Для чего нужны ручные работы – Для чего нужны ручные швейные работы?

Содержание

Швейные ручные работы

При
изготовлении швейного изделия используют большое количество приемов и способов
выполнения тех или иных операций. Одни операции выполняют на швейной машине. Их
называют машинными (швейными). А другие – руками. Называют ручными
работами.

 
 

На
этом уроке мы обсудим именно швейные ручные работы.

К
инструментам для ручных работ относятся
ручные иглы, наперсток,
ножницы. К приспособлениям – булавки, распарыватель, копировальное
колесико.

   

Ручные
швейные иглы
должны быть идеально гладкими и ровными,
острыми, упругими и без заусенцев.

Ржавчина
или поврежденное острие делают их негодными для шитья. Такие иголки обязательно
испортят ткань. Они более опасны при ранении.

Иглы
отличаются по длине и толщине.
Их подбирают в
зависимости от вида изделия, обрабатываемой ткани и выполняемой операции. Чем
тоньше ткань, с которой вы работаете, тем тоньше нужна игла.

Наперсток.
Вещь хорошая, поскольку защищает палец от укола иглы.

Он
подбирается строго по размеру среднего пальца правой руки. Наперсток должен
плотно охватывать палец, чтобы не соскакивать, но и в тоже время не слишком
сжимать его.

Маленькие
ножницы
нужны для мелких работ, например для отрезания нити.
Они должны быть острыми и легко раздвигаться в области винта.

Булавки
используют для скалывания деталей. Они должны быть острыми, тонкими и без
заусенцев.     

Распарыватель
– это маленький нож, который по своему внешнему виду напоминает стрелу.

Он
одновременно приподнимает нитку над тканью и разрезает ее. Им очень удобно
распускать машинные и ручные швы.

Копировальное
колесико.
Оно предназначено для перенесения линий выкройки на
ткань.

Необходимо
помнить
, что неисправный инструмент или приспособление, а
также незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.

В
зависимости от вида работы швея может выполнять ее стоя или сидя за столом, на
котором располагаются все нужные инструменты, приспособления и принадлежности.

Необходимо
знать правильную посадку во время работы.

Правильная
посадка заключается в следующем:

·       
Высота
стула должна быть такой, чтобы ноги твердо опирались всей подошвой о пол или
стояли на специальной подставке.

·       
Во
время работы нужно следить за правильной осанкой, положением позвоночника. Так
как неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает
работоспособность, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника
и развитию близорукости. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед.
Голову слегка наклонить вперед. Нельзя опираться о стол. Руки
должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10
сантиметров. При работе не следует ставить локти на стол. Расстояние от глаз до
изделия или детали должно быть в среднем 30 сантиметров. В процессе работы
нужно периодически менять положение корпуса (от слегка согнутого к
выпрямленному и обратно).

·       
Рабочее
место должно быть хорошо освещено.

Стежок,
строчка и шов.

Основной
способ соединения деталей из ткани с помощью ниток.

Называется такое соединение ниточным.

  

При
соединении материалов с помощью ниток игла совершает постоянно повторяющуюся
работу: она дважды прокалывает ткань, протягивает нитку и оставляет за собой
след. Его называют стежок. Несколько стежков проложенных друг за другом,
называются строчкой. А соединение двух или нескольких слоев материала строчкой
называется швом.

Стежки
и строчки
, могут быть временными и постоянными.

Временными
строчками
закрепляют подогнутый край изделия, соединяют детали
между собой, чтобы получить качественную машинную строчку или провести примерку
изделия.

В
дальнейшем эти строчки удаляют. Постоянными ручными стежками пришивают
пуговицы, подшивают низ изделия, вышивают.

Все
стежки должны быть ровными
, расстояние между ними как с
лицевой, так и с изнаночной стороны – одинаковым, а нитки равномерно
затянутыми. Длина стежков зависит от их вида и толщины материала.

Требования
к выполнению ручных работ:

1.    
Меловые
линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки или
резцом колесиком.

   

2.    
При
нанесении меловых линий на ткань, их толщина не должна превышать одного
миллиметра.

3.    
При
переводе линий резцом-колесиком его колесико должно проходить строго по
середине толщины меловой линии.

4.    
Для
строчек временного назначения нужно использовать нитки контрастные по цвету с
материалом.

5.    
Для
строчек постоянного назначения нитки нужно подбирать совпадающие по цвету с
тканью.

6.    
Толщину
и длину иглы подбирать в зависимости от вида ткани и выполняемой операции.

7.    
Длина
стежков и расстояние между ними должны соответствовать выполняемой операции и
виду ткани.

8.    
Для
удаления ниток временного назначения их нужно разрезать ножницами через каждые
10-15 сантиметров, затем осторожно вытянуть концы ниток.

9.    
Отделку
на изделии пришивают нитками в тон отделки.

10.          
Пуговицы
со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговицы. А пуговицы со
стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

 

Ручные
работы и способы их выполнения.

Перенос
линий выкройки на детали кроя.

Это
можно сделать различными способами
. Зависит от того, нужно
ли видеть линии только на изнаночной стороне детали кроя или они должны быть
видны и на лицевой стороне. При этом важно учитывать вид и свойства материала.

Перенести
линии выкройки быстро и аккуратно можно с помощью резца-колесика и
копировальной бумаги.

   

Для
этого копировальную бумагу, контрастную по цвету, накладывают вместе с
выкройкой и проводят резцом-колесиком вдоль краев выкройки, по всем контурам,
внутренним линиям и меткам. При этом контуры выкройки должны проявиться на
обратной стороне в виде точек.

Этот
способ не подходит для тонких тканей.
Так как их можно
повредить колесиком. Также не подходит для набивных и пестротканых тканей.
Потому что мелкие точки от колесика будут просто незаметными. В этом случае
линии выкройки обводят портновским мелом.

Можно
использовать булавки.
Вдоль линии контура выкройки
вкалывают булавки насквозь через два слоя ткани верхней детали.

   

На
нижней детали портновским мелком делают метки, а затем проводят линии. При
переносе кривых линий булавки вкалывают так часто, как это нужно, чтобы выявить
контуры линии. Такой способ непригоден для тонких тканей. Так как булавкой
можно вызвать раздвижку нитей.

Перенести
линии выкройки можно при помощи прямых стежков ниткой контрастного цвета.

Для
этого
средний и указательный пальцы левой руки подводят под
ткань, а сверху прижимают большим пальцем. Затем правой рукой острие иглы
вводят в ткань, иглу проталкивают и выводят на поверхность около большого
пальца левой руки. При этом мизинец левой руки должен прижимать ткань к столу.
Правой рукой выводят иглу из ткани на лицевую сторону и затягивают стежок.
Следующие стежки выполняют точно так же.

Еще
линии выкройки можно перенести при помощи копировальных стежков.
Их называют силками. Игла вкалывается справа налево. Длина
стежков и расстояние между ними не должны превышать полсантиметра. Однако
стежки не затягивают, а оставляют в виде петли длиной один-полтора сантиметра.
Когда все копировальные стежки проложены, детали кроя раздвигают и нитки
разрезают.

Обмётывание.

Обметать
– это значит обработать специальным обметочным швом открытые срезы деталей,
чтобы избежать их осыпания.

   

Чаще
всего, это делается по низу изделия, который нужно будет подогнуть. Сделать это
лучше с помощью швейной машины. Но если такой возможности нет, то нужно
набраться терпения и обметать срезы косыми или петельными стежками. Делают это
в направлении слева направо, огибая стежками срез. Нитку туго не затягивают.

Ручная
закрепка.

Начало
и конец строчки ручных стежков всегда нужно закреплять. Но делать это не
узелком, а двумя-тремя короткими стежками на одном месте.

Такую
закрепку потом будет легко удалить. А если она попадет под машинную иглу, то не
портит строчку.

Смётывание. Сметать
– это значит временно соединить две детали изделия. Эта операция выполняется
перед примеркой и служит для скрепления основных деталей между собой.

Для
того чтобы сметать детали швейного изделия, их нужно сложить лицевыми
сторонами внутрь. При этом помните, что срезы деталей должны обязательно
совпасть. Затем сколоть булавками точно по линии шва. Проложить строчку прямых
ручных стежков. При этом не забыть отступить от намеченной линии шва на один
миллиметр в сторону среза детали, чтобы потом смёточные строчки не попали под
строчки машинных стежков. Начало и конец строчки закрепить.

Замётывание.
Заметать
– значит проложить стежки по сгибу изделия.

Перед
тем, как определить окончательную длину юбки или платья, низ предварительно
заметывают на изнаночную сторону. После уточнения и корректировки намечают
окончательную длину изделия.

Заметывание
может быть с открытым (острым) срезом и с закрытым.

Для
того чтобы выполнить замётывание с открытым срезом
,
припуск на подгибку детали нужно подогнуть на изнаночную сторону. Делают это
так, чтобы сгиб прошел точно по намеченной линии. Затем проложить ручные прямые
стежки. Не забываем начало и конец строчки закрепить ручной закрепкой.

Для
того чтобы выполнить замётывание с закрытым срезом
,
припуск на подгибку детали нужно подогнуть на изнаночную сторону. Делают это
так, чтобы сгиб прошел точно по намеченной линии. Затем заколоть булавками.
Проложить ручные стежки близко к сгибу. Подогнуть срез еще раз. Опять заколоть
булавками. Помните! Ширина подгибки должна быть одинаковой по всей длине
детали. Затем проложить ручные стежки близко ко второму сгибу.

Итоги
урока.
Мы узнали: о швейных ручных работах. Рассмотрели
инструменты и приспособления для них. Узнали, что называют стежком, строчкой и
швом, а также о требованиях к выполнению ручных работ. А затем рассмотрели виды
ручных работ и способы их выполнения.

videouroki.net

Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек

Разделы:
Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (817,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.
  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
  • Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.
  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Регистрация учащихся в классном журнале.

— Проверка готовности к уроку.

II. Повторение.

Вопросы:

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

— Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку — игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов — это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка — это ряд повторяющихся стежков.

Стежок — это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка — расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва — расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Рассмотреть таблицу №3 в учебнике на стр. 22-23. «Виды ручных стежков и строчек»

Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Опасности в работе:

    повреждение пальцев иглой или булавкой;

    травма руки ножницами;

    травма глаз.
  2. Что нужно сделать до начала работы:

    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;

    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
  3. Что нужно делать во время работы:

    быть внимательной к работе;

    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;

    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
  4. Что нужно сделать по окончании работы:

    посчитать количество игл и булавок в игольнице;

    убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17

— Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров — тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

— Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые — под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

— Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

— Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 — 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

— Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
  3. Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.
  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
  6. Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно — гигиенические требования.

НЕЛЬЗЯ:

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

— разбор типичных ошибок

— вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Правила безопасной работы

Во-первых, все иголки свои собери

И маленький домик для них смастери.

Открою тебе интересный секрет:

Ты другу расскажешь, а может, и нет.

У нас у иголок имеются ушки,

Ушки, конечно же, любят подушки.

Иголкам подушку скорей подари,

На ней все иголки свои собери.

Поверь, они счастливы будут безумно,

А мы- то с тобой поступили как умно!

Не будешь иголки искать где попало,

Ну вот, и от мамы тебе не попало…

Игла в работе весела,

Она тонка и так мила!

Не будешь класть ее на место,

Вдруг потеряется в отместку.

И затаится в беспорядке…

А тебе потом воткнется в пятку.

Иголки надо сосчитать,

Когда садишься за работу,

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передай.

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота.

Не забудь их закрыть

И на место положить.

Напомнить хочу про рабочее место-

Диван или кресло?

Усядемся лучше с тобою за столом,

И ткань здесь разложи, и мыло найдем,

Коробку достанем, где все инструменты.

Сошьем все детали, набьем элементы,

Те из, которых игрушка родиться,

Рабочее место тебе пригодится!

Все правила эти обязан ты знать

И неуклонно их выполнять!

IV. Итог урока.

Анализ выполненной работы учащимися.

Вопросы для повторения:

  1. Какие нитки используют для выполнения ручных работ?
  2. Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
  3. Где применяют прямые стежки?
  4. Где применяют петельные стежки?

V. Домашнее задание § 3,4

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем.

Оценка работы.

Использованная литература.

  1. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
  2. Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.
  3. Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.
  4. Симоненко В.Д. “Технология 5 класс”, Москва Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007г.
  5. Рудакова И. «Уроки бабушки Куми.» ,Москва, «АСТ-ПРЕС»,1994г.
  6. Путятина Е. «Учимся шить мягкие игрушки.» Ростов на Дону, «Феникс», 2003г.

16.02.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока «Швейные ручные работы»

Конспект «Открытого урока».

I

Организационно-подготовительный

Приветствие. Учет присутствующих. Проверка готовности к уроку.

II

Актуализация знаний

Проверка знаний по теме предыдущего урока «Раскрой швейного изделия»

Устно задавая ученикам следующие вопросы:

  1. Почему перед раскроем нужно проверить, какое направление имеет рисунок?

  2. Какие припуски на швы нужно давать для низа изделия, пояса, для всех остальных срезов?

  3. Для чего нужны припуски на швы?

Доклады учащихся о профессии закройщика (Слайд №2).

III

Мотивация учебной деятельности

Учитель: в начальной школе вы выполняли ручные работы, и вы уже знаете, что ручной труд применяется при пошиве одежды, что технология изготовления швейных изделий состоит из множества различных операций, которые выполняются как с применением швейной машины, так и вручную, с помощью швейной иглы. Для выполнения ручных работ еще нужны специальные инструменты и приспособрабления.

Скажите – какими инструментами вы пользовались и какие правила безопасного труда вам известны? (Учащиеся отвечают)

Учитель: а к нам в гости торопится Белошвейка Даша, что же она нам хочет рассказать? Давайте послушаем. Выходит, ученица в народном костюме с красивой шкатулкой в руках

Белошвейка Даша: Я хочу познакомить вас с теми, кто живет в моей шкатулке. Это мои соседи и друзья, они постоянно помогают мне в работе. Это: Иголки-трудяги, они без устали снуют туда и сюда. С иголкой надо обращаться умело, держать ее крепко и аккуратно, а то она может ужалить. Для работы с иголкой, чтобы не уколоться, придумали наперсток. Вот он какой! Он похож на шлем воина. Наперсток одевается на средний палец, теперь он защищен от уколов иглы, и ему легко подталкивать иголку в ткань. Это ножницы, у них длинные концы, они хорошо режут ткань, нитки обрезают. У настоящей мастерицы они всегда по рукой. Просто у них работа такая – резать.

Учитель: Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю. Для выполнения ручных работ при шитье необходимы еще и специальные инструменты, и приспособления – это копировальное колесико, булавки, спец колышек, распариватель (демонстрирует, объясняет). Швейные иглы бывают разной длины и толщины, чем тоньше ткань, тем тоньше игла.

Как вы думаете от чего зависит качество готового изделия?

Учащиеся отвечают. Учитель направляет, подводит к теме урока.

-Какие ключевые слова получили?

Учащиеся отвечают.

Это и будет тема нашего урока: «Швейные ручные работы» (Слайд № 3).

IV Формирование новых знаний

Для операций, выполняемых вручную, необходимо рабочий стол, на котором располагаются инструменты, приспособления, принадлежности и нужно знать организацию рабочего места и правильную посадку во время работы. Так как неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижает работоспособность, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости и т.д.

Правильная посадка вовремя работы заключается в следующем:

  1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение

  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед

  3. Голову слегка наклонить вперед.

  4. Нельзя опираться о стол.

  5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

  6. При работе не следует ставить локти на стол.

  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (от слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

  9. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

Необходимо так же строго соблюдать правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой, травма руки ножницами, травма глаз.

  2. Что нужно делать до начала работы:

— посчитать количество иголок и булавок в игольнице

— положить инструменты и приспособления в отведенное для них место

  1. Что нужно делать во время работы:

— быть внимательной к работе

— надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть

— вкалывать иголки и булавки только в игольницу

— класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя

— передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и концами вперед.

  1. Что нужно сделать по окончании работы:

— посчитать количество иголок и булавок в игольнице (если их не хватает – доложить учителю, если поломалась – завернуть в бумажку и выбросить в мусор)

  1. Убрать рабочее место.

Учитель: И так вы вспомнили удивительные предметы – инструменты, которые помогают человеку в жизни сотни лет и даже тысячи. Скажите представители какой профессии постоянно используют эти инструменты (ответы учащихся: швея, портной, в ателье, на швейной фабрике). А теперь мы с вами попробуем овладеть основами этого древнего искусства. Запишите в тетрадь тему нового урока: Ручные швейные работы.

Работа с наглядным материалом. Объяснение учителя с просмотром слайдов № 4,5,6,7 (понятие о стежке, строчке, длине стежка, шве, о строчках и стежках временного назначения). Основной способ соединения деталей из ткани с помощью ниток – называется такое соединение ниточным. Детали соединяются между собой вручную с помощью стежков и строчек.

Стежок – это законченный процесс переплетения ниток на ткани (демонстрационный материал)

Длина стежка – это расстояние между одинаковыми проколами иглы (демонстрационный материал)

Шов – соединение двух или нескольких слоев материала с помощью ниток (демонстрационный материал)

Ширина шва – это расстояние от края детали до строчки (демонстрационный материал)

Временными строчками закрепляют подогнутый край изделия, соединяют детали между собой, чтобы получить качественную машинную строчку, или провести примерку изделия. В дальнейшем эти строчки удаляют (демонстрационный материал).

Копировальные стежки – для переноса линий с одной детали на другую.

Постоянными ручными стежками пришивают пуговицы, подшивают низ изделия, вшивают крючки, кнопки.

В зависимости от вида работы швея может выполнять ее стоя или сидя за столом. (Слайд № 8)

Динамическая пауза: Вы, наверное, устали, ну тогда все дружно встали

Ножками потопали 1,2,3

Ручками похлопали 1,2,3

Покружились, повертелись 1,2,3

И за парты все уселись

Крепко глазки закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем и работать продолжаем (Слайд № 9).

V Применение знаний, умения и навыков

Учитель: Для закрепления полученных знаний запишем данные понятия в тетрадь. &18 и ознакомимся с требованиями к выполнению ручных работ. Объясните пословицу «Не игла шьет, а руки» (учащиеся объясняют). Замечательно. Сегодня мы будем выполнять ручные швейные работы, но прежде всего давайте послушаем забавную историю. (Сценка, в которой участвуют ученицы в ролях портного, чертенка и Белошвейка Даша).

Белошвейка Даша (рассказывает): Как-то поглядел чертенок на работу портного и показалось чертенку, что тот уже очень долго возится со своим шитьем. Слишком часто в иголку нитку вставляет. Пока оторвет нитку, пока в иголку вставит, а время уходит. И подумал чертенок: «А я бы попроворней управился с шитьем». Подумал и окликнул портного: — Эй портной, давай поспорим, что я быстрее сделаю твою работу.

Портной удивился словам чертенка, задумался на минутку и согласился на предложение. Взяли они по ткани, нитке, иголке и принялись за работу. (по ходу рассказа белошвейка Даша портной и чертенок изображают как они это делают).

Чертенок не будь простаком, отмотал длинную нитку, с версту, вдел в иголку и стал шить. Проткнет ткань иглой и бежит в другой конец избы, нитку за собой тянет, потом обратно бежит к столу, а сам путается в нитке, ругается. А портной сидит себе да шьет. Чертенок и одной строчки никак не закончит, а у портного вся работа уже готова. Проиграл, проспорил самоуверенный чертенок. В чем же секрет портного? В том Даша, что он отрывает нитку длинной со свою руку от пальцев до локтя. Это самая удобная длина нитки – и путаться не будет, и быстро работа идет.

Из рассказа всем стало понятно, какая длина нитки должна быть при выполнении ручных работ.

Давайте и мы попробуем, но прежде, чем начнем работу мы должны изучить общие требования, которые предъявляются к выполнению ручных швейных работ: технические условия.

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки или резцом-колесиком.

  2. Толщина меловых линий, наносимых на ткань при раскрое на должна превышать 1 мм.

  3. При выполнении строчек временного назначения нитки должны быть контрастными с цветами материала.

  4. Цвет ниток, применяемый для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

  5. Номер иглы должен соответствовать толщине ткани и характеру выполняемой работы.

  6. Длину стежков и расстояние между ними нужно выбирать в зависимости от выполняемой операции и вида ткани.

  7. Для удаления ниток временного назначения их нужно разрезать ножницами через каждые 10-15 см, затем осторожно вытянуть концы ниток.

  8. Отделку на изделии пришивают нитками в цвет отделки.

  9. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговицы. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

Первичное закрепление.

Кроссворд «Инструменты»

5

3

2

4

1

  1. Длинная …………- ленивая швея.

  2. Для того ………….сделан, чтобы палец не колоть.

  3. Два кольца, два конца – посередине гвоздик.

  4. Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает.

  5. Идет пароход, то взад, то вперед, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

5

3

У

2

Н

А

П

Е

Р

С

Т

О

К

О

Ю

Ж

4

И

Г

Л

А

Н

1

Н

И

Т

К

И

Ц

Ы

Учитель: Молодцы! При изготовлении швейных изделий применяют различные стежки и строчки (слайд № 10 ).

  1. Для выполнения ручных строчек, используют х/б нитки № 40,50,60, подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы.

  2. Ручные швейные иголки выпускаются от 1 до 12. Иголки для швейных ручных работ используют в основном № 3.

  3. Наперстки бывают четырех номеров (2,3,4,5) и двух видов: с донышком и без него (демонстрируются).

  4. Булавки (с колечком или головкой) применяют для накалывания выкроек на ткань, при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки.

  5. Ножницы подразделяются на портновские, закройные, фигурные и хозяйственные.

Рассмотрим таблицу «Виды ручных стежков и строчек» их графической изображение и применение (слайд № 11) и познакомимся с терминологией (слайд № 12) применяемой при выполнении ручных работ. Запись в тетрадь что такое сметать, наметать, заметать, пришить. Швейная терминология для портного, это как для химика таблица Менделеева, а для математика таблица умножения.

Прежде чем приступить к практической части повторим правила техники безопасности, требования к выполнению ручных работ (ответы учащихся). Вводный инструктаж.

Учитель демонстрирует приемы выполнения строчки прямых стежков, копировальных, петельных, косых, ручной закрепки, сметочной строчки. У каждого на столе находятся образцы и инструкция, кусочки ткани, шкатулки с принадлежностями.

Инструкция № 1 Образец «Сметочная строчка» (слайд № 13).

  1. Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитки должны отличаться от цвета ткани (обычно белые).

  2. Возьмите две детали ткани 10×15, сложите их вместе лицевыми сторонами внутрь уравнивая срезы. Наметить линию на расстоянии 0,9 см от срезов (карандашом или мелом).

  3. Делаем первый стежок по намеченной заранее линии. Расстояние между двумя проколами 1,0-1,5 см. Помните, что игла с ниткой во время работы находится всегда над изделием.

  4. Сметываем образец, в конце строчки делаем закрепку двумя обратными стежками.

  5. Прикрепите образец в альбом для практических работ, подпишите.

Инструкция № 2 Образец «Сметочная строчка» (слайд № 14).

  1. Сложите две детали лицевыми сторонами внутрь, уравняйте срезы.

  2. По намеченным линиям проложите прямые стежки, не затягивайте их, а оставляя петельки высотой 0,5-1,0 см (в две нитки).

  3. Разверните детали так, чтобы нитки стежков натянулись.

  4. Разрежьте нитки по середине между двумя срезами деталей.

  5. Прикрепите образец в альбом для практических работ, подпишите.

Инструкция № 3 Образец «Обметочная строчка» (слайд № 15).

  1. Сложите две детали, уравнивая срезы.

  2. Стежки прокладывают под углом (исключая сдвиг ткани) слева направо, огибая срезы.

  3. Длина стежка 0,3-0,5 см. частота стежка 2-3 в 1 см.

  4. Прикрепите образец в альбом для практических работ, подпишите.

Инструкция № 4 Образец «Шов вподгибку с открытым срезом» (слайд № 16).

  1. Подогните срез детали на 03-10 мм.

  2. Проложите строчку прямыми стежками на расстоянии 0,1-0,2 мм.

  3. Начало и конец строчки закрепить ручной закрепкой.

  4. Прикрепите образец в альбом для практических работ, подпишите.

Инструкция № 5 Образец «Шов вподгибку с закрытым срезом» (слайд № 17).

  1. Подогните срез детали на 3-10 мм.

  2. Подогните еще на 4-40 мм.

  3. Проложите строчку прямыми стежками на расстоянии 1-2 мм от сгиба.

  4. Начало и конец строчки закрепить ручной закрепкой.

  5. Прикрепите образец в альбом для практических работ, подпишите.

Текущий инструктаж «выполнения требований и правил техники безопасности» обеспечит хорошее качество швейных работ.(Слайд № 18).

Физкультминутка: Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали

В поле дерево стоит (встали прямо руки вытянули вверх)

Ветер ветки шевелит (потрясли кистями рук)

Ветер тихо клен качает (наклоны в стороны)

В право влево наклоняет (еще наклоны)

Закружились листья все (повороты круговые)

Опустились все к земле (присели)

Закружились полетели и за парту тихо сели. (Слайд №9)

Дополнительно демонстрируются приемы выполнения стежков и строчек для учащихся у которых не все получается сразу.

VI Рефлексивно-оценочный этап

Контроль формирования новых знаний.

Оценка практической работы осуществляется с учетом разработанных критериев.

Оценочная таблица.

Наименование

Эстетичность

Качество строчки (стежка)

Выполнение требований (по инструкции)

Выполнение правил ТБ

Требования ВГО

Время выполнения

Примечание

Сметочная строчка

Копировальная строчка

Обметочная строчка

Шов вподгибку с открытым срезом

Шов вподгибку с закрытым срезом

В каждом столбце количество баллов от 1 до 5

Максимальное количество баллов 40

Минимальное количество баллов 8

Тестовые задания по теме «Швейные ручные работы»

  1. Соотнесите термины с содержанием работы:

Термин

Содержание работы

1

Сметать

А

временно соединить две детали, наложенные одна на другую.

2

Наметать

Б

временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине.

3

Приметать

В

временно закрепить подогнутые края детали, складки.

4

Заметать

Г

временно соединить мелкую деталь с более крупной.

  1. Найдите соответствие определения с термином

определение

Термин

1

Место соединения деталей

А

Шов

2

Ряд повторяющихся стежков

Б

Ширина шва

3

Переплетение ниток между двумя проколами иглы

В

Строчка

4

Расстояние между последовательными проколами иглы

Г

Длина стежка

5

Расстояние от среза детали до строчки

Д

Стежок

  1. Контуры выкройки переводят с помощью:

А) копировальных стежков

Б) копировальной бумаги

В) фломастера

Г) резцом-колесиком

Заключительный инструктаж.

Анализ выполненной работы.

Подведение итогов – обсуждение.

Выставление оценок.

VII Определение дифференцированного домашнего задания

Учитель: Вы неплохо потрудились, что узнали и чему научились сегодня на уроке?

Вопросы для подведения итогов.

Было интересно?

Было трудно?

Я поняла, что….

Теперь я могу…..

Я научилась…..

Меня удивило….

Мне захотелось….

Домашнее задание:

Базовый уровень — & 18 ответить на вопросы

Повышенный уровень – узнать историю создания инструментов и принадлежностей для швейных ручных швов (игла, наперсток, ножницы, булавки – по выбору)

Уборка рабочих мест

Учитель: Я благодарю вас за сотрудничество и жду вас на следующее занятие, которое будет не менее интересным.

Зам.директора по УВР МБОУ СОШ № 86 /И.Ю. Мягель/

Председатель МО МБОУ СОШ № 86 /Н.А. Щукина/

Учитель технологии МБОУ СОШ № 86 /О.В. Ларкина/

infourok.ru

Ручные швейные работы

Этап урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

I.Организационный

момент

Цель:

Подготовить учащихся к работе на уроке:

-обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;

-психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Добрый день!

Урок технологии.

Настроились на урок. Садитесь.

«Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”

Приветствует учащихся. Организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал; проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает на работу на уроке.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Личностные: мобилизация внимания,проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками .

Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания

Проверка домашнего задания: придумать, сочинить сказку, стих, загадки о швейной машинке.

 

 

В конце урока получают оценки за работу на уроке+ домашнее задание.

Проверяет выполнение домашнего задания учащимися – по выбору и желанию, внимательно слушает учащихся.

Рассказывают сказки, стихи, загадки о швейной машинке.

Другие учащиеся внимательно слушают.

Личностные:

повторение раннее изученного материала, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные:

контролируют правильность ответов обучающихся.

Познавательные: взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Коммуникативные:

взаимодействуют с учителем во время опроса; умение полно и точно выражать свои мысли

II. Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа с дополнительной литературой (5 минут).

В мире интересных фактов.

Учитель объясняет задание, наблюдает. Задает вопросы учащимся.

Слушают объяснение учителя.

Работают с дополнительной литературой.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов

формирование умения находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

способность прогнозировать деятельность на уроке.

Коммуникативные:

слушают и понимают речь учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса; умение полно и точно выражать свои мысли.

III. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1.Организация задания на повторение .

Повторение изученного материала.

Отгадайте загадку и вспомним, что изучали на прошлом уроке.

На полянке шерстяной

Пляшет тонконожка,

Из-под туфельки стальной Выползает стежка.

Мы с вами изучали тему «Швейная машина»

Ответить на вопросы:

-Для чего предназначена швейная машина?

-Какие виды швейных машин бывают?

Кто усовершенствовал швейную машину?

-В каком городе в России открылся завод по выпуску швейных машин?

2. Работают в парах.

Задание: составить из букв слова «Буквы заблудились»

(шов, стежок, строчка)

(ручные швейные работы)

3.Определите ,о чем пойдет речь на уроке?

Загадывает учащимся загадку.

Называет тему, которую изучали на прошлом уроке.

Задает вопросы по пройденному материалу.

Объясняет задание.

Слушают загадку и отгадывают ее.

Вспоминают тему, которую изучали на прошлом уроке.

Отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу.

Дополняют.

Выполняют задание в парах.

Проверяют.

Личностные:

активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему,

принимать и сохранять учебную цель и задачу

дополнять, уточнять высказанные мнения.

Познавательные :

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности,

слушают вопросы учителя

отвечают на вопро­сы учителя

Коммуникативные :

взаимодействие с учителем во время опроса,

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

IV. Постановка учебной задачи.

Цель:

Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели.

Формулирование темы ,цели урока, составление плана по достижению цели.

Тема: ручные швейные работы.

-Что будете знать, уметь?

Цель: знать инструменты и приспособления для ручных швейных работ , терминологию ручных работ, технологию выполнения ручных работ, ТБ при работе.

Уметь пользоваться инструментами и приспособлениями, выполнять ручные швы.

-Как вам пригодится в жизни?

Работа в тетради: запишите число и тему урока.

Помогает учащимся

сформулировать цель урока, и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения.

Формируют отношение к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения. При необходимости, задают вопросы учителю, связанные с освоением данного материала.

Регулятивные: — целеполагание;

планирование; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— высказывать своё предположение.

Личностные:

активизация имевшихся ранее знаний

активное погружение в тему.

умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

дополнять, уточнять высказанные мнения.

V.Изучение нового материала.

Цель:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Изучение нового материала.

1.Для выполнения ручных работ нужны инструменты и приспособления-

Игра «Вычеркни лишнее

(ручка, манекен, игла, швейная машина, ножницы, булавки, компьютер,

книга, молоток)

2.Организация рабочего места для выполнения ручных швейных работ.

3.Правила безопасного труда при работе с иголкой, ножницами.

Вопросы по материалам презентации.

-Какие инструменты и приспособления нужны для ручных работ?

-Правила ТБ при работе с иглой, ножницами.

-Как организовать рабочее место для выполнения ручных швейных работ?

Просмотр презентации «Ручные швейные работы»

Работа по учебнику. (что такое шов, стежок, строчка)

Работа в тетради: записать термины шов, строчка, стежок.

Беседа по изучению нового материала.

Объясняет задание к игре. Проверяет.

Показывает презентацию.

Задает вопросы по презентации.

Объясняет задание.

Слушают учителя, принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Смотрят презентацию, осмысливают информацию. Отвечают на вопросы учителя.

Работают по учебнику, читают параграф.

Работают в тетрадях.

Регулятивные:

осознание целей и задач обучения

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению.

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

формирование умения слушать и понимать других.

Познавательные:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

развитие умения строить простые рассуждения,

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные :

взаимодействие с учителем во время опроса,

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

Физкультминутка

Цель: снять напряжение, психоэмоциональную нагрузку, повышает активность на уроке.

Физкультминутка.

Проводит физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.

Личностные:

V. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Цель: Включение нового
знания в систему изученного материала.

Закрепить знания по изучаемому материалу.

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа.

Карточка- установи соответствие между названием инструмента, приспособления и его назначением.

Взаимопроверка.

Объясняет задание по карточкам на закрепление изученного материала.

Выполняют задание по карточкам на закрепление изученного материала.

Выполняют взаимопроверку.

Личностные:

осмысление темы нового материала и основных вопросов, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные:

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

VI.Итог урока

Цель:

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания.

Подведём итог урока.

Какие новые знания вы сегодня получили? Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить?

Оцените свою работу на уроке?

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Оценка личного вклада в совместную деятельность, объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.

Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Оценивают свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения,

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя

VIII. Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оцените свою работу на уроке?

Как в жизни пригодятся эти знания?

Ставит вопросы о том как

решалась учебная задача

и достигалась цель урока.

Анализирует уровень

освоенности учащимися

необходимых знаний, умений, навыков, способов действия.

Ставит вопросы о том как

решалась учебная задача

и достигалась цель урока.

Анализирует уровень

освоенности учащимися

необходимых знаний, умений, навыков, способов действия.

Оценивают свою работу на уроке, анализируют . что получилось, что нет.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:

оценка и самооценка учебной деятельности

обобщение и систематизация знаний,

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока,

формирование умений полно и точно выражать свои мысли

IX. Домашнее задание

Цель: Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Знать термины по теме урока.

2.По желанию: что такое наперсток.

3. О профессии закройщик, швея.

 Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слушают и запоминают алгоритм предстоящих действий. Записывают домашнее задание в дневник.

Предметные: применять  информацию и  

полученные   умения на  уроке.

         

xn--j1ahfl.xn--p1ai

100 фото, что такое ручная работа

Представляю вам подборку — «Ручная работа фото галерея». Здесь представлены работы известных художников и мастеров самых разных техник: от валяния из шерсти до ручной ковки из стали.

Культура какого бы то ни было народа отлично и очень ярко проявляет себя в народном промысле. До нашего времени сохранилось довольно много ремесел и рукоделия, которые представляют не только ценность для народного творчества в общем, но и культурную ценность в целом.

 

Ручная работа — что это такое?

В основном, когда речь идет о рукоделии, любому человеку представляется женщина, занятая этим делом. Ведь шитье, вязание, ткачество и вышивание преимущественно занятие для женщин. Однако, если есть фантазия и силы для творчества, заниматься этим может практически каждый.

 

 

Каждое изделие, которое производится руками, имеет ценность для человека. Те, кто становится хозяином изделия, получают некую привязанность, в первую очередь не материальную, а эмоциональную.

Даже хлеб, как часто говорят, вкуснее тогда, когда приготовлен руками, а не с помощью механических приборов. Так же дело обстоит и с рукоделием; для многих рукоделие не только способ отвлечься или потратить время, но и способ заработка.

Рукодельные сувениры – вышитые, слепленные или нарисованные – успешно сбываются в одноименных лавках и для туристов или ценителей искусства они имеют собственную ценность. Кому-то интересно видеть отражение мифологии в замысловатых вышиваниях или росписях на гончарных изделиях, кто-то любит историю отдельно взятого народа, а кому-то попросту понравился сувенир.

Современное рукоделие и вообще сувениры, произведенные вручную, часто называют «хэнд мейд», или в переводе на русский «сделано руками».

Заимствование иностранных слов для современного обозначения каких-нибудь ремесел обычная практика, однако некоторых начинающих рукодельниц это может запутать или даже испугать; гораздо проще сказать «лоскутное шитье» нежели «пэчворк», пусть второе и короче, но в первом случае это более понятно большинству.

Отличным примером в некотором роде вымершего ремесла можно назвать кузнечное дело. Конечно, существуют еще кузнецы в десятом и более поколении, однако таких чрезвычайно мало, да и не особо нужно кузнечное дело в современности – жизнь стала более размеренной, доспехи и латы в нынешнее время нужны разве что для украшения, нежели защиты.

 

 

 

Как и кузнечное, с далеких времен существует и гончарное, ювелирное и плотницкое дела. Одно из блестящих в прямом смысле ремесел – это ювелирное; у художников-ювелиров основная миссия сделать так, чтобы выглядело красиво и несло художественную ценность, при этом большинство из них работает с душой, и в итоге получаются прекрасные украшения.

Одним из примеров художника-ювелира можно выделить Карла Густавович Фаберже, его знаменитые яйца Фаберже. Из современников ярко показывает себя Александра Тензо, в чьих изделиях переплетаются восточный и северный колорит вкупе с великодержавным шиком, отлично характеризующим красоту страны.

Никуда современному ремеслу не деться от столярного и плотницкого производства. Не стесняясь можно заявить, что оба эти ремесла являются рукоделием, но с использованием вспомогательных инструментов (таких, как пилы, молотки, строгальные станки и прочее). Занимаются этим в основном мужчины, поскольку пилить, рубить и строгать дерево не каждая женщина сумеет в физическом плане; отлично гармонирует плотницкое и столярное дело с последующий после изготовления росписью и резьбой по дереву.

Дом для каждого из нас является гаванью, куда хочется возвращаться, провести теплые вечера в кругу семьи и отдохнуть от повседневных проблем. Современная бытовая техника, новая мебель, электроника делают проживание в доме комфортным и удобным.

 

 

Но как же сделать дом уютным? Как создать уют своими руками в собственном доме?

И здесь незаменимыми станут поделки ручной работы из природных материалов, лоскутное шитье, поделки из шерсти, бумаги, керамики, стекла и т.д..

 

 

Все они станут неповторимым и изысканным украшением вашего дома. Совершенно новым направлением является инсталляция. Подумайте, к какому виду рукоделия у вас лежит душа, оглянитесь вокруг и воспользуйтесь своим воображением.

 

Поделки из картона и бумаги

 

 

 

 

 

 

Поделки из стекла фото

 

 

 

 

 

Поделки из керамики фото

 

 

 

 

 

Литье из бронзы

 

 

 

 

Ручная ковка и сварка из стали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бумага авторского литья, конгрев фото

 

 

 

 

 

 

 

 

Валяние из шерсти и войлока фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фетровая пластика фото

 

 

 

Ассамбляж фото

 

 

 

Горячая расписная эмаль, сталь, дерево фото

 

 

Шамот, глазури, эмали

 

 

 

 Оригинальные виды рукоделия фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советуем почитать Рукоделие своими руками.

 

 Ручная работа фото галерея

 

Самые интересные статьи

Оценка статьи:

Загрузка…

rukodelielux.ru

Основные операции при ручных работах

Технология

6 класс

Дата

Тема: Основные операции при ручных работах

Цели:

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.

  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.

  • Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.

  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Предметные: понимание необходимости знаний в дальнейшей жизнедеятельности.

Метапредметные:

1. Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, формированию мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.

2. Создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать других, умение договариваться, действовать сообща, принимать другую точку зрения.

3. Создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий: развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы:

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

— Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку — игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов — это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка — это ряд повторяющихся стежков.

Стежок — это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка — расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва — расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Рассмотреть таблицу №3 в учебнике на стр. 22-23. «Виды ручных стежков и строчек»

Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Опасности в работе:
    повреждение пальцев иглой или булавкой;
    травма руки ножницами;
    травма глаз.

  2. Что нужно сделать до начала работы:
    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

  3. Что нужно делать во время работы:
    быть внимательной к работе;
    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

  4. Что нужно сделать по окончании работы:
    посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента.

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок.

— Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров — тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

— Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые — под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

— Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

— Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 — 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

— Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.

  3. Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.

  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.

  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

  6. Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.

  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно — гигиенические требования.

НЕЛЬЗЯ:

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

— разбор типичных ошибок

— вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

IV. Итог урока.

Анализ выполненной работы учащимися.

Вопросы для повторения:

  1. Какие нитки используют для выполнения ручных работ?

  2. Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?

  3. Где применяют прямые стежки?

  4. Где применяют петельные стежки?

V. Уборка рабочих мест.

VI. Подведение итогов урока учителем.

Оценка работы.

infourok.ru

1.3.2. Ручные работы. Рабочие места для ручных работ

В
зависимости
от характера работы швея-ручница может
выполнять ее сидя или стоя, располагать
на столе деталь или готовое изделие. В
связи с этим оборудование и организация
рабочих мест могут быть различными.
Правильная организация рабочего места
способствует повышению производительности
труда на операциях и обеспечивает
высокое качество работы.

Размеры рабочих
мест различны; они зависят от вида
изделия и выполняемой операции.

Рис.1.10. Рабочее
место для выполнения ручных работ

Большое
влияние на самочувствие работающего и
на качество его работы оказывает
правильная посадка. Расстояние от глаз
работающего до изделия или детали должно
быть равно в среднем 30 см (не менее 25 и
не более 35 см). Оно регулируется как при
ручной, так и при машинной работе
опусканием или подъемом сиденья винтового
стула. Ноги следует держать на подставке
или перекладине. Очень важно правильно
использовать перерывы и выполнять
физические упражнения.

Рис. 1.11. Винтовой
стул

Рис. 1.12. Подставка
для ног

Рабочее
место для ручных работ при изготовлении
верхней одежды должно быть оборудовано
столом (рис. 1.10), винтовым стулом (рис.
1.11) и подставкой для ног (рис. 1.12).
Конструкция стула может быть различной,
но она должна обеспечивать возможность
поворотов и изменения высоты сиденья
и опору для спины. Справа от работающего
(в зоне действия рук) на столе устанавливается
специальная подставка для катушек с
нитками. Необходимые для выполнения
ручных работ инструменты и предметы
ухода за рабочим местом хранятся в
выдвижных ящиках стола, а во время работы
их раскладывают на столе справа от
работающего или на полках.

Для
размещения деталей и полуфабрикатов в
течение рабочей смены в крышке стола
может быть укреплен шарнирно-горизонтальный
кронштейн, установлены передвижные
кронштейны (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Передвижные
кронштейны:

а
для плечевых изделий; б

для поясных изделий

Для уборки
производственного мусора имеется
съемный мусоросборник. В крышке стола
может быть укреплен магнит для размещения
ножниц.

По окончании работы
рабочее место следует тщательно убрать.
Все обрабатываемые детали, инструменты,
приспособления необходимо уложить в
определенном порядке в ящики столов
или в шкафы.

Инструменты и приспособления для ручных работ

К
инструментам для ручных работ относятся
ручные иглы, наперсток, ножницы,
сантиметровая лента; к приспособлениям
— манекен, лекала, кольцо с ножом,
колышек, булавки и т.д. (рис. 1.14).

Наперстки
1
применяют
различных номеров в зависимости от
выполняемой операции и вида обрабатываемых
материалов. Для обрезки ниток после
выполнения операций используют кольцо
с ножом 2,
которое
надевают на указательный или средний
палец правой руки, или самораскрывающиеся
ножницы 6.
Ножницы
7, применяемые для раскроя и обрезки,
уточнения деталей и т.п., могут быть
различными по форме и размерам.

Для
обрезки краев деталей в целях предохранения
их от осыпания используют специальные
ножницы с зубчатой нарезкой кромки
лезвия. Перенесение линий деталей с
бумаги на ткань или картон выполняют с
помощью резца 3.
Для
удаления ниток и выправления углов
деталей применяют колышек 4
(металлический,
пластмассовый или костяной стержень,
заостренный с одного конца). Края клапанов
в процессе влажно-тепловой обработки
выправляют на специальном приспособлении
— шаблоне 5.
Приспособление
8
для
вывертывания поясов позволяет быстро
вывернуть узкую деталь на лицевую
сторону после обтачивания и выправить
концы. Для проверки качества полуфабрикатов
и готовых изделий используют манекены
9.
При
отсутствии специальных машин для
обработки обметанных петель применяют
просекатели щипцы 10
или
устройства ударного типа 11.
Пуговицы
обтягивают на приспособлении 12.
Для
предохранения срезов деталей от осыпания
применяют специальное приспособление
13,
позволяющее
получать срезы зигзагообразной формы.
Линии низа платьев, юбок, пальто уточняют
на фигуре с помощью приспособления 14.

Качество
изделия, производительность труда
работающего зависят от подбора
инструментов и приспособлений. Инструменты
и приспособления подбирают в соответствии
с материалом, из которого изготовляют
изделие, и видом выполняемых работ.

Ручные
иглы должны быть острыми, упругими,
неломкими, Хорошо отполированными, с
ушком достаточных размеров и без
заусенцев. Иглы бывают различные по
диаметру (толщине) и по длине, имеют ушко
разной величины. В зависимости от длины
и диаметра иглы подразделяют по номерам:
от 1 до 12 (табл. 1.2).

Иглы подбирают в
зависимости от вида изделия, обрабатываемой
ткани и выполняемой операции (табл.
1.3).

В соответствии с
иглами и обрабатываемыми тканями следует
подбирать и номера ниток. При изготовлении
изделий из очень тонких хлопчатобумажных
тканей (маркизета, батиста и др.) применяют
хлопчатобумажные нитки № 50…80, а при
изготовлении платьев из ситца, сатина,
фланели — нитки № 50…60.

Рис. 1.14. Инструменты
и приспособления для ручных работ

Очень
тонкие шелковые ткани — шифон, креп-жоржет
— шьют шелковыми нитками № 65, 75 и
хлопчатобумажными нитками № 80; тонкие
и легкие шелковые ткани — крепдешин,
креп-сатин — хлопчатобумажными нитками
№60…80, шерстяные ткани — нитками №
50…60.

При изготовлении
костюмов и пальто из тонких тканей
используют хлопчатобумажные нитки №
40…60, при изготовлении пальто из толстых
тканей — нитки № 30…40.

Шелковые нитки
при изготовлении изделий из хлопчатобумажных
тканей не применяют. Капроновые нитки
применяют при изготовлении изделий из
шерстяных, шелковых тканей и из тканей
с синтетическими волокнами.

Для
стачивания рекомендуется применять
нитки лавсановые, армированные и
хлопчатобумажные в три, четыре и шесть
сложений, для обметывания срезов деталей
и швов — лавсановые, капроновые, шелковые
и хлопчатобумажные в два и три сложения,
для обметывания петель — капроновые,
лавсановые и шелковые, для пришивания
пуговиц — лавсановые, штапельные,
армированные (хлопколавсановые), а также
хлопчатобумажные в три, четыре и шесть
сложений.

Ножницы,
применяемые в швейном производстве,
выпускаются восьми номеров.

Таблица 1.2

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о