Стагнация общества это: Стагнация общества или деградация? | Консалтинговая компания «Сфинкс»

Стагнация общества или деградация? | Консалтинговая компания «Сфинкс»

  Рубрика «Психология»

 

Стагнация общества или деградация?

 

 

© Соболева Анастасия Михайловна, 2017

 

Для начала разберёмся, что такое стагнация и деградация.

Из психологии стагнация — это застой социального роста и культуры человека.
Деградация, если говорить простым языком, является не чем иным, как движением общества назад, а не вперёд, то есть постепенное ухудшение.

Недавно меня посетила мысль: «Почему мы воспринимаем когда-то сделанное открытие, как единственно правильное, и не учитываем, что человек может ошибаться, каким бы гением он ни был?».

Мы подхватываем громкие лживые новости и верим в них, потому что нам нравится шумиха. Из-за этого закрываем глаза на реальные факты, предпочитая слухи, будоражащие кровь. По причине жажды сплетен и желания острых ощущений во все времена существовали легенды и небылицы. По свету постоянно путешествовали фальшивые вести. Это было целое течение в силу необразованности, суеверия и дикого азарта. Но поражает то, что даже сейчас подобное не ослабевает, а только набирает обороты и становится всё более изощрённым.

Чтобы проанализировать, да и просто ради интереса я провела несколько часов в интернете, изучая информацию. Если говорить откровенно, то результаты поразили. Людям настолько интересны «страсти-мордасти», что даже очередная статья с громким заголовком о Снежном человеке оказалась интересней большему количеству людей, чем-то же опровержение его существования.

Выходит, потребность в сенсации, пусть и неправдивой, превышает потребность в её разоблачении.

Здесь возникает вопрос. Если людям так интересно, что на том или ином снимке выдаётся за НЛО, что учёные обнаружили на просторах космоса или в глубине неизведанной части океана, то почему они не хотят узнавать об этом больше самостоятельно? Ведь, довольствуясь лишь газетными вырезками и новостями по телевизору, многого не поймёшь.

Всё оказывается до банального просто. Так легче. Человеку проще воспринимать готовую проанализированную информацию, чем разбираться в ней, тратя дополнительное время.

Отсюда вытекает ряд проблем: неспособность думать, фильтровать все полученные знания, нежелание расширять границы восприятия посредством глубокого изучения материалов, снижение надобности мыслить и вникать в вопрос дальше одной страницы поиска в интернете.

Скорее всего, именно поэтому многие придерживаются устоявшихся принципов, которые имеют свойство меняться в ходе времени.

Так, например, большая часть людей до сих пор верит в эффективность такой лженауки как гомеопатия, хотя в течение полутора века не было выявлено ни одного случая реальной помощи от подобного «лечения». Гомеопатию вообще придумал Самюэль Ганеман — человек, который говорил, что на интеллект влияет строение черепной коробки. Это, конечно же, в корне неверно.

И подобные заблуждения идут с давних пор. Но, как я уже сказала ранее, мир имеет свойство меняться, а информация устаревать. На её смену приходит новая, усовершенствованная, более полная и точная, но мы почему-то не хотим в неё вникать, предпочитая привычную, устоявшуюся.

Такое отношение всегда было якорем на корабле прогресса. Считая мракобесами тех, кто пытался познавать мир, сами мракобесы отбрасывали развитие общества на века. Ведь раз кто-то когда-то сказал, что Земля плоская, значит, надо безоговорочно этому верить, считать истинно верным и презирать другие варианты.

Почему мы так мало думаем об окружающем нас мире, если живём в нём и являемся его частью?

Или даже взять Вас. Вы никогда не задумывались, было ли татаро-монгольское иго на самом деле? А может, о том, что Пушкин и Дюма — это один и тот же человек? Или, что Пётра I подменили во время последней экспедиции, а вместо него оставшиеся 26 лет правил иностранец?
Также никто не сможет сказать точно, образовалась ли Вселенная из большого взрыва на самом деле, а, если и образовалась, то почему Вы так уверены, что этот большой взрыв был первым и единственным?

Да, на все эти вопросы мы не можем найти ответа, во всяком случае, пока, но что мешает оступиться от принятых теорий и попробовать разобраться самим? Умение мыслить — это способность, которая движет мир людей вперёд, и тормозить этот процесс силой не только бесполезно, но и вредно для всего человечества.

Даже сейчас в России, да и не только в ней, ко многим иностранным ресурсам, в том числе и к научным статьям ограничивают доступ, ссылаясь на авторское право. Иными словами, если русский человек нашёл статью о строении ядерного реактора, например, на английском языке, перевёл её и выложил в свободный доступ на сайте своей страны, за это ему грозит реальный уголовный срок.

Казалось бы — в наше-то время, в развитой стране, где есть свобода слова и права на свободный доступ к информации, такое положение дел — глупость. Да, верно, чистой воды. Только вот правоохранительные органы и вышестоящие органы власти так не считают.

Или взять компании, создающие вакцины. Тут ведь тоже всё не так просто. Каждый стремится разработать свою уникальную формулу, исследуя различные клетки, но при этом не хочет делиться полученными результатами с другими. Во всяком случае, бесплатно. Но хочу напомнить, что многие великие люди, которые внесли огромный вклад в развитие какой-либо отрасли, отказались патентовать свои изобретения. Они предпочли славе и деньгам спасение жизней и улучшение её качества.

Однако же теперь все стремятся получать побольше, а делать поменьше, что значительно замедляет прогресс.

Так что же это: застой или деградация?

Деградация, как я считаю, будет только в том случае, если человечество перестанет задаваться вопросами от личных, наподобие «кто я?» или «в чём смысл моей жизни?», до глобальных, вроде «есть ли жизнь после смерти?», «одни ли мы во вселенной?» и «возможно ли изобрести вечный двигатель?».

То есть, пока мы прикладываем усилия к познанию мира, пытаемся разгадать законы Вселенной и расширяем горизонты, изучая всё новые и новые вещи, мы не стоим на месте и движемся вперёд. Однако балласт в виде людской алчности, безразличия и стереотипов тормозит, и только в наших руках то, с какой скоростью мы будем идти в счастливое будущее.

Мы многого не знаем, но наш интерес не угасает, и это радует. Я уверена, что нас ждёт множество открытий, если не препятствовать этому, а наоборот позволять и поощрять такое рвение знать больше.

 

 

Привлечённые материалы:

https://www.youtube.com/watch?v=6pdRFv24UF0 — Гомеолобби.

https://www.youtube.com/watch?v=DzTIW2ykEmk — Пираты цифровой сети: Мертвецы не слушают mp3.

 

Стагнация — это… застой в экономике, психологии, жизни

Стагнация (от лат. stagnatio — «неподвижность») — это состояние, когда ничего не происходит, никаких перемен: ни к лучшему, ни к худшему.

Стагнация в экономике означает, что в стране не производится ничего нового, торговля почти приостановилась, а инвесторы не хотят вкладывать деньги в экономику страны. Рост экономики равен нулю или совсем незначителен.

В качестве примера можно привести 1970–1980-е годы в СССР, Великую стагнацию в США в 1970-х годах, период стагнации в Японии с 1991 по 2000 год или Португалию в 2008 году до финансового кризиса.

Стагнация в психологии означает, что человек перестаёт развиваться.

Человек чувствует полнейшее успокоение от того, чего он достиг и где находится на жизненном пути. Он не хочет или не может ставить себе новые установки, стремиться к чему-то.

Синоним стагнации — застой в экономике.

А так как стагнация — это ситуация, когда ничего не происходит, то антонимом будут понятия, связанные как с ростом: подъём, рост, расцвет, так и с упадком: спад, регресс, депрессия, кризис.

Признаки экономической стагнации

Наличие стагнации в стране определяют по следующим признакам:

  1. Изменение объема валового внутреннего продукта (ВВП, т.е. показателя стоимости товаров, которые страна производит, и услуг, которые оказывает): ВВП снижается, экономический рост страны останавливается или крайне мал.
  2. Уровень безработицы: происходит увеличение количества безработных граждан.
  3. Уровень заработной платы: происходит снижение уровня зарплаты.
  4. Уровень жизни граждан: снижаются объемы потребления граждан, т. е. сколько они тратят на то, чтобы удовлетворить свои потребности. Граждане предпочитают копить деньги, а не тратить.
  5. Инвестиционная деятельность: инвесторы, как российские, так и зарубежные, не хотят вкладываться в государственные проекты, в экономику страны. Потому что их не привлекают те суммы, которые они могут получить от своих вложений.
  6. Инновационные разработки: в период стагнации не происходит большого финансирования инновационных проектов. Поэтому инновации не появляются или их разработка существенно замедляется.

Стагнация рынка

Стагнация рынка — это ситуация, когда отсутствует спрос на товары и услуги: покупатели ничего не приобретают, продажи очень маленькие или их совсем нет.

Речь может идти о каком-то отдельно взятом стагнирующем рынке, например рынке информационных технологий, рынке недвижимости и т. д., или об экономическом рынке какой-то страны в целом.

Стагнация на рынке недвижимости характеризуется тем, что спрос на квартиры/дома есть, но нет предложений. То есть не строятся новые дома — нет проектов в сфере недвижимости, так как инвесторы не заинтересованы вкладывать туда деньги.

Либо может быть обратная ситуация, когда предложения на рынке жилья есть, а вот граждане не хотят или не могут покупать квартиры.

В обоих случае объемы продаж не повышаются, на рынке затишье, застой.

Стагнация экономического рынка всей страны связана с показателем валового внутреннего продукта (ВВП). Этот показатель падает, рост экономики сильно затормаживается.

Обычно это происходит, когда страна переходит к новой экономической модели. Государству нужно время на производство товаров, которые будут покупаться. Производство должно работать, услуги оказываться и приобретаться.

Так случилось в Советском союзе в 1970–1980-х годах. Производство было приостановлено, на рынке не было товаров. В стране была экономическая стагнация.

Стагнация в жизни

В жизни стагнация может быть двух видов: личностной и профессиональной.

Личностная стагнация проявляется в отсутствии стремлений у человека, новых задач.

Можно сказать, что человек начинает «плыть по течению». У него нет желания что-либо менять, либо он не уверен, что это в его силах.

Профессиональная стагнация — это стагнация на работе. Она случается у человека, который является профессионалом в каком-то деле, но перестаёт расти профессионально.

Несмотря на высокий уровень опыта, навыков и знаний, в его карьере происходит застой. Работа становится рутинной и больше не представляет для него сложности.

Социальная стагнация

При отсутствии какого-то развития или, наоборот, упадка в жизнях людей, в их культурном и интеллектуальном развитии говорят о социальной стагнации.

Это период, когда в социальной и духовной сферах общественной жизни застой. Ни в науке, ни в искусстве, ни в образовании нет никаких изменений.

Рецессия и стагнация

Развитие экономики происходит в рамках определённых циклов.

Экономические циклы можно поделить на:

  • экономический подъём;
  • стагнацию;
  • рецессию;
  • депрессию.

Слово «рецессия» образовано от латинского recessus, что значит «отступление».

Получается, что рецессия — это одно из состояний экономики страны, после экономического застоя (стагнации) и до депрессии.

Основным показателем рецессии является тот же ВВП. Но, в отличие от стагнации, рецессия предполагает спад ВВП и экономического роста причём на протяжении не менее полугода.

Деградация и стагнация

Деградация — это явление противоположное развитию.

Речь идёт о деградации общества, т. е. о снижении показателей интеллектуальности людей, культурного развития, отсутствие заботы о культурных ценностях, традициях.

Стагнация общества — это социальная стагнация: отсутствие изменений (в положительную или отрицательную стороны) в науке, искусстве, социальной жизни людей.

Читайте также про Экономические системы разных стран.

Социальный застой и культурные изменения


Быстрые, разрушительные социальные изменения не для слабонервных.

A Пару дней назад в «Пермутациях воображения» я написал: «Это всеобъемлющее и неумолимое изменение, которое характеризует современный мир, было в значительной степени воспринято массовой культурой». Поразмыслив, я понимаю, насколько это утверждение потенциально может ввести в заблуждение, и по этой причине я должен предложить некоторые оговорки.

F Во-первых, необходимо проводить четкое различие между социальными изменениями и культурными изменениями. Теоретически каждый из них может быть изолирован от другого, хотя на практике изменение одного приведет к изменению другого, и наоборот. Таким образом, люди могут всем сердцем принять культуру всепроникающих изменений, даже живя жизнью социального застоя. Наоборот, люди, живущие жизнью драматических социальных изменений, могут принять культуру неизменных истин.

L позвольте мне привести пример, так что я не просто говорю абстракциями, как я обычно делаю. Историки Средневековья иногда отмечают, что народы средневековой Европы не видели, что их мир существенно изменился по сравнению с античным. Там, где мы видим изменения, они видели преемственность. И они видели преемственность по идеологическим причинам. Из-за библейского отрывка в Книге Даниила, предсказывающего четыре империи, за которыми последует конец времен, а также из-за широко распространенного мнения, что Рим был четвертой империей и что конец времен еще не совсем наступил, ученые считали, что что то, что мы называем средневековой цивилизацией и рассматриваем как сущность, отличную от цивилизации древности, было просто продолжением древней Римской империи, которая, по общему признанию, уступала ей по пятам и ожидала Тысячелетия. Я рассматриваю это как пример людей, живущих жизнью социальных изменений, но принимающих культурный застой.

Одна из многих интерпретаций четырех империй в Книге Даниила.

M y Другой пример будет немного более знаком большинству, потому что мой другой пример смотрит нам всем в лицо каждый раз, когда мы смотрим в зеркало. Сегодня те из нас, кто живет на промышленно развитом Западе (и, возможно, также на промышленно развитом Востоке), живут в условиях социального застоя, хотя мы придерживаемся культуры непрерывных изменений. В моей Политической экономии глобализации я использовал фразу аккультурация к отсутствию изменений , чтобы описать сильное сопротивление со стороны традиционных обществ социальным изменениям. Но такое сопротивление не ограничивается традиционными племенными обществами.

T Нынешняя рецессия усиливает сопротивление изменениям. Даже когда экономика процветала, в США существовало огромное сопротивление значимым экономическим изменениям. И это понятно. Люди хотят стабильной жизни, и если у них есть работа, которая относительно комфортна и приносит им средства к существованию, они не хотят, чтобы их заставляли делать что-то другое. Таким образом, страх, вызванный НАФТА, что рабочие места будут «экспортированы в Мексику» (несмотря на опасения мексиканцев, что дешевая американская кукуруза и пшеница опустошат эти сектора их почти натурального хозяйства). На этих страхах играют худшие политики. В ходе последней избирательной кампании кандидаты от демократов боролись друг с другом, чтобы доказать, кто наиболее резко выступает против НАФТА.

B Потому что люди боятся за свою работу и за средства к существованию, они боятся экономических изменений, а экономические изменения связаны с социальными изменениями. Едва ли в истории человечества было более глубокое социальное изменение (кроме неолитической сельскохозяйственной революции), чем промышленная революция, движимая экономическими причинами.

O С одной стороны, наша современная культура приветствует перемены. Комментаторы много писали о мифологии предпринимателя из Силиконовой долины, который доказывает свою состоятельность рассказами о том, сколько раз он разорялся и все же оправлялся. Это крайняя форма американской мечты, но показательно то, что она прославляется в СМИ. У большинства людей просто не хватает смелости повторять неудачи, а затем снова вступать в бой, чтобы повторить то же самое. В книге «Перестановки воображения» упоминаются и другие признаки культуры, приветствующей перемены, например, роль теории хаоса в популярных дискуссиях о научных инновациях.

H Однако, с другой стороны, у нас, особенно в Северной Америке, развитые институты индустриального общества, и везде, куда ни глянь, видны признаки социального застоя. Социальные и экономические структуры, когда-то очень изменчивые на ранних стадиях промышленной революции, стали очень жесткими. Социальная мобильность в большинстве случаев является иллюзией. Если ваши родители были богатыми, вы, вероятно, будете богатыми. Если ваши родители были бедны, вы, вероятно, будете бедны (как я говорил в «Лотерее рождений»).

I В таком социальном и политическом климате каждая социальная группа склонна ревностно защищать то, что у нее есть, сопротивляясь любым изменениям, поскольку они, вероятно, предвещают болезненное приспособление к другим социальным и экономическим условиям, которое может даже разрушить рассматриваемую социальную группу. Богатые довольствуются своими загородными домами в Хэмптоне, а бедняки довольствуются тем, что у них есть. Существует небольшая терпимость к риску. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Держитесь за то, что у вас есть, и будьте довольны этим. Таковы нравы феодального по своей сути общества, и мы видим, что наш собственный мир и сегодня постепенно скатывается в новый феодализм.

N одно из этого неизбежно. Можно легко представить (в конце концов, мы живем в эпоху, когда мы знаем, что можем представить совершенно иное будущее, что является одной из причин, по которой у нас существует культура терпимости к переменам) радикальный технологический прорыв, который действительно «изменит правила игры». принуждение общества к изменению приспособления, а не адаптация технологий, как это обычно бывает, для удовлетворения предполагаемых потребностей некоторого общества. Мы также можем представить себе то, что геополитические теоретики теперь называют «стратегическими потрясениями», то есть внезапные и массовые социальные или политические изменения, которые нарушают установленный порядок и создают возможности для тех, кто готов ими воспользоваться.

A Кроме того, мы не настолько строги, чтобы изменения были немыслимы. Легко привести примеры гораздо более жестких индустриальных обществ. Например, французские рабочие регулярно бастуют, когда правительство угрожает сократить государственные должности или угрожает любыми льготами, связанными с этими «сливочными» должностями. На самом деле, во всем мире люди смотрят на безопасность работы в правительстве как на высшую зарплату. В некоторых обществах это рассматривается как часть де-факто общественного договора. Би-би-си недавно опубликовала историю о марокканцах с учеными степенями, которые протестовали из-за плохих перспектив трудоустройства. Однако некоторые из этих протестующих докторов наук отказались работать в частном секторе, потому что считали, что имеют право на государственную работу. Их жалоба, по сути, состоит в том, что правительство должно создавать для них рабочие места независимо от того, имеет ли это экономический смысл.

T петли могли быть хуже, а дела могли быть и лучше. Это не очень глубоко, но так устроен мир. Что еще более важно, с этого момента мы можем сделать что-то хуже или лучше. И часто бывает трудно распознать, что есть что.

. . . . .

. . . . .

Нравится:

Нравится Загрузка…

Социальный застой (и почему я пишу для The Grind)

28 апреля 2020 г., 20:50.

По внешним меркам наверное задавлю на карантине. Я одевалась каждый день. Я планирую звонки и встречи с друзьями. Я сдаю домашнее задание на несколько дней раньше. Я даже один из немногих счастливчиков, которые нашли стажировку с тех пор, как началось социальное дистанцирование. COVID-19, судя по всему, был добр ко мне.

Тем не менее, я никогда не чувствовал себя менее удовлетворенным в колледже. Мне повезло, что я нахожусь в безопасности в своем доме, но, как и многие, я борюсь с представлениями об успехе и себе в этих новых обстоятельствах.

С момента поступления в колледж я определяю успех своей способностью находить счастье в мгновениях, и я строю свои дни так, чтобы получать как можно больше незабываемых впечатлений. Я посещаю три занятия в квартал, чтобы свести к минимуму время, затрачиваемое на курсовую работу; Я сосредотачиваюсь на укреплении отношений и создании воспоминаний; Я даю себе свободное время, которое мне нужно, чтобы гоняться за спонтанностью и заниматься творчеством. Оставив свой календарь скудным, я нашла время для посещения бесчисленных спектаклей, бесед и кинопоказов, впервые попробовала себя в театре, импульсивно завела блог и совершала незапланированные поездки за пределы кампуса, исследуя и углубляя как свои интересы, так и дружбу. Я глубоко убежден, что неструктурированное время, которое я выкраиваю, принесло мне больше воспоминаний, историй и роста, чем вся остальная моя жизнь вместе взятая.

И поэтому я не соблюдал социальную дистанцию. Впервые с тех пор, как я поступил в колледж, я не смог искать счастья с прежним подходом и, кроме всего прочего, чувствую застой. Как я могу создавать значимые впечатления, если каждые несколько дней я плачу о пропавших без вести приключениях с друзьями или просыпаюсь без интереса к взаимодействию с миром? Мне нравится гордиться тем, что я преследую свои прихоти и творю ради творчества, но, сидя весь день в своей комнате, я чувствую, что у меня нет вдохновения.

Сегодня, не имея возможности искать новый опыт, как раньше, я ищу новые способы роста. Я присоединился к The Grind, чтобы вдохновиться и заняться более глубоким самоанализом в то время, когда видеозвонки не могут заменить опыт, который я получил бы в кампусе. Я также пишу, чтобы стать более уязвимым.

Обмен моими личными письмами всегда был ментальным блоком — это должно быть легко, но с этим я часто сталкиваюсь. Недавно я разговаривал по Zoom со своим парнем (такое время). Пока я делился своим экраном, он заметил на моем рабочем столе документ под названием «Любовь в Стэнфорде». Это была статья в стиле New York Times «Современная любовь», которую я начал и очень быстро бросил. Инстинктивно я не позволил ему прочитать ее, несмотря на то, что в ней не было ничего уличающего — всего 10 разрозненных, несвязанных предложений.

Когда я пишу что-то личное, я начинаю стесняться. Стоит ли делиться своим опытом? Действительно ли я могу поделиться чем-то познавательным? Я часто думаю о письме как о процессе мышления; мои мысли начинают путаться, и я полагаюсь на письмо, чтобы рассортировать и структурировать их в последовательные убеждения.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *