Публичные общества это: Публичное акционерное общество — Финуслуги

Содержание

Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ • Президент России

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

Об акционерных обществах

 

Принят Государственной Думой                               24 ноября 1995 года

 

(В редакции федеральных законов от 13.06.1996 № 65-ФЗ, от 24.05.1999 № 101-ФЗ, от 07.08.2001 № 120-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 31.10.2002 № 134-ФЗ, от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 24.02.2004 № 5-ФЗ, от 06.04.2004 № 17-ФЗ, от 02.12.2004 № 153-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 31.12.2005 № 208-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 27.07.2006 № 146-ФЗ, от 27.07.2006 № 155-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 24.07.2007 № 220-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ, от 07.05.2009 № 89-ФЗ, от 03.06.2009 № 115-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ, от 04.10.2010 № 264-ФЗ, от 03.11.2010 № 292-ФЗ, от 28.
12.2010 № 401-ФЗ, от 28.12.2010 № 409-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 30.11.2011 № 346-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 14.06.2012 № 77-ФЗ, от 28.07.2012 № 145-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 05.04.2013 № 47-ФЗ, от 23.07.2013 № 210-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 06.11.2013 № 308-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 410-ФЗ, от 05.05.2014 № 99-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 03.07.2016 № 338-ФЗ, от 03.07.2016 № 339-ФЗ, от 03.07.2016 № 340-ФЗ, от 03.07.2016 № 343-ФЗ, от 29.07.2017 № 233-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 07.03.2018 № 49-ФЗ, от 23.04.2018 № 87-ФЗ, от 19.07.2018 № 209-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 15.04.2019 № 55-ФЗ, от 04.11.2019 № 356-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 02.07.2021 № 354-ФЗ, от 25.02.2022 № 25-ФЗ, от 16.04.2022 № 114-ФЗ, от 07.10.2022 № 381-ФЗ)
(С учетом федеральных законов от 13.
10.2008 № 173-ФЗ, от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 18.07.2009 № 181-ФЗ, от 29.12.2014 № 451-ФЗ, от 07.04.2020 № 115-ФЗ, от 31.07.2020 № 297-ФЗ, от 24.02.2021 № 17-ФЗ; Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79; федеральных законов от 14.07.2022 № 292-ФЗ, от 21.11.2022 № 448-ФЗ, от 19.12.2022 № 519-ФЗ)

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

 

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. (В редакции Федерального закона от 07.08.2001 № 120-ФЗ)

11. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями, клиринговыми организациями, специализированными финансовыми обществами, специализированными обществами проектного финансирования, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственными пенсионными фондами и иными некредитными финансовыми организациями, акционерными обществами работников (народными предприятиями), а также прав и обязанностей акционеров таких акционерных обществ определяются федеральными законами, регулирующими их деятельность. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

4. Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.  (В редакции Федерального закона от 07.08.2001 № 120-ФЗ)

5. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. (В редакции Федерального закона от 07.08.2001 № 120-ФЗ)

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

6. Особенности осуществления акционерами своих прав в случаях, если они не являются лицами, зарегистрированными в реестре акционеров общества, определяются законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

 

Статья 2. Основные положения об акционерных обществах

(Наименование в редакции Федерального закона от 07.08.2001 № 120-ФЗ)

 

1. Акционерным обществом (далее — общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом в отношении непубличных обществ. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 07.08.2001 № 120-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.08.2001 № 120-ФЗ)

3. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

До оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 07.08.2001 № 120-ФЗ)

4. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

5. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

6. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

7. Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ)

8. Если настоящим Федеральным законом предусмотрена судебная защита прав акционера, такая защита может осуществляться третейским судом в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.12.2015 № 409-ФЗ)

 

Статья 3. Ответственность общества

 

1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

3. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества.

4. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

 

Статья 4. Фирменное наименование и место нахождения общества

 

1. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму — акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке — также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» либо аббревиатуру «АО», а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке — полное или сокращенное наименование публичного общества и слова «публичное акционерное общество» либо аббревиатуру «ПАО».  (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

3. (Пункт исключен — Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 07.08.2001 № 120-ФЗ)

 

Статья 5. Филиалы и представительства общества

 

Общество может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

 

Статья 6. Дочерние и зависимые общества

 

1. Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории Российской Федерации, созданные в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации — в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого обществ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

3. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) дочернего общества считается происшедшей по вине основного общества (товарищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) использовало указанные право и (или) возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) дочернего общества.

Акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Убытки считаются причиненными по вине основного общества (товарищества) только в случае, когда основное общество (товарищество) использовало имеющиеся у него право и (или) возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого дочернее общество понесет убытки.

4. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества.

Общество, которое приобрело более 20 процентов голосующих акций общества, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом Банком России и федеральным антимонопольным органом. (В редакции федеральных законов от 07.08.2001 № 120-ФЗ; от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

 

Статья 7. Публичные и непубличные общества

 

1. Общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

2. Публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки. Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц.

3. Уставом непубличного общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения его акционерами акций, отчуждаемых по возмездным сделкам другими акционерами, по цене предложения третьему лицу или по цене, которая или порядок определения которой установлены уставом общества. В случае отчуждения акций по иным, чем договор купли-продажи, сделкам (мена, отступное и другие) преимущественное право приобретения таких акций может быть предусмотрено уставом непубличного общества только по цене, которая или порядок определения которой установлены уставом общества. Если иное не предусмотрено уставом общества, акционеры пользуются преимущественным правом приобретения отчуждаемых акций пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них.

Уставом непубличного общества, предусматривающим преимущественное право его акционеров на приобретение отчуждаемых по возмездным сделкам акций, может быть предусмотрено также преимущественное право непубличного общества на приобретение отчуждаемых акций в случае, если его акционеры не использовали свое преимущественное право.

В случае возникновения спора, связанного с осуществлением преимущественного права приобретения отчуждаемых акций по цене, которая или порядок определения которой установлены уставом непубличного общества, суд вправе не применять положения устава общества о такой цене, если на момент осуществления преимущественного права указанная цена существенно ниже рыночной стоимости акций общества, в отношении которых осуществляется преимущественное право.

4. Акционер, намеренный осуществить отчуждение своих акций третьему лицу, обязан известить об этом непубличное общество, устав которого предусматривает преимущественное право приобретения отчуждаемых акций. Извещение должно содержать указание на количество отчуждаемых акций, их цену и другие условия отчуждения акций. Не позднее двух дней со дня получения извещения общество обязано уведомить акционеров о содержании извещения в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, если иной порядок извещения не предусмотрен уставом непубличного общества. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного осуществить отчуждение своих акций.

Акционер вправе осуществить отчуждение акций третьему лицу при условии, что другие акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех отчуждаемых акций в течение двух месяцев со дня получения извещения обществом, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества. Если отчуждение акций осуществляется по договору купли-продажи, такое отчуждение должно осуществляться по цене и на условиях, которые сообщены обществу. Срок осуществления преимущественного права, предусмотренный уставом общества, не может быть менее чем 10 дней со дня получения извещения обществом. Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до его истечения от всех акционеров общества получены письменные заявления об использовании преимущественного права или об отказе от его использования.

При отчуждении акций непубличного общества с нарушением преимущественного права акционеры, имеющие такое преимущественное право, либо само обще

Публичные непубличные общества статья 66.3 ГК

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи — через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

 

  1. Публичные и непубличные общества

  2. Публичные акционерные общества

  3. Полезны ссылки

 

Законом от 05. 05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится новая статья о публичных и непубличных обществах:

 


Статья 66

3. Публичные и непубличные общества

(по состоянию на 01.05.2023)

← Статья 66
2. Основные положения об уставном капитале хозяйственного общества
Статья 67. Права и обязанности участника хозяйственного товарищества и общества →
  1. Публичным обществом

    является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

  2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.

  3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

    1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

    • внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

    • реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

    • определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 653) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

    • определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

    • увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

    • утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;

    2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65. 3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

    3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

    4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

    5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;
    (пп. 5 в ред. Федерального закона от 28. 06.2021 № 225-ФЗ)

    6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65

    3) или коллегиального исполнительного органа общества;

    7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

    8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

    9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

  4. В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.


Комментарий к статье 66

3 ГК

Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, имея в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.

Статьей установлено, что публичным хозяйственым обществом может быть только акционерное общество.

Вводя новые обязательные требования к закрытым акционерным обществам законодатель впервые разумно позаботился о правилах приведения документов в соответствие с новыми требованиями введя правило о том, что учредительные документы и наименования юридических лиц, созданных до вступления Проекта в законную силу должны быть приведены в соответствие с требованиями нового законодательства при первом изменении в учредительные документы.

В статье 66.3 ГК РФ содержится ряд положений, которые могут быть включены в устав непубличного общества по единогласному решению участников (учредителей), например о передаче на рассмотрение наблюдательного совета или коллегиального исполнительного органа части вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников.

Своим Письмом от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@ ФНС РФ разъяснила каким должно быть полное и сокращенное фирменное наименование публичного и непубличного АО:
  • фирменное наименование публичного акционерного общества должно содержать указание на то, что такое общество является публичным. При этом, по мнению ФНС России, полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное название общества и слова «публичное акционерное общество», сокращенное — полное или сокращенное название общества и слова «публичное акционерное общество» или «ПАО»;

  • в полном фирменном наименовании непубличного АО должны быть указаны слова «акционерное общество», в сокращенном — «акционерное общество» или «АО».

 

Понятие «публичные акционерные общества»


в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ»

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» новая редакция статьи 97 ГК развивает и детализирует понятие публичное общество в отношении АО:

Статья 97. Публичное акционерное общество

(по состоянию на 01.05.2023)

← Статья 67
3. Дочернее хозяйственное общество
Статья 123
1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях →
Редакция ст. 97 ГК РФ до 01.09.2014Редакция ст. 97 ГК РФ с 01.09.2014
  1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

  2. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

  3. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

  4. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

    К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

  5. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

  1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 663) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

  2. Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

  3. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

  4. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 653), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

  5. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

  6. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

  7. Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

  8. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

  9. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Комментарий к новой редакции статьи 97 ГК

Статьей 97 ГК устанавливается дополнительное требование к фирменному наименованию публичного акционерного общества — оно может (но НЕ  должно) содержать указание на его публичность. Полагаю, что это может выглядеть так: «Публичное акционерное обществао «Однодневка». При этом (по логике законодателя) сведения о публичности заявить авансом, т.е. — еще при регистрации АО.

Другим обязательным требованием становится число членов наблюдательного совета — не менее 5.

Следует ожидать, что законодатель детализирует требования и положения о публичности, правах акционеров и прочих положений в законе об АО.

 

Статья написана и размещена 17 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 10.05.2014, 25.09.2014, 04.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2023

 

Полезные ссылки по теме «Публичные и непубличные общества»

  1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

  2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

  3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

  4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

  • Объекты гражданских прав (статьи 128 — 136)

  • Ценные бумаги (статьи 142 — 1495)

  • Нематериальные блага и их защита (статьи 150 — 1522)

  • Сделки (статьи 1571 — 1651)

  • Недействительность сделок (статьи 166 — 181)

  • Решение собраний (статьи 1811 — 1815)

  • Представительство. Доверенность (статьи 182 — 1881)

  • Исковая давность (статьи 196 — 207)

  • Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

  • Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  • Создание организации

  • Юридическое лицо — понятие и виды

  • Подготовка и оформление документов для регистрации

  • Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

  • Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

  • Печать организации

  • Открытие расчетного счета в банке

  • Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  • Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  • Реорганизация юридического лица

  • Способы ликвидации организации

  • Tags: публичные, непубличные, общества, публичные общества, непубличные общества, изменения, Гражданский кодекс

    Научные общества и общественные гуманитарные науки

    Наша инициатива гуманитарных наук для всех посвящена документированию ландшафта публичной работы в высших учебных заведениях, а также изучению инфраструктуры, которая поддерживает эту работу — от программ обучения общественным гуманитарным наукам до национальных грантов. программы, в университетские центры. Научные общества являются ключевыми игроками в этой области. Оба они напрямую взаимодействуют с общественностью, используя инструменты своих дисциплин, и оказывают существенную поддержку ученым в выполнении и получении признания их общественной работы. Основываясь на обзоре деятельности научных обществ и ряде последующих фокус-групп, это эссе предлагает синтетический взгляд на работу научных обществ в обеих категориях. Предлагая примеры проектов и инициатив, подпадающих под эти два типа работы, мы стремимся предоставить ресурс для научных обществ, чтобы они могли рассматривать свою собственную работу в контексте своих коллег, а для ученых — исследовать способы сотрудничества с ними. и получить поддержку от своих собственных дисциплинарных обществ.

    Привлечение общественности

    Научные общества работают над тем, чтобы широкий круг общественности, от законодателей до школьников K-12 и общественных организаций, имел возможность заниматься своей дисциплиной. Иногда научные общества используют знания, полученные в своей академической дисциплине, чтобы взвешивать вопросы политики, информировать общественное обсуждение или улучшать учебные программы K-12. В других случаях научные общества развивают взаимовыгодные партнерские отношения с общественными организациями и другими партнерами за пределами академических кругов с целью совместного создания учебных программ и исследований. Здесь мы предлагаем примеры, которые попадают в обе категории.

    Стремясь привлечь внимание политиков, научные сообщества часто используют дисциплинарные знания, чтобы занять публичную позицию по вопросам современного права и политики. Эти усилия чаще всего принимают форму политического заявления или сводки amicus. В 2015 году Американская социологическая ассоциация (ASA) подала в Верховный суд записку amicus в связи с слушанием дела Обергефелл против Ходжеса, знаменательного дела, которое привело к легализации однополых браков в стране. Краткий отчет ASA «подчеркивает общепризнанный консенсус социологов в отношении того, что дети, воспитанные однополыми родителями, живут так же хорошо, как дети, воспитанные разнополыми родителями». Аналогично, в октябре 2019 г., Американская историческая ассоциация (AHA) присоединилась к Центру права и равенства Коремацу Университета Сиэтла, Организации американских историков (OAH) и нескольким отдельным историкам в кратком обзоре, поддерживающем респондентов в Министерстве внутренней безопасности, и др. Заявители против регентов Калифорнийского университета и др. Респонденты. Совместная записка объясняет «связь между историей антимексиканского и латиноамериканского расизма и использованием связанных расистских кодовых слов в решении отменить программу «Отсроченные действия для детей, прибывающих» (DACA)». В сентябре 2021 года AHA и OAH подписали записку amicus по делу Верховного суда «Доббс против женской организации здравоохранения Джексона». Это краткое изложение помогло представить историческую перспективу, поскольку Суд рассмотрел вызов штата Миссисипи праву женщины на аборт, защищенному делом Роу против Уэйда.

    Научные общества также издают политические резолюции и публичные заявления, демонстрирующие позицию всего избирателя по конкретному событию или законодательному акту. Многие научные общества следуют утвержденным советом руководящим принципам, которые направляют свои усилия на области, в которых дисциплинарные знания могут дать информацию для дебатов или где политика или ситуация напрямую влияют на профессиональную жизнь их членов. В ответ на негативную реакцию на преподавание расизма и связанных с ним историй в классах K-12 Ассоциация американских исследований опубликовала резолюцию о защите академической свободы от нападок на «критическую расовую теорию», разработанную в знак солидарности с кампанией #TruthBeTold афроамериканской Политический форум. Эти резолюции также иногда являются соавторами ряда организаций, таких как Совместное заявление об усилиях по ограничению распространения информации о расизме, выпущенное Американской ассоциацией университетских профессоров, PEN America, Американской исторической ассоциацией и Ассоциацией американских колледжей и Университеты. Обычно одна организация, имеющая определенный опыт в определенной области, берет на себя инициативу, а другие организации подписывают заявление, чтобы продемонстрировать свою поддержку.

    Научные общества также работают над тем, чтобы донести до широкой публики свои дисциплинарные знания, чтобы обогатить общественное обсуждение современных проблем. Национальная коммуникационная ассоциация (NCA) выпускает серию видеороликов «Концепции коммуникации», которые она распространяет среди средств массовой информации, чтобы поддержать их усилия по объяснению социальных явлений, таких как микроагрессия, цифровая тревожность и поиск источников вводящих в заблуждение источников новостей. Американское музыковедческое общество (AMS) сотрудничает с Залом славы рок-н-ролла в серии лекций для широкой публики, в которых рассказывается о работе музыковедов, которая пересекается с коллекциями музея и архивов Зала славы рок-н-ролла. Во время COVID-19пандемии, общества также организовали виртуальные вебинары и серии бесед, которые привлекли широкую аудиторию, не являющуюся членом, например, серию диалогов Ассоциации латиноамериканских исследований (LASA) по самым разным темам: от влияния президентства Байдена на Латинскую Америку до расизма и антирасизма. в Бразилии.

    Еще одна ключевая аудитория, над привлечением которой работают научные общества, — учащиеся K-12. Для дисциплин, которые не представлены в классах K-12, работа с научным обществом может стать первым введением в эту область для учащихся K-12. Общество этномузыкологии использует свое ежегодное собрание как возможность для ученых посетить школы в городах, в которых проводится собрание, и провести семинар для местных учителей K-12. Кроме того, он приглашает учащихся средних школ, в которых преимущественно обучаются меньшинства, на встречу «Дня этномузыкологии», которая позволяет им узнать о возможностях карьерного роста в этой дисциплине. В Обществе историков архитектуры (SAH) гранты, финансируемые донорами, поддерживают программы взаимодействия K-12, включая Американскую программу полевых поездок по архитектуре и ландшафту. SAH сотрудничает с другими некоммерческими организациями, которые предлагают программы обучения дизайну, истории архитектуры и сохранения исторического наследия для молодежи и экскурсий под руководством преподавателей по архитектуре, паркам, садам, районам, городам и центрам городов. С момента получения финансирования в 2014 году инициатива поддержала сотни экскурсий по архитектуре и ландшафту для малообеспеченных учащихся от 3-х классов до старшей школы.

    Помимо обмена дисциплинарными знаниями с широкой аудиторией, научные общества также строят отношения сотрудничества с общественными организациями и другими партнерами за пределами академических кругов, где участвующие организации и ученые обмениваются ресурсами и идеями. Американская академия религии, например, собрала рабочую группу учителей K-12 в сотрудничестве с Центром свободы вероисповедания в Newseum, чтобы создать набор руководств по грамотности для преподавания религии. В пятидесятистраничном документе, разработанном рабочей группой в течение двух лет, рассматриваются причины важности преподавания религии, различие между религиозным подходом к религии и нерелигиозным подходом к изучению религии, подходящим для государственных школ, а также навыки: и содержательные подходы к преподаванию религии.

    В дополнение к совершенствованию педагогики, такого рода партнерства также способствуют развитию исследований. Работая в зонах конфликта в Сирии, Северном Ираке и Ливии, Американские школы зарубежных исследований Инициативы по культурному наследию (ASOR CHI) документируют, защищают и способствуют глобальному пониманию культурных ценностей, находящихся под угрозой, включая музеи, библиотеки и археологические памятники. исторические и религиозные объекты. ASOR CHI выпускает ежемесячные отчеты для Государственного департамента США, которые редактируются и размещаются в Интернете. Эти отчеты описывают состояние ущерба и угроз культурному наследию в зонах конфликтов и используются такими организациями, как ЮНЕСКО, Интерпол и Европол. Точно так же члены Американского фольклорного общества (AFS) присоединились к Юго-западному фольклорному альянсу в партнерстве с Фондом Сурдна, Исследовательским и образовательным центром горцев и Институтом Других и Принадлежности, чтобы способствовать обучению по исследованиям совместных действий (PAR) для чернокожих, коренных народов. , и исследователи цветных людей на национальном уровне и в пограничном коридоре США / Мексики. PAR — это методология, которая бросает вызов идее о том, что ученые или обученные специалисты могут заниматься исключительно исследованиями. Скорее, PAR «признает, что люди, чья жизнь больше всего страдает от неравенства, барьеров и проблем, уже обладают глубокими знаниями благодаря собственному жизненному опыту». Сочетая фольклор и методы исследования PAR, инициатива отмечает повседневное культурное самовыражение на Большом Юго-Западе, снабжая участников инструментами культурной документации, которые ведут к личному обогащению и социальной активности.

    Одной из наиболее заметных общественных гуманитарных инициатив, осуществленных научным обществом, стала музейная выставка Американской антропологической ассоциации (ААА) «Раса: мы такие разные?». Созданная в 2007 году в рамках общественной образовательной инициативы ААА, передвижная выставка, посвященная биологическим вариациям человека и истории расы как социальной конструкции, посетили более трех миллионов человек. Со временем он расширился и теперь включает интерактивный веб-сайт и учебные материалы K-12. После успеха этой инициативы ААА в сотрудничестве со Смитсоновским центром фольклора и культурного наследия и Американской библиотечной ассоциацией выступила со второй инициативой по общественному просвещению по вопросам миграции и перемещения. Используя подход тематического исследования, чтобы представить истории миграции на протяжении всей истории человечества, World On The Move включает в себя передвижную выставку, подкаст и учебные ресурсы.

    Поддержка ученых, привлекаемых общественностью, и получение стипендий

    Помимо непосредственного взаимодействия с общественностью, научные общества разработали различные подходы к поддержке своих членов во взаимодействии с публичной аудиторией. В целом эти усилия способствуют признанию публичной работы в своей области и дают своим членам инструменты для более полного взаимодействия с общественной аудиторией.

    Несколько научных обществ использовали свой авторитет для содействия признанию публичной работы в процессе пребывания в должности и продвижения по службе, тем самым согласовывая профессиональные стимулы со своей заинтересованностью в реализации общественных проектов. Благодаря сотрудничеству AHA, Национальный совет по публичной истории (NCPH) и OAH разработали рекомендации по срокам пребывания в должности и обзору для оценки профессоров истории. ASA и Ассоциация современного языка (MLA) также разработали руководящие принципы, при этом ресурс MLA уделяет особое внимание научным исследованиям в области цифровых гуманитарных наук. В том же духе Американская философская ассоциация (АРА) предлагает заявление о ценности публичной философии. Заявление APA было разработано двумя комитетами APA, работающими над общественной философией и профессиональными проблемами, и предлагается преподавателям в качестве предметного ресурса, который они могут использовать для защиты своих факультетов и учреждений в поддержку общественных гуманитарных наук. В рамках этих руководящих принципов общества призывают университеты и академические отделы разработать руководящие принципы пребывания в должности и пересмотра, которые оценивают стипендию как процесс, а не как продукт. С точки зрения процесса, стипендии, которые участвуют в совместной работе с сообществом, могут оцениваться на предмет их взаимовыгодного воздействия, при этом факультеты отмечают специалистов-практиков за их способность удовлетворять меняющиеся потребности местных сообществ или силу их прикладной педагогики. Этот сдвиг не только помогает сделать видимой ценность, добавленную к стипендиям за счет исследований и методов обучения, проводимых совместно с сообществом, но также признает дополнительный труд по обслуживанию и управлению, который требует общественная гуманитарная работа.

    Научные общества также использовали призы для повышения признания общественной работы. Премии предлагают отдельным ученым внешнюю проверку (которую можно добавить к резюме), а также повышают видимость публичной работы в академических кругах в целом. Эти награды включают Премию Герберта Фейса AHA, которая отмечает выдающийся вклад в общественную историю, и Премию Джона Льюиса за историю и социальную справедливость, которая отмечает лидерство и устойчивое участие на стыке исторической работы и социальной справедливости. В сотрудничестве с Places Journal в 2022 году SAH наградит свой первый SAH | Премия Places в области расы и искусственной среды, которая присуждается общественным ученым, которые пересматривают расу и историю искусственной среды через современную призму.

    Тем временем, стремясь предоставить ученым инструменты, необходимые им для привлечения более широкой аудитории, несколько научных обществ обучили ученых переводу своих исследований в письменной форме для публичной аудитории и предоставили им возможности для публичного написания. AAA ежегодно финансирует когорту членов для участия в однодневном семинаре по написанию статей, организованном OpEd Project, который связывает участников с наставниками в СМИ и учит их, как продвигать и писать статьи для СМИ. При финансовой поддержке Фонда Меллона OAH также сотрудничает с блогом Washington Post «Made By History» для проведения вебинаров и личных семинаров, чтобы помочь историкам создавать общественные работы. Темы варьируются от того, как писать для публичной аудитории, до того, как расширить базу в социальных сетях. Поскольку эти собрания относительно недороги в проведении и вызывают большой интерес у членов, при скромных инвестициях OAH смог поддержать желание своего научного сообщества реагировать на текущие события и участвовать в публичных дебатах.

    Другие научные общества привлекли своих членов к работе за пределами академических кругов, чтобы поддержать их в расширении взаимодействия с широкой аудиторией. В AFS руководство отметило, что почти половина фольклористов США, в том числе все большее число тех, кто работает в университетах, работают в государственном секторе и взаимодействуют с аудиторией через общественные программы. В результате раздел общественных программ AFS представляет собой сеть для отдельных лиц и организаций, работающих в области народного фольклора. Члены секции собираются вокруг общих интересов поддержки традиционных художников и создания образовательных материалов и возможностей для общественности о народной культуре. Деятельность секции включает в себя вручение наград общественному фольклору, ежегодные публикации, сбор средств для поддержки студентов и государственных грантов, а также ведение каталога государственных и местных общественных фольклорных организаций. Тем временем Американское общество эпохи Возрождения предлагает программу грантов для учителей старших классов, музейных доцентов, кураторов библиотек и директоров по образованию в театральных компаниях, которая присуждает 1000 долларов за образцовый онлайн-проект, связанный с исследованиями эпохи Возрождения с использованием первоисточников.

    Выводы

    Научные общества создали необходимую инфраструктуру, которая предоставляет поддержку своим членам в борьбе с тем, как их дисциплина может привлечь более широкую общественность и выполнять общественные проекты. Научные общества также сами занимаются общественными гуманитарными науками, привлекая партнерские организации и сообщества к совместным исследованиям и программированию в рамках своих дисциплин. Хотя эти категории не охватывают все, что делают научные общества для поддержки взаимодействия с общественностью, мы надеемся, что эти категории обеспечивают полезную структуру, в рамках которой научные общества могут концептуализировать свою собственную работу. Наконец, выдвигая на первый план примеры того, чего стремятся достичь сами научные общества, и связывая их работу с этими более широкими категориями, мы надеемся продемонстрировать неоценимую роль, которую научные общества играют в взращивании, узаконивании и распространении публично вовлеченных гуманитарных наук.

    Чтобы узнать больше о проектах, обсуждаемых в этом эссе, и о более чем 2000 других проектах Гуманитарные науки для всех , изучите базу данных ниже.

    Что такое общественные блага? Определение, принцип работы и пример

    Что такое общественное благо?

    В экономике общественное благо относится к товару или услуге, которые доступны всем членам общества. Как правило, эти услуги находятся в ведении правительства и оплачиваются коллективно за счет налогообложения.

    Примеры общественных благ включают обеспечение правопорядка, национальную оборону и верховенство права. Общественные блага также относятся к более базовым благам, таким как доступ к чистому воздуху и питьевой воде.

    Ключевые выводы

    • Общественные блага — это товары или услуги, которые приносят пользу всем членам общества и часто предоставляются бесплатно за счет государственного налогообложения.
    • Общественные блага противоположны частным благам, которые по своей природе дефицитны и оплачиваются отдельно отдельными лицами.
    • Общества расходятся во мнениях относительно того, какие товары следует считать общественными; эти различия часто отражаются в приоритетах государственных расходов стран.

    Как работают общественные блага

    Два основных критерия, отличающие общественное благо, заключаются в том, что оно должно быть неконкурентным и неисключаемым. Неконкурентность означает, что предложение товаров не сокращается по мере того, как их потребляет все больше людей; неисключаемость означает, что благо доступно всем гражданам.

    Важная проблема, связанная с общественными благами, называется проблемой безбилетника. Поскольку общественные блага доступны всем людям, независимо от того, платит ли каждый человек за них в отдельности, некоторые члены общества могут использовать эти блага, несмотря на отказ платить за них. Люди, которые не платят налоги, например, фактически получают «бесплатную поездку» за счет доходов, полученных от тех, кто им платит, как и турникеты в метро.

    Частные блага против общественных благ

    Противоположностью общественному благу является частное благо, одновременно исключаемое и соперничающее. Этими товарами одновременно может пользоваться только один человек — например, обручальное кольцо. В некоторых случаях они могут быть даже уничтожены в процессе их использования, например, когда съеден кусок пиццы. Частные товары обычно стоят денег, и эта сумма оплачивает их частное использование. Большинство товаров и услуг, которые мы потребляем или используем в повседневной жизни, являются частными благами. Хотя они не подвержены проблеме безбилетника, они также доступны не каждому, поскольку не каждый может позволить себе их покупку.

    В некоторых случаях общественные блага не являются полностью неконкурентными и неисключаемыми. Например, почтовое отделение можно рассматривать как общественное благо, поскольку оно используется значительной частью населения и финансируется налогоплательщиками. Однако, в отличие от воздуха, которым мы дышим, пользование почтой требует некоторых номинальных затрат, таких как оплата почтовых услуг. Точно так же некоторые товары описываются как «квазиобщественные» блага, потому что, хотя они доступны для всех, их ценность может уменьшаться по мере того, как ими пользуется все больше людей. Например, дорожная система страны может быть доступна для всех ее граждан, но ценность этих дорог снижается, когда они становятся перегруженными в час пик.

    Пример общественных благ

    Отдельные страны будут принимать разные решения относительно того, какие товары и услуги следует считать общественными, и это часто отражается в их национальных бюджетах. Например, многие утверждают, что национальная оборона является важным общественным благом, поскольку безопасность нации приносит пользу всем ее гражданам. С этой целью многие страны вкладывают значительные средства в свои вооруженные силы, финансируя содержание армии, закупки оружия и исследования и разработки (НИОКР) за счет государственного налогообложения. В Соединенных Штатах, например, Министерство обороны (DOD) потратило 455,89 долларов США.миллиардов (45,8%) от общего бюджета на 2022 финансовый год.

    Некоторые страны также рассматривают социальные услуги, такие как здравоохранение и государственное образование, как вид общественного блага. Например, некоторые страны, включая Канаду, Мексику, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Израиль и Китай, предоставляют своим гражданам медицинские услуги, финансируемые за счет налогоплательщиков. Точно так же государственные инвестиции в государственное образование значительно выросли за последние десятилетия. По оценкам журнала «Наш мир в данных», уровень грамотности в мире вырос примерно с 56% до более чем 86% в период между 1950 и 2016 (последние доступные данные).

    Сторонники такого рода государственных расходов на общественные блага утверждают, что его экономические и социальные выгоды значительно перевешивают его затраты, указывая на такие результаты, как расширение участия в рабочей силе, повышение квалификации отечественных предприятий и снижение уровня бедности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    Опубликовано в категории: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *