольных отраслях. Тарифную политику для них предлагается сделать единой на базе другой разработки службы — закона «Об основах госрегулирования цен (тарифов)». Отметим, что ранее его проект активно критиковали участники рынка: «общий» закон не учитывает специфику отраслей, не содержит описания ответственности регулятора и должен рассматриваться в контексте общей правки корпуса законодательства о тарифах, иначе идеи ФАС могут привести к расширению госрегулирования тарифов и ограничению рыночных свобод (см. “Ъ” от 3 мая).

Отдельная статья поправок описывает инструментарий ФАС для борьбы с разрастанием госмонополизма и расширение полномочий регулятора. Так, при наличии у регулируемой компании более 1% выручки от монопольной деятельности ФАС получает право согласовывать ее превышающие 10% капитала инвестиции в производство товаров и услуг для конкурентных рынков, аренду таких мощностей или сдачу в аренду собственных мощностей госмонополиста в регулируемой отрасли. На это согласование ФАС предлагает распространить правила, уже действующие для согласования сделок, влияющих на состояние конкуренции в рыночных отраслях. Отказывать в согласовании служба намерена, если действия монополистов «приведут или могут привести к сдерживанию экономически оправданного перехода товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка» или «ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц». По данным “Ъ”, новации ФАС могут затронуть рынок электрогенерации: наличие у его игроков тепловых и газовых сетей может означать для них необходимость согласовывать инвестпрограммы со службой (то есть регулирование ФАС отрасли, которая монополией не является).

Олег Сапожков

ФАС как тарифный мегарегулятор унифицировала свои подходы к рассмотрению споров и разногласий по тарифам, прежде регламентировавшиеся двумя десятками постановлений правительства. Новые правила, утвержденные в Белом доме, устанавливают единые сроки и порядок рассмотрения досудебных споров и разногласий по тарифам на услуги ЖКХ и естественных монополий между всеми участниками рынка.

Читать далее

Что такое монополия? Определение монополии, монополия, означающая

Представленные фонды

Pro Investing от Aditya Birla Sun Vife Mutual Fund

Invest Now

Представленные фонды

★★★★★

ICICI Prudential Laign & Mid Cap-Fundcw

5YY ICICI Prudential Возврат

12,87 %

Invest Now

Избранные фонды

★ ★ ★ ★ ★

ICICI Пруденциальная средняя рост фонда

5y возврат

9,84 %

Invest Now

Поиск

+

Business News ›Определения› Экономика ›Монополия

Предложить новое определение

Предлагаемые определения будут рассмотрены для включения в Economictimes. com

Экономия

  • Prevision.com

    • .

    • СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


    Определение: Рыночная структура, характеризуемая одним продавцом, продающим уникальный продукт на рынке. На монопольном рынке продавец не сталкивается с конкуренцией, поскольку он является единственным продавцом товаров, не имеющих близких заменителей.

    Описание: На монопольном рынке такие факторы, как государственная лицензия, право собственности на ресурсы, авторское право и патент, а также высокая начальная стоимость делают предприятие единственным продавцом товаров. Все эти факторы ограничивают вход на рынок других продавцов. Монополии также обладают некоторой информацией, которая не известна другим продавцам.

    Характеристики, присущие монопольному рынку, делают единственного продавца не только ценообразователем, но и контролером рынка. Он наслаждается властью устанавливать цену на свои товары.

    Узнайте больше о Монополии. View this…

    Read More News on

    • MONOPOLYMARKET CONTROLLERGOVERNMENT LICENSECOPYRIGHT AND PATENT
    • PREV DEFINITION

    • NEXT DEFINITION

    Related News

    • Seventh round аукцион коммерческих угольных шахт, вероятно, к концу месяцаНесмотря на четвертые по величине запасы угля в мире, Индия является вторым по величине импортером топлива, согласно отчету правительства. Пятая часть годовой потребности страны в угле удовлетворяется за счет импорта, несмотря на сокращение импорта угля в 21 и 22 финансовых годах и рост внутреннего производства.
    • Исследования в области обороны нуждаются в серьезной реформе; следует сосредоточиться на проблемах DRDO. Исследования в области обороны могут быть продуктивными с эффективностью, подобной частному сектору, только в среде инноваций, свободы и гибкости, лишенной бюрократических препятствий и жестких процедур. Ученые должны быть освобождены от административной ответственности. Ведомственная система, в рамках которой функционирует DRDO, должна уступить место высокоавтономной структуре.
    • Претензии к Dr Reddy’s по поводу Ревлимида в США отклонены В четверг компания Dr Reddy’s Laboratories заявила, что все претензии к ней в рамках антимонопольного судебного процесса, поданного в США в связи с отпускаемым по рецепту лекарством Ревлимид, используемым для лечения множественной миеломы, были отклонены.
    • Предлагаемая субсидия на замену аккумуляторов вряд ли будет связана со стандартами для электромобилейИндия вряд ли свяжет вероятную субсидию на замену аккумуляторов с соблюдением стандартов, о которых будет объявлено в ближайшее время. Существующие производители электромобилей выступают против однородного стандарта замены.
    • Опросы MCD: BJP обвиняет Кеджривала в том, что он «вводит в заблуждение» RWA, обещая «финансовые и политические полномочия». на выборах в Муниципальную корпорацию Дели (MCD), где она обещала работу с ассоциациями и финансовую поддержку.
    • Индийская демократия является глобальным общественным благом; если это сломается, это создаст проблемы для планеты: Рахул Ганди в ВеликобританииЛидер оппозиции, который находится в туре по Великобритании, провел сеанс взаимодействия на конференции «Идеи для Индии», организованной некоммерческим аналитическим центром Bridge India. в пятницу, во время которого он сформулировал видение своей партии массовых акций, которые приведут к чему-то «прекрасному» для страны.
    • ОАЭ планируют положить конец монополиям некоторых крупных торговых семей: отчетПравительство не сразу ответило на запросы Reuters о комментариях, но государственное информационное агентство WAM процитировало заявление Министерства экономики, в котором говорится, что проект закона о коммерческих агентствах все еще находится в законодательном цикле и «еще слишком рано давать подробности».
    • Ресурсы для развития финансовой грамотности в юном возрасте для обеспечения развития предпринимательстваДети и подростки вступают во взрослую жизнь, не зная, как правильно распоряжаться своими ресурсами. В результате родители являются основными педагогами, когда дело доходит до обучения подростков навыкам управления деньгами.
    • Аргумент Саураба Мукерджи о том, почему такие конгломераты, как RIL, не злоупотребляют своим господством Саураб Мукерджа, основатель и главный инвестиционный директор Marcellus Investment Manager, утверждал, что в Индии общественность не должна путать большую долю рынка с монополистической практикой.
    • Правительство Моди должно обнародовать цели национального трубопровода монетизации: бывший министр иностранных дел Чидамбарам Чидамбарам спросил правительство, будут ли в приглашение к участию в торгах (ITB) включены положения, гарантирующие, что процесс монетизации не приведет к созданию монополий или дуополий в секторе.

    Загрузить еще

    Trending Definitions Долговые фонды Ставка репоВзаимный фондВаловой внутренний продуктСбор данныхРекламаПродуктМонополияКриптографияАмортизация

    Монополия (экономика) — объяснение — The Business Professor, LLC

    Что такое экономическая монополия?

    Автор Джейсон Гордон

    Обновлено 27 марта 2023 г.

    • Маркетинг, реклама, продажи и PR

      Принципы маркетинга Продажи Реклама Связи с общественностью SEO, социальные сети, прямой маркетинг

    • Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность

      Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса

    • Профессионализм и карьерный рост
    • Право, сделки и управление рисками

      Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты

    • Управление бизнесом и операции

      Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение

    • Экономика, финансы и аналитика

      Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки

    • Курсы

    + Еще

    Монополия — это термин, используемый для обозначения рыночной структуры, при которой одна организация, например компания, доминирует на рынке со своими продуктами или услугами. Монополия возникает, когда существует крайний свободный рыночный капитализм. В условиях свободного рыночного капитализма обычно нет ограничений. Одна компания может расширяться, следовательно, доминировать на всем рынке с данным продуктом или услугой.

    Обычно мотивом монополистов является получение высоких прибылей в долгосрочной перспективе. Однако в условиях совершенной конкуренции это становится редким случаем. В случае аномальной прибыли на таких рынках многие новые фирмы найдут выход на рынок, что приведет к жесткой конкуренции. Как только конкуренция появляется на рынке, она избавляется от сверхприбылей, которыми пользуются монополисты.

    Назад к :ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

    На монопольном рынке конкуренции не существует, так как на рынке доминирует один продавец. Этот единственный продавец становится единственным продавцом определенного продукта, и в большинстве случаев у его продукта или услуги обычно нет близких заменителей. Кроме того, существует так много ограничений, связанных с выходом на рынок, начиная от государственной лицензии, авторских прав/патентов, права собственности на ресурсы и заканчивая высокими затратами на открытие бизнеса. Все эти факторы ограничивают выход новых на рынок, тем самым поощряя монополию. Кроме того, фирмы-монополисты обладают определенной информацией, которой нет у других фирм, что дает им конкурентное преимущество перед другими фирмами. Как правило, на монопольном рынке один субъект контролирует рынок, и это включает в себя определение цен на товары и услуги. Предприятие также имеет право устанавливать цену на свои товары и услуги. Это означает, что он может единолично влиять на цены товаров и услуг на рынке. Как правило, монополии представляют собой крупный бизнес. Однако стоит отметить, что размер не является одной из характеристик, определяющих монополию. Помните, малый бизнес все еще может монополизировать рынок, где он имеет право поднимать цены на товары и услуги на небольшом рынке или в отрасли. Монополия – это способность субъекта полностью контролировать рынок независимо от его размера.

    Ниже приведены типичные характеристики, определяющие монопольный рынок:

    • Отсутствие заменителей На монопольном рынке одна фирма производит продукт или предлагает услугу, не имеющую близких заменителей. Продукция обычно исключительная (уникальная).
    • Price Maker Монополисты решают, сколько должен стоить продукт или услуга на данном рынке. Другими словами, они устанавливают цены, и потребители обычно находятся в их власти.
    • Высокие барьеры для входа Монополия также характеризуется наличием барьеров для входа на рынок. Существуют правила, которые ограничивают выход новых фирм на монопольный рынок. Ограничения гарантируют, что монополисты не столкнутся с какой-либо конкуренцией и сохранят контроль над рынком.
    • Ценовая дискриминация На монопольном рынке продавцы имеют право изменять цены и количество своих товаров и услуг в любой момент времени. Например, если спрос на данный продукт увеличивается, монополисты, скорее всего, повысят цену на этот конкретный продукт. Как правило, изменения цен всегда являются результатом рыночных условий.
    • Один продавец Монопольный рынок всегда обслуживается одним продавцом. Это означает, что отдельный хозяйствующий субъект идентичен рынку, который он обслуживает. На этом типе рынка один хозяйствующий субъект является единственным производителем всей продукции или услуги.
    • Максимизация прибыли Мотивом, которым руководствуются монополисты, является максимизация доходов. Они делают это либо за счет повышения цен на свои товары и услуги на рынке, либо за счет расширения масштабов производства.

    На рынке способность человека контролировать рынок создается из определенных источников. Некоторые из этих источников включают:

    • Требования к капиталу
    • Сетевые внешние факторы
    • Контроль природных ресурсов
    • Эффект масштаба
    • Существующие правовые барьеры
    • Отсутствие замещающих товаров или услуг
    • Технологическое превосходство
    • Умышленные действия

    Монополии незаконны по следующим причинам:

    • Из-за отсутствия конкуренции на рынке монополисты производят некачественные товары и услуги для потребителей, что можно назвать коррупцией
    • Монополия ведет к завышению цен на продукты и услуги, что эксплуатирует потребителей. Это также лишает потребителей права использовать продукцию конкурента.
    • Кроме того, на монопольном рынке продавцы создают искусственный дефицит, чтобы позволить им устанавливать цены и обходить существующие законы спроса и предложения

    Для ограничения монополий на рынке Конгресс США принял в 1980 году Антимонопольный закон Шермана. Это был первый принятый закон, ограничивающий монополии. Закон получил сильную поддержку со стороны членов Конгресса в результате голосования, при котором был 51 голос против 1. Тот же закон также был принят в Палате представителей единогласно 242 голосами против 0. В 1914 году были приняты два дополнительных антимонопольных закона, которые получили поддержку Конгресс. Принятие двух законов было направлено на защиту потребителей и предотвращение монополий. В соответствии с Антимонопольным законом Клейтона были установлены новые правила, которые применялись к слияниям и корпорациям. В правилах были приведены конкретные примеры действий, которые можно было бы считать нарушением Закона Шерманса.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *