Яп swift: Язык программирования Swift. Русская версия / Блог компании Apphud / Хабр

Содержание

Язык программирования Swift. Русская версия / Блог компании Apphud / Хабр

Привет, Хабр! 2 июня все мы воочию могли наблюдать, как компания Apple начала творить революцию в стане Objective-C разработчиков, представив миру свой новый язык программирования – Swift. Вместе с этим, она выложила в открытый доступ небольшую документацию по языку, которую мы решили перевести, если на то будет спрос. Предлагаем вашему вниманию перевод первой главы. Если тема будет интересна, то мы продолжим публиковать перевод каждую неделю.
Оглавление

Добро пожаловать в Swift
    О Swift
    Введение в Swift

Language guide
    The Basics
    Basic Operators
    String and Characters
    Collection Types
    Control Flow
    Functions
    Closures
    Enumerations
    Classes and Structures
    Properties
    Methods
    Subscripts
    Inheritance
    Initialization
    Deinitialization
    Automatic Reference Counting
    Optional Chaining
    Type Casting
    Nested Types

    Extensions
    Protocols
    Generics
    Advanced Operators

Language Reference
    About the Language Reference
    Lexical Structure
    Types
    Expressions
    Statements
    Declarations
    Attributes
    Patterns
    Generic Parameters and Arguments
    Summary of the Grammar
    Trademarks

Добро пожаловать в Swift

О языке Swift

Swift – это новый язык программирования для разработки iOS и OS X приложений, который сочетает в себе все лучшее от C и Objective-C, но лишен ограничений, накладываемых в угоду совместимости с C. В Swift используются паттерны безопасного программирования и добавлены современные функции, превращающие создание приложения в простой, более гибкий и увлекательный процесс. Swift, созданый нами с чистого листа, – это возможность заново представить себе, как разрабатываются приложения.

Swift разрабатывался нами несколько лет. Основой нового языка программирования послужили существующие компилятор, отладчик и фреймворки. Мы упростили процесс управления памятью с помощью механизма автоматического подсчета ссылок – Automatic Reference Counting (ARC). Наши фреймворки также подверглись серьезной модернизации. Objective-C начал поддерживать блоки, литералы и модули – все это создало благоприятные условия для внедрения современных технологий. Именно эта подготовительная работа послужила фундаментом для нового языка программирования, который будет применяться для разработки будущих программных продуктов для Apple.

Разработчикам Objective-C Swift покажется знакомым. Он сочетает в себе читабельность именованных параметров и мощь динамической объектной модели Objective-C. Он открывает доступ к уже существующим фреймворкам Cocoa и совместим с кодом, написанным на Objective-C. Построенный на этой общей основе язык предлагает множество новых возможностей и унифицирует процедурные и объектно-ориентированные аспекты языка программирования.

Swift не отпугнет и начинающих программистов. Это первый мощный язык программирования, такой же понятный и увлекательный, как скриптовый язык. Он поддерживает так называемые playground-ы, которые позволяют программистам экспериментировать с кодом, видя результат в режиме реального времени без необходимости компилировать и запускать приложение.

Swift вобрал в себя все лучшее от современных языков и разработан с учетом обширного опыта компании Apple. Наш компилятор – синоним производительности, наш язык оптимизирован для разработки без оглядки на компромиссы. Он спроектирован таким образом, чтобы вы смогли легко разработать и ваше первое приложение «hello, world!», и даже целую операционную систему. Все это делает Swift важным инструментом для разработчиков и для самой компании Apple.

Swift – это новый фантастический способ создавать приложения для iOS и OS X, и мы продолжим развивать его, добавляя новый функционал и представляя новые возможности. Наша цель – амбициозна. И мы с нетерпением ждем, чтобы увидеть, что вы сумеете создать при помощи него.

Введение в Swift

По давней традиции первая программа на новом языке должна выводить на экран слова “Hello, world”. С помощью Swift это делается так:
println("Hello, world")

Если вы когда-нибудь разрабатывали на C или Objective-C этот синтаксис должен казаться вам до боли знакомым – в Swift эта строчка кода является законченной программой. Вам больше не нужно импортировать отдельные библиотеки для обеспечения базового функционала вроде ввода/вывода в консоль или работы со строками. Код, написанный в глобальной области видимости, является точкой входа в программу, таким образом функция main больше не нужна. Также обратите внимание на отсутствие точки с запятой в конце каждой строки.

Это введение содержит достаточно информации, чтобы начать писать код на Swift. Не переживайте, если вам будет что-то непонятно – мы все детально объясним в последующих главах.

Замечание
Для лучшего понимания материала мы рекомендуем использовать режим playground в Xcode. Playground позволяет вам видеть результат сразу в процессе редактирования кода без необходимости компилировать и запускать приложение.

Простые типы данных

Используйте let для создания константы и
var
для создания переменной. Тип константы указывать не нужно, вы можете присвоить ей значение лишь единожды.
var myVariable = 42
myVariable = 50
let myConstant = 42

Типы константы и переменной должны совпадать с типами присваиваемых им соответствующих значений. Однако это не означает, что вы должны напрямую указывать их тип. Компилятор автоматически определит тип константы и переменной при присваивании им значения. Так, в приведенном примере компилятор определит, что myVariable имеет целочисленный тип.

Если же инициализатор отсутствует или не предоставляет достаточной информации, вы можете указать тип самостоятельно после переменной, разделив название и тип двоеточием:

let implicitInteger = 70
let inplicitDouble = 70.0
let inplicitDouble: Double = 70

Давайте поэкспериментируем
Создайте константу с типом Float и проинициализируйте ее числом 4.

Значения никогда не конвертируются в другой тип неявно. Если вам необходимо конвертировать значение в другой тип, делайте это явно:
let label = "The width is " let width = 94 let widthLabel = label + String(width)

Давайте поэкспериментируем
Попробуйте удалить явное преобразование к типу String в последней строке. Какую ошибку вы получите?

Имеется более простой способ включения значений в строки: для этого заключите выражение в скобки и поставьте перед ними обратный слэш (\). Пример:
let apples = 3
let oranges = 5
let appleSummary = "I have \(apples) apples."
let fruitSummary = "I have \(apples + oranges) pieces of fruit."

Давайте поэкспериментируем
Попробуйте использовать конструкцию \() и выведите на экран строку, включающую результат суммы двух целочисленных переменных и чье-нибудь имя.

При работе с массивами и ассоциативными массивами (словарями, dictionary) используются квадратные скобки ([]):
var shoppingList = ["catfish", "water", "tulips", "blue paint"]
shoppingList[1] = "bottle of water"
 
var occupations = [
    "Malcolm": "Captain",
    "Kaylee": "Mechanic",
]
occupations["Jayne"] = "Public Relations"

Чтобы создать пустой массив или dictionary, используйте следующий синтаксис:
let emptyArray = String[]()
let emptyDictionary = Dictionary<String, Float>()

Для создания пустых массивов и словарей используйте [] и [:] соответственно, – например, когда вы присваиваете новое значение переменной или передаете аргумент в функцию.
shoppingList = []   // Went shopping and bought everything.
Условия и циклы

Для создания условий используются операторы if и switch, для создания циклов – for-in, for, while и do-while. При этом выделять круглыми скобками условия и инициализирующие выражения необязательно, тогда как фигурные скобки обязательны.
let individualScores = [75, 43, 103, 87, 12]
var teamScore = 0
for score in individualScores {
    if score > 50 {
        teamScore += 3
    } else {
        teamScore += 1
    }
}
teamScore

Условие внутри оператора if должно быть логическим, это в частности означает, что выражение if score {…} является ошибочным, поскольку здесь нет явного сравнения (например, с нулем).

Условный оператор if можно использовать совместно с let и var для работы с константами и переменными, которые могут иметь значение nil. Такие константы и переменные называются опциональными (то есть они могут либо принимать какое-либо значение, либо быть равны nil). Чтобы создать опциональную переменную или константу добавьте знак вопроса (?) после указания типа.

 var optionalString: String? = "Hello"
optionalString == nil
 
var optionalName: String? = "John Appleseed"
var greeting = "Hello!"
if let name = optionalName {
    greeting = "Hello, \(name)"
}

Давайте поэкспериментируем
Измените optionalName на nil. Что вы видите на экране? Добавьте блок else для обработки случая, когда
optionalName
равен nil.

Если опциональное значение равно nil, условие будет ложным и код в фигурных скобках после if выполнен не будет. В противном случае переменной greeting будет присвоено новое значение.

Оператор множественного выбора switch поддерживает внутри себя множество других операторов сравнения и не ограничен лишь простыми сравнениями:

let vegetable = "red pepper"
switch vegetable {
case "celery":
    let vegetableComment = "Add some raisins and make ants on a log. "
case "cucumber", "watercress":
    let vegetableComment = "That would make a good tea sandwich."
case let x where x.hasSuffix("pepper"):
    let vegetableComment = "Is it a spicy \(x)?"
default:
    let vegetableComment = "Everything tastes good in soup."
}

Давайте поэкспериментируем
Попробуйте удалить условие по умолчанию. Какую ошибку вы получите?

После выполнения подходящего блока кода, программа покидает оператор switch, не проверяя последующие условия. Таким образом вам не нужно вручную добавлять операторы прерывания (
break
) в конце каждого блока case.

Для перебирания элементов ассоциативного массива используйте оператор for-in совместно с указанием пары имен для каждой пары ключ-значение.

let interestingNumbers = [
    "Prime": [2, 3, 5, 7, 11, 13],
    "Fibonacci": [1, 1, 2, 3, 5, 8],
    "Square": [1, 4, 9, 16, 25],
]
var largest = 0
for (kind, numbers) in interestingNumbers {
    for number in numbers {
        if number > largest {
            largest = number
        }
    }
}
largest

Давайте поэкспериментируем
Добавьте еще одну переменную, которая позволит выяснить, к какому из трех типов относится найденное максимальное число.

Оператор цикла while позволяет выполнять блок кода внутри него до тех пор, пока условие не станет ложным. Условие также может быть указано после блока, который в таком случае будет выполнен по крайней мере один раз.
var n = 2
while n < 100 {
    n = n * 2
}
n
 
var m = 2
do {
    m = m * 2
} while m < 100
m

Оператор for можно использовать для перебора последовательности чисел с помощью двух точек (..) или с помощью инициализатора, условия и инкремента. Посмотрите, эти два цикла делают одно и то же:
var firstForLoop = 0
for i in 0..3 {
    firstForLoop += i
}
firstForLoop
 
var secondForLoop = 0
for var i = 0; i < 3; ++i {
    secondForLoop += 1
}
secondForLoop

При создании цикла используйте две точки (..), если не хотите включать большее значение в диапазон, и три точки (), чтобы включить как меньшее, так и большее значения.
Функции и замыкания.

Для объявления функций используйте ключевое слово func. Вызов функции производится через указание ее имени и списка аргументов в круглых скобках. Возвращаемый тип следует отделить от перечня формальных аргументов с помощью ->.
func greet(name: String, day: String) -> String {
    return "Hello \(name), today is \(day)."
}
greet("Bob", "Tuesday")

Давайте поэкспериментируем
Удалите параметр day. Вместо него добавьте переменную, обозначающую наименование подаваемого на обед блюда.

Если функция возвращает множество значений, следует использовать кортеж:
func getGasPrices() -> (Double, Double, Double) {
    return (3.59, 3.69, 3.79)
}
getGasPrices()

Функции также могут иметь неопределенное число аргументов:
func sumOf(numbers: Int...) -> Int {
    var sum = 0
    for number in numbers {
        sum += number
    }
    return sum
}
sumOf()
sumOf(42, 597, 12)

Давайте поэкспериментируем
Напишите функцию, позволяющую находить среднее арифметическое произвольного числа своих аргументов.

Функции могут вкладываться друг в друга. Вложенная функция может обращаться к переменным, объявленным во внешней функции. Используйте вложенные функции, чтобы привести в порядок код сложной или большой функции.
func returnFifteen() -> Int {
    var y = 10
    func add() {
        y += 5
    }
    add()
    return y
}
returnFifteen()

Функции являются объектами первого класса (first-class type), иными словами, функция в качестве свого результата может возвращать другую функцию.
func makeIncrementer() -> (Int -> Int) {
    func addOne(number: Int) -> Int {
        return 1 + number
    }
    return addOne
}
var increment = makeIncrementer()
increment(7)

Функция также может принимать другую функцию в качестве одного из аргументов.
func hasAnyMatches(list: Int[], condition: Int -> Bool) -> Bool {
    for item in list {
        if condition(item) {
            return true
        }
    }
    return false
}
func lessThanTen(number: Int) -> Bool {
    return number < 10
}
var numbers = [20, 19, 7, 12]
hasAnyMatches(numbers, lessThanTen)

Функции являются частным случаем замыканий. Вы можете создать замыкание, не указывая его имени и окружив тело замыкания фигурными скобками ({}). Для отделения аргументов и типа возвращаемого значения от тела замыкания используйте оператор in.
numbers.map({
    (number: Int) -> Int in
    let result = 3 * number
    return result
    })

Давайте поэкспериментируем
Перепишите замыкание таким образом, чтобы оно возвращало ноль для всех лишних чисел.

Существует несколько техник, позволяющих делать замыкания более лаконичными. Если тип замыкания априори известен (например, это callback делегата), можно опустить указание типа его параметров и/или типа возвращаемого значения. Замыкания, состоящие из единственного выражения, неявно возвращают результат этого выражения.
numbers.map({ number in 3 * number })

В замыкании вместо указания имени переменной, вы можете использовать ее порядковый номер – это особенно полезно при написании коротких замыканий. Замыкание, являющееся последним аргументом функции, может быть передано в нее сразу после круглых скобок с перечнем остальных параметров.
sort([1, 5, 3, 12, 2]) { $0 > $1 }
Объекты и классы

Для создания класса используется зарезервированное слово class. Члены класса объявляются точно так же, как и обычные константы и переменные. Более того, методы класса объявляются как обычные функции.
class Shape {
    var numberOfSides = 0
    func simpleDescription() -> String {
        return "A shape with \(numberOfSides) sides."
    }
}

Давайте поэкспериментируем
Добавьте константу-член класса и метод класса, принимающую ее в качестве своего аргумента.

Чтобы создать экземпляр (объект) класса, достаточно добавить круглые скобки после названия класса. Доступ к методам и членам класса осуществляется через точку.
var shape = Shape()
shape.numberOfSides = 7
var shapeDescription = shape. simpleDescription()

В этом примере мы упустили одну важную деталь – конструктор класса, метод init.
class NamedShape {
    var numberOfSides: Int = 0
    var name: String
    
    init(name: String) {
        self.name = name
    }
    
    func simpleDescription() -> String {
        return "A shape with \(numberOfSides) sides."
    }
}

Обратите внимание, как член класса name при помощи self отделен от аргумента конструктора name. Аргументы передаются в конструктор обычным образом, как и в любой другой метод класса. Обратите внимание на то, что каждый член класса должен быть проинициализирован – либо при объявлении (как, например, numberOfSides), либо в конструкторе (как name).

Деструктор класса – метод deinit, который можно переписать в случае необходимости.

Чтобы наследовать класс от уже существующего класса, после указания имени дочернего класса следует поставить двоеточие и указать название родительского. В Swift нет никаких ограничений по обязательному наследованию какого-либо стандартного класса.

Переопределенные дочерним классом методы должны быть помечены ключевым словом override – переопределение методов без override приведет к ошибке. Компилятор также выявляет методы, маркированные override, но не переопределяющие какие-либо методы своего родительского класса.

class Square: NamedShape {
    var sideLength: Double
    
    init(sideLength: Double, name: String) {
        self.sideLength = sideLength
        super.init(name: name)
        numberOfSides = 4
    }
    
    func area() ->  Double {
        return sideLength * sideLength
    }
    
    override func simpleDescription() -> String {
        return "A square with sides of length \(sideLength)."
    }
}
let test = Square(sideLength: 5.2, name: "my test square")
test.area()
test.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Создайте класс Circle и наследуйте его от класса NamedShape. Конструктор класса Circle принимает два аргумента – радиус и название. Переопределите методы area и describe этого класса.

Члены класса могут также иметь собственные getter и setter.
class EquilateralTriangle: NamedShape {
    var sideLength: Double = 0.0
    
    init(sideLength: Double, name: String) {
        self.sideLength = sideLength
        super.init(name: name)
        numberOfSides = 3
    }
    
    var perimeter: Double {
    get {
        return 3.0 * sideLength
    }
    set {
        sideLength = newValue / 3.0
    }
    }
    
    override func simpleDescription() -> String {
        return "An equilateral triagle with sides of length \(sideLength)."
    }
}
var triangle = EquilateralTriangle(sideLength: 3.1, name: "a triangle")
triangle.perimeter
triangle.perimeter = 9.9
triangle.sideLength

В setter-е переменной perimeter новое присваиваемое значение неявно называется newValue. Вы можете изменить название этой переменной, указав его в скобках сразу после set.

Обратите внимание на структуру конструктора класса EquilateralTriangle. Этот метод включает в себя три последовательных шага:

  1. инициализация членов дочернего класса;
  2. вызов конструктора родительского класса;
  3. изменение значений членов родительского класса.

Если вам необходимо выполнить определенный код до или после присваивания нового значения переменной, вы можете переопределить методы willSet и didSet нужным вам образом. Например, в приведенном ниже классе гарантируется, что длина стороны треугольника всегда будет равна длине стороны квадрата.
class TriangleAndSquare {
    var triangle: EquilateralTriangle {
    willSet {
        square.sideLength = newValue.sideLength
    }
    }
    var square: Square {
    willSet {
        triangle.sideLength = newValue.sideLength
    }
    }
    init(size: Double, name: String) {
        square = Square(sideLength: size, name: name)
        triangle = EquilateralTriangle(sideLength: size, name: name)
    }
}
var triangleAndSquare = TriangleAndSquare(size: 10, name: "another test shape")
triangleAndSquare. square.sideLength
triangleAndSquare.triangle.sideLength
triangleAndSquare.square = Square(sideLength: 50, name: "larger square")
triangleAndSquare.triangle.sideLength

У методов классов имеется одно важное отличие от функций. Названия аргументов функции используются только в пределах этой функции, тогда как в методе класса параметры также используются при вызове этого метода (кроме первого параметра). По умолчанию метод класса имеет одинаковые названия параметров как при вызове, так и внутри себя. Однако вы можете указать другое название (в примере ниже – times), которое будет использовано только внутри этого метода. При этом для вызова этого метода необходимо использовать первое название (numberOfTimes).
class Counter {
    var count: Int = 0
    func incrementBy(amount: Int, numberOfTimes times: Int) {
        count += amount * times
    }
}
var counter = Counter()
counter.incrementBy(2, numberOfTimes: 7)

При работе с опциональными значениями добавьте знак вопроса (?) перед методами, членами класса и т. д. Если значение перед знаком вопроса равно nil, все, что следует после (?) игнорируется и значение всего выражения равно nil. В противном случае выражение вычисляется обычным образом. В обоих случаях результатом всего выражения будет опциональное значение.
let optionalSquare: Square? = Square(sideLength: 2.5, name: "optional square")
let sideLength = optionalSquare?.sideLength
Перечисления и Структуры

Для создания перечислений используется ключевое слово enum. Отметим, что перечисления также могут иметь в своем составе методы.
enum Rank: Int {
    case Ace = 1
    case Two, Three, Four, Five, Six, Seven, Eight, Nine, Ten
    case Jack, Queen, King
    func simpleDescription() -> String {
        switch self {
        case .Ace:
            return "ace"
        case .Jack:
            return "jack"
        case .Queen:
            return "queen"
        case .King:
            return "king"
        default:
            return String(self. toRaw())
        }
    }
}
let ace = Rank.Ace
let aceRawValue = ace.toRaw()

Давайте поэкспериментируем
Напишите функцию, которая сравнивает 2 перечисления типа Rank по их значениям.

В вышеприведенном примере элементы перечисления первоначально имеют целочисленный тип, и вам достаточно указать значение только первого элемента – значения остальных элементов будут определены в соответствии с порядком их следования. В качестве исходного типа (raw value) значений элементов вы также можете выбрать строковый или вещественные типы.

Для преобразования исходного типа значения в тип перечисления используйте функции toRaw и fromRaw.

if let convertedRank = Rank.fromRaw(3) {
    let threeDescription = convertedRank.simpleDescription()
}

Отметим, что значения элементов перечисления являются фактическими, а не просто иной записью своих исходных значений. Вообще говоря, вы можете и не указывать их исходные значения.
enum Suit {
    case Spades, Hearts, Diamonds, Clubs
    func simpleDescription() -> String {
        switch self {
        case .Spades:
            return "spades"
        case .Hearts:
            return "hearts"
        case .Diamonds:
            return "diamonds"
        case .Clubs:
            return "clubs"
        }
    }
}
let hearts = Suit.Hearts
let heartsDescription = hearts.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Добавьте метод Color, возвращающий строку “black” для Spades и Clubs и “red” для Hearts и Diamonds.

Обратите внимание на то, как осуществляется доступ к члену Hearts перечисления Suit. При присваивании значения константе hearts используется полное имя Suit.Hearts, поскольку мы явно не указываем тип этой константы. А в switch мы используем сокращенную форму . Hearts, поскольку тип значения self априори известен. Вы можете использовать сокращенную форму повсеместно, если тип переменной явно указан.

Для создания структур используется ключевое слово struct. Структуры имеют множество схожих черт с классами, включая методы и конструкторы. Одним из наиболее существенных отличий структур от классов является то, что экземпляры структур, в отличие от экземпляров классов, передаются в функции по значению (то есть предварительно создается их локальная копия), тогда как экземпляры классов передаются по ссылке.

struct Card {
    var rank: Rank
    var suit: Suit
    func simpleDescription() -> String {
        return "The \(rank.simpleDescription()) of \(suit.simpleDescription())"
    }
}
let threeOfSpades = Card(rank: .Three, suit: .Spades)
let threeOfSpadesDescription = threeOfSpades.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Добавьте в структуру Card метод, который создает полную колоду карт.

Экземпляр члена перечисления может иметь собственные значения и они могут быть разными. Вы присваиваете эти значения при создании экземпляра перечисления (константа success в примере). Связанные и исходные значения это разные вещи: исходное значение члена перечисления всегда постоянно для всех экземпляров перечисления и указывается при его объявлении.

Рассмотрим пример получения с сервера времени восхода и заката Солнца. Сервер отправляет в ответ либо соответствующую информацию, либо сообщение об ошибке.

enum ServerResponse {
    case Result(String, String)
    case Error(String)
}
 
let success = ServerResponse.Result("6:00 am", "8:09 pm")
let failure = ServerResponse.Error("Out of cheese.")
 
switch success {
case let .Result(sunrise, sunset):
    let serverResponse = "Sunrise is at \(sunrise) and sunset is at \(sunset)."
case let .Error(error):
    let serverResponse = "Failure...  \(error)"
}

Давайте поэкспериментируем
Добавьте третий вариант в оператор множественного выбора switch

Обратите внимание, каким образом из объекта ServerResponse “вытаскиваются” время восхода и заката.
Протоколы и Расширения.

Для объявления протокола используйте ключевое слово protocol.
protocol ExampleProtocol {
    var simpleDescription: String { get }
    mutating func adjust()
}

Протоколы могут поддерживаться классами, перечислениями и структурами.
class SimpleClass: ExampleProtocol {
    var simpleDescription: String = "A very simple class."
    var anotherProperty: Int = 69105
    func adjust() {
        simpleDescription += "  Now 100% adjusted."
    }
}
var a = SimpleClass()
a.adjust()
let aDescription = a.simpleDescription
 
struct SimpleStructure: ExampleProtocol {
    var simpleDescription: String = "A simple structure"
    mutating func adjust() {
        simpleDescription += " (adjusted)"
    }
}
var b = SimpleStructure()
b.adjust()
let bDescription = b.simpleDescription

Давайте поэкспериментируем
Создайте перечисление, которое будет реализовывать этот протокол.

Обратите внимание на ключевое слово mutating в определении структуры SimpleStructure, которое информирует компилятор о том, что соответствующий метод подвергает структуру изменениям. В противовес этому методы класса SimpleClass не нужно маркировать как mutating, поскольку методы класса всегда могут беспрепятственно его изменять.

Для добавления новых методов или членов класса в уже существующий тип необходимо использовать расширения – extensions. Вы также можете использовать расширения для реализации протокола уже существующим типом, даже если он импортирован из какой-либо библиотеки или фреймворка.

extension Int: ExampleProtocol {
    var simpleDescription: String {
    return "The number \(self)"
    }
    mutating func adjust() {
        self += 42
    }
}
7.simpleDescription

Давайте поэкспериментируем
Создайте расширение типа Double с переменной-членом absoluteValue.

Вы можете использовать название протокола как и любой другой тип – например, чтобы создать массив объектов разного типа, но реализующих общий протокол. Заметьте, что при работе с объектами такого типа методы, объявленные вне протокола, будут недоступны.
let protocolValue: ExampleProtocol = a
protocolValue.simpleDescription
// protocolValue.anotherProperty  // Uncomment to see the error

Несмотря на то, что во время выполнения программы переменная protocolValue имеет тип SimpleClass, компилятор считает, что ее тип – ExampleProtocol. Это означает, что вы не сможете случайно получить доступ к методам или членам класса, которые реализуются вне протокола ExampleProtocol.
Обобщенные типы (generics)

Для создания обобщенного типа, заключите имя в угловые скобки (<>).
func repeat<ItemType>(item: ItemType, times: Int) -> ItemType[] {
    var result = ItemType[]()
    for i in 0. .times {
        result += item
    }
    return result
}
repeat("knock", 4)

Создавайте обобщенные функции, классы, перечисления и структуры.
// Reimplement the Swift standard library's optional type
enum OptionalValue<T> {
    case None
    case Some(T)
}
var possibleInteger: OptionalValue<Int> = .None
possibleInteger = .Some(100)

Если вы хотите задать обобщенные типу определенные требования, такие, как, например, реализация протокола или требование быть наследованным от определенного класса, используйте where.
func anyCommonElements <T, U where T: Sequence, U: Sequence, T.GeneratorType.Element: Equatable, T.GeneratorType.Element == U.GeneratorType.Element> (lhs: T, rhs: U) -> Bool {
    for lhsItem in lhs {
        for rhsItem in rhs {
            if lhsItem == rhsItem {
                return true
            }
        }
    }
    return false
}
anyCommonElements([1, 2, 3], [3])

Давайте поэкспериментируем
Измените функцию anyCommonElements таким образом, чтобы она возвращала массив общих элементов.

В простых случаях вы можете опустить where и написать имя протокола или класса после двоеточия. Выражение <T: Equatable> эквивалентно выражению <T where T: Equatable>.
Хотите внедрить подписки в iOS-приложение за 10 минут? Интегрируйте Apphud и:
— оформляйте покупки с помощью лишь одного метода;
— автоматически отслеживайте состояние подписки каждого пользователя;
— легко интегрируйте Subscription Offers;
— отправляйте события о подписках в Amplitude, Mixpanel, Slack и Telegram с учетом локальной валюты пользователя;
— уменьшайте Churn rate в приложениях и возвращайте отписавшихся пользователей.

Язык программирования Swift: история, особенности, перспективы

С учетом того, что Свифт разработан не так давно, в нем учтены многие минусы, которые свойственным более древним языкам программирования. Например, Swift хорошо подходит для быстрого старта и развития.

При разработке этого ЯП команда преследовала такие цели, как простота изучения и ускорение цикла разработки. К тому же, в Свифт в отличие от Objective-C более простой и лаконичный синтаксис, что позволяет экономить время за счет написания меньшего количества кода.

Еще одна важная особенность – Swift имеет высокую производительность. Даже несмотря на то, что он является языком высокого уровня, нацеленным на быстрое освоение, он достаточно быстр. Согласно мнению его создателей, Swift почти в три раза быстрее Objective-C и почти в 8 раз быстрее, чем Python. Сейчас ведутся работы над тем, чтобы опередить по параметру скорости C++.

Помимо скорости, Свифт обладает еще одним важным преимуществом – наличие современных библиотек, фреймворков для написания функционального кода.

Язык Swift, как и большинство других ЯП полностью открыт и бесплатен. Причем он обладает открытым кодом. Несмотря на то, что в целом, в современных реалиях многие ЯП предлагают открытый код, именно для Apple это достаточно странно, так как обычно эта компания не делает подобных шагов. Однако такое поведение разработчика полностью оправданно. Вокруг языка практически сразу же образовалось большое коммьюнити, в рамках которого разработчики предлагают решения проблем, исправление багов и вносят какие-то полезные коррективы.

Еще одна отличительная черта Swift – безопасность. Благодаря многим новшествам, а также апгрейду синтаксиса, язык Свифт стал гораздо безопаснее obj-c. Например, через улучшения работы с памятью разработчики свели практически на нет возможности несанкционированного доступа к данным. Также, за счет более эффективной обработки сценариев, снизилось количество критических сценариев.

Важный момент, на который стоит обратить внимание – возможность визуализации результата. У Свифт есть специальная песочница – Playground, которая позволяет продемонстрировать работу программы. Иногда такой подход очень полезен, так как позволяет достаточно быстро найти проблемы в коде и сократить время разработки.

Где применяется Swift? Как уже отмечалось выше, язык создан для работы с платформами iOS и macOS. То есть он не является универсальным. Однако это не значит, что сферы применения этого ЯП сильно ограничены и спрос на разработчиков низкий.

С помощью Swift можно разработать любое приложение на мобильное устройство на базе iOS. Какое-то время назад ходили слухи, что на Свифт планируется перенести и Android. Однако пока что эта информация ничем не подтверждена. Тем более, что у Android разработчиков есть свои языки программирования и вряд ли такой глобальный перенос способствовал бы популяризации платформы.

Какие именно мобильные приложения можно разрабатывать с помощью Свифт? Если открыть App.Store и внимательно изучить содержимое, можно сделать вывод, что разработчики имеют неограниченное поле для фантазии. Здесь может быть все, от простейших виджетов для мобильных платформ на базе iOS и до сложнейших программ.

Есть ли у этого языка программирования недостатки? Да, и одним из них является то, что для взаимодействия с Objective-C используется специальный «мост», который очень сильно тормозит процесс сборки любого приложения. Также, к недостаткам этого языка можно отнести и то, что он постоянно меняется. С одной стороны это хорошо, с другой если бы Apple не выстроили процесс определенным образом, старый код мог бы не работать.

7 причин изучить Swift | GeekBrains

И почему вам стоит начать немедленно.

https://d2xzmw6cctk25h.cloudfront.net/post/1401/og_cover_image/fe014dfcd164d1c9c60b8d3a2243ed0c

Программирование может быть настоящей мукой, особенно если начинать с какого-нибудь архаичного языка. Новичкам лучше взяться за нечто более современное, такое как Python, Ruby или Swift. Последний появился в общем доступе лишь в 2014 году, поэтому многие программисты скептически относятся к его изучению. Но если вы ищете свой путь, оставьте скептицизм в стороне. Вот несколько отличных причин, которые смогут вас убедить.

Mac и iOS

Только за 2016 год AppStore собрал около 20 миллиардов долларов для разработчиков с приложений на платформах Mac и iOS. Поскольку Apple берёт с прибыли 30% в AppStore, рынок можно оценить в 28,5 миллиардов долларов.

Огромные деньги! И ты можешь оторвать свою долю от этого пирога.

Язык Swift используется для создания приложений под Mac и iOS, выступая в качестве возможной замены Objective-C. Последний хоть и активно используется, но морально устарел и не имеет будущего  Изучив Swift, вы сможете создавать приложения сразу для обеих платформ и очень хорошо на этом заработать.

Swift отлично подходит для быстрого развития

Когда команда Apple разрабатывала замену Objective-C, у них было два основных требования:

  • Он должен быть прост в изучении.
  • Должен способствовать ускорению цикла разработки приложений.

В итоге, Swift имеет все атрибуты современного языка программирования и определённо превосходит Objective-C по всем фронтам. Основные особенности:

  • Нет неопределенных или неинициализированных переменных.
  • Нет ошибок с размерностями массивов.
  • Нет ошибок переполнения.
  • Явная обработка значений nil (null).
  • Автоматическое управление памятью.

Таким образом, вы тратите больше времени на реализацию идей и меньше - на беспокойство по поводу возможных ошибок, сбоев и конфликтов вашего кода. Кроме того, язык поборол синтаксическую многословность в Objective-C, что упростило запись и чтение. Результат – в разы меньше времени на написание аналогичного кода в Swift.

Swift производителен

Несмотря на то, что Swift язык высокого уровня, ориентированный на скорое изучение, он по-настоящему быстр. По словам Apple, Swift до 2.6 раз быстрее, чем Objective-C и почти в 8,4 раза быстрее, чем Python 2.7. Конечная цель – сделать язык быстрее, чем C++.

Важно, что Swift не просто быстр, но и наполнен современными языковыми функциями, которые позволяют вам писать по-настоящему функциональный код. Среди них:

  • дженерики;
  • замыкания;
  • кортежи;
  • множественные возвраты;
  • итераторы;
  • встроенные шаблоны ФП.

И ещё много другого.

Swift безопасен

Введение многих из перечисленных возможностей, а также усовершенствование синтаксиса делает Swift безопаснее, нежели Objective-C.

Например, улучшение работы с памятью означает меньшее количество возможностей для несанкционированного доступа к данным. Переход к неправильным частям памяти, ошибочное изменение данных также усложнено. Другой пример: более эффективная обработка ошибок значительно уменьшает количество сбоев и появление критических сценариев. Непредсказуемое поведение минимизировано.

Swift бесплатный и открытый

Через год после появления Swift Apple сделал его  языком с открытым исходным кодом. Хотя это не уникальное явление для современного мира, для «яблочной» компании подобная щедрость – редкость. Как правило, Apple проталкивает проприетарные технологии, чтобы выделить собственную уникальность. Но шаг со Swift стал оправданным и плодотворным.

Как и в случае с любым другим языком с открытым исходным кодом, Swift – полностью в руках сообщества. Пользователи могут предлагать пути исправления ошибок и улучшать функции, помогают переносить приложения за пределы Mac и iOS. В конце концов, пользователи – главная движущая сила языка

Стремительный рост и высокий спрос

Согласно отчету GitHub Octoverse 2017, Swift является 13-м по популярности среди языков в проектах с открытым исходным кодом.

Ресурс TNW в 2016 году сообщил, что спрос на сотрудников Swift вырос на 600 процентов. К концу года Upwork сообщила, что Swift стал вторым самым быстрорастущим навыком на внештатном рынке труда. И в опросе Stack Overflow 2017 Swift стал четвертым самым любимым языком среди активных разработчиков.

Glassdoor сообщает о среднем базовом окладе для iOS Developer в размере 107 тыс. долларов.

Разработка приложений сегодня – одна из самых «горячих» профессий на бирже. Выбрав Swift в качестве фундамента карьеры, вы точно не пожалеете.

Swift – будущее Apple

У Apple нет причин в ближайшее десятилетие заменять Swift другим языком. Добавьте сюда 4-летний прогресс, как с точки зрения развития, так и популярности, неизменно растущие продажи «яблочных» устройств и расширение линейки. Основываясь на этих фактах, можно с уверенностью говорить, что потребность в Swift-разработчиках будет расти.

Если вы хотите работать с Apple, хотите быть частью их сумасшедших финансовых отчётов – вам нужен Swift. Самое время начать обучение. Вы знаете с чего начать.

Нужно ли вам учить Swift?

Swift — это язык про­грам­ми­ро­ва­ния, раз­ра­бо­тан­ный в ком­па­нии Apple. На нем мож­но писать при­ло­же­ния для деск­то­па, мобиль­ных при­ло­же­ний, сер­ве­ров. У него есть сре­да Playground, в кото­рой мож­но уви­деть резуль­тат про­грам­ми­ро­ва­ния на лету. Ну и вооб­ще — язык Apple. Дол­жен быть хоро­шим, раз­ве нет?

Раз­бе­рем­ся.

Во всех наших преды­ду­щих ста­тьях мы исполь­зо­ва­ли JavaScript, назы­вая его язы­ком про­грам­ми­ро­ва­ния. Тех­ни­че­ски это вер­но, но наста­ло вре­мя немно­го про­яс­нить, срав­нив со Swift.

Когда вы пише­те на JavaScript, ваш код испол­ня­ет­ся построч­но в бра­у­зе­ре, как буд­то актер на сцене чита­ет репли­ки по теле­суф­ле­ру. Поэто­му JavaScript при­ня­то назы­вать скрип­то­вым языком.

Если вы откро­е­те чужую про­грам­му на JavaScript, вы смо­же­те залезть в код, поме­нять его, и про­грам­ма зара­бо­та­ет по-новому. Мож­но выдрать нуж­ную функ­цию или дан­ные пря­мо из кода, пото­му что про­грам­ма для JavaScript хра­нит­ся и испол­ня­ет­ся в понят­ном чело­ве­ку виде.

Swift — в чистом виде язык про­грам­ми­ро­ва­ния: в его стан­дарт­ном виде вы сна­ча­ла пише­те всю про­грам­му, потом ком­пи­ли­ру­е­те ее и запус­ка­е­те. Ком­пи­ля­ция — это пре­вра­ще­ние про­грамм­но­го кода в тех­ни­че­ский код для про­цес­со­ра: на вхо­де было то, что мог­ли про­чи­тать вы, а на выхо­де — то, что может про­чи­тать ком­пью­тер. Если скрипт — это сце­на­рий для акте­ра на сцене, то ком­пи­ля­ция — это отсня­тый фильм на киноленте.

После ком­пи­ля­ции вы уже не може­те с лег­ко­стью загля­нуть в про­грам­му и что-то в ней поме­нять, там всё зашиф­ро­ва­но и сжа­то. Зато такую про­грам­му про­цес­сор испол­ня­ет гораз­до быст­рее, чем скрипты. 

iOS, macOS и деньги

В Swift есть биб­лио­те­ки для раз­ра­бот­ки при­ло­же­ний для Маков, Айфо­нов и Айпа­дов. Это боль­шой и бога­тый рынок (все еще), а зар­пла­ты про­грам­ми­стов на Swift высоки.

Но важ­но пони­мать, что Swift пока что не язык мобиль­ной раз­ра­бот­ки, а имен­но язык эко­си­сте­мы Apple. Суще­ству­ют реше­ния, что­бы ком­пи­ли­ро­вать код Swift на Андро­ид, но они ско­рее костыльные.

Иде­аль­ный сце­на­рий для Swift — про­грам­ма для Мака, для Айфо­на и Айпа­да, напи­сан­ные в одной и той же логи­ке. Но не про­грам­ма для Айфо­на, Андро­и­да, Мака и Вин­до­уса — до тако­го Swift еще не дошел.

Производительность

Это имен­но то, чего хоте­ли добить­ся раз­ра­бот­чи­ки Swift — ско­рость рабо­ты про­грамм и выпол­не­ния кода. Как заяв­ля­ет Apple, Swift в 2,5 раза быст­рее Objective-C и в 8 раз быст­рее, чем Python 2.7.

Цель, к кото­рой стре­мят­ся раз­ра­бот­чи­ки язы­ка — сде­лать его быст­рее, чем С++, кото­рый часто при­зна­ёт­ся самым быст­рым язы­ком программирования.

Надо ли вам, что­бы про­грам­ма была мол­ние­нос­ной? В иде­а­ле — да, но не все­гда ради это­го нуж­но пере­хо­дить на новый язык про­грам­ми­ро­ва­ния. Если про­грам­мой поль­зу­ет­ся неболь­шое чис­ло людей, а зада­ча некри­тич­ная, то повы­ше­ние ско­ро­сти может быть не так замет­но. А вот пере­пи­сы­ва­ние про­грам­мы на новом язы­ке может быть болез­нен­ным. Так что ско­рость — не все­гда самоцель.

Лаконичный синтаксис

Если брать за кри­те­рий коли­че­ство строк кода, кото­рые нуж­но напи­сать для реше­ния зада­чи, то Swift идёт в пер­вой десят­ке по мини­ма­лиз­му. Это лег­ко­чи­та­е­мый язык, так же как и Python, но с фигур­ны­ми скоб­ка­ми вме­сто отступов.

Такой код лег­ко чита­ет­ся даже теми, кто не зна­ет Swift, но зна­ет любой дру­гой язык про­грам­ми­ро­ва­ния. В нём всё логич­но, струк­тур­но и понятно.

Посмот­ри­те на при­мер кода на Swift:

let myPeople = ["Аня": 67, "Паша": 8, "Коля": 33, "Женя": 25]
for (name, money) in myPeople {
  print("\(name) получает \(money) тысяч в месяц.")
}

Вот так мож­но выби­рать одно из мно­же­ства зна­че­ний (при­мер из доку­мен­та­ции Swift):

let vegetable = "красный перец"
switch vegetable {
case "чеснок":
   let vegetableComment = "Подходит для любителей мескиканской кухни."
case "огурец", "салат":
   let vegetableComment = "Самое то для лёгкого перекуса."
case let x where x.hasSuffix("перец"):
   let vegetableComment = "А это острый \(x)?"
default:
   let vegetableComment = "Вкусное блюдо можно приготовить из любых продуктов."
}

Видимый результат

Для Swift есть спе­ци­аль­ный инстру­мент Playground — сво­е­го рода интер­ак­тив­ная песоч­ни­ца, где про­грам­мист сра­зу видит резуль­та­ты рабо­ты про­грам­мы. Ино­гда это в несколь­ко раз уве­ли­чи­ва­ет ско­рость раз­ра­бот­ки и помо­га­ет быст­ро разо­брать­ся с про­блем­ным участ­ком кода.

Безопасный код

Идео­ло­гия язы­ка такая: мень­ше уяз­ви­мо­стей и боль­ше без­опас­но­сти для само­го кода и систе­мы. Раз­ра­бот­чи­ки исхо­ди­ли из того, что про­грам­мист не дол­жен дер­жать всё в голо­ве и преду­смат­ри­вать каж­дую нештат­ную ситу­а­цию. Пусть за него это дела­ет ком­пью­тер. Напри­мер, не нуж­но спе­ци­аль­но сле­дить за досту­пом и утеч­кой памя­ти, пото­му что Swift берёт это на себя.

Ещё он защи­ща­ет от оши­бок, свя­зан­ных с непра­виль­ным управ­ле­ни­ем желе­зом и от несанк­ци­о­ни­ро­ван­но­го досту­па к участ­кам памя­ти, кото­рые не задей­ство­ва­ны в про­грам­ме. Штат­ные ошиб­ки Swift тоже обра­ба­ты­ва­ет эффек­тив­нее того же С++, где каж­дое исклю­че­ние нуж­но про­пи­сать вручную.

Что учить сейчас?

Если вы уже про­грам­ми­ру­е­те на раз­ных язы­ках — опре­де­лен­но рас­смот­ри­те Swift. Ниче­го луч­ше для раз­ра­бот­ки под Apple сей­час нет.

Если Swift будет вашим пер­вым язы­ком, нач­ни­те луч­ше с Python. Он более уни­вер­саль­ный и раз­но­сто­рон­ний. Потом смо­же­те перей­ти на Swift и дру­гие языки.

Если вам нужен быст­рый резуль­тат и сра­зу выка­ты­вать про­грам­мы на сайт или в интер­нет, луч­ше посмот­ри­те на JavaScript. У это­го язы­ка самый корот­кий путь от идеи до реа­ли­зо­ван­но­го про­дук­та на любом устройстве.

ios - Swift - что за зверь?

ios - Swift - что за зверь? - Stack Overflow на русском

Stack Overflow на русском — это сайт вопросов и ответов для программистов. Присоединяйтесь! Регистрация займёт не больше минуты.

Присоединиться к сообществу

Любой может задать вопрос

Любой может ответить

Лучшие ответы получают голоса и поднимаются наверх

Вопрос задан

Просмотрен 2k раз

Закрыт. Данный вопрос необходимо конкретизировать. Ответы на него в данный момент не принимаются.

Хотите улучшить этот вопрос? Переформулируйте вопрос так, чтобы он был сосредоточен только на одной проблеме.

Закрыт 6 лет назад.

Несколько минут назад apple представило новый яп - swift. Говорят про него они так: он objective-c without c.

Предлагаю писать сюда всё, что известно о нём. Ну там он динамичный/статичный и т.п.

P.s. Objective-C

Nicolas Chabanovsky♦

48.7k7070 золотых знаков245245 серебряных знаков470470 бронзовых знаков

задан 2 июн '14 в 19:13

kandikandi

4,95188 золотых знаков4343 серебряных знака9292 бронзовых знака

3

На первый взгляд, очень похоже на C#, статически типизированный объектно-ориентированный язык. Вот список того, что есть в C# и появилось в Swift по сравнению с Objective C.

  1. Автоматический вывод типов переменных.
  2. Лямбды с нормальным синтаксисом, гораздо удобнее, чем блоки.
  3. Memory safety и отсутствие wild pointer'ов в качестве бонуса.
  4. Дженерики.
  5. Циклы наподобие foreach.
  6. value types и reference types, структуры и классы
  7. Функции — объекты первого класса (раз уж есть лямбды...)
  8. type safety, отсутствие undefined behaviour
  9. Nullable
  10. Именованные аргументы функций, out-параметры (отречёмся от старого ми-и-ира!)
  11. string interpolation (будет в C# 6)
  12. поддержка safe-навигации (будет в C# 6)

Теперь преимущества:

  1. Есть let — объявление констант внутри тела функции. В C# есть такое лишь в ограниченном контексте (LINQ query syntax). Неясна точная семантика: это deep const или shallow const? Если deep, имеет ли объект право измениться сам по себе?
  2. Синтаксическая поддержка инициализации списков, словарей и кортежей.
  3. Расширения (extensions) сильнее, чем Extension Methods из C#: добавляются статические методы, а также имплементируются протоколы. (Не знаю, как это соотносится с категориями Objective C.)
  4. Delegation — очень похоже на mix-in'ы, хочу такое в C#.
  5. Мощнейший switch с pattern matching'ом.
  6. Вложенные функции! (Надеюсь, они наследуют контекст.)
  7. where-constraint в generic'ах мощнее
  8. Конструктор базового класса можно вызывать где угодно, не только в начале.
  9. AOP-образные willSet и didSet
  10. Укороченный синтаксис для лямбд ($1 etc.)

Отличия, забавные и серьёзные:

  1. Garbage collector'а нету, есть ARC. Ручная расстановка слабых ссылок и проблемы с closure в комплекте.
  2. Миленькие trailing closures.
  3. Методы по умолчанию виртуальные, как в Java.
  4. Массивы и словари — value type, копируются при передаче в качестве параметров.
  5. Более правильный порядок записи типов: тип после переменной, тип возвращаемого значения после аргументов
  6. Приятная конструкция if let для safe navigation.

Чего не увидел:

  1. Нет LINQ-образных lazy enumerations
  2. event'ы? Без них программирование UI не очень удобно.
  3. А где исключения? Опять пробрасывать nil?
  4. Встроенная в язык поддержка многопоточности? Пора бы уже, 2014 год.
Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *