1 | Ашан, Атак/Groupe Auchan | 414 | 372 | Торговля | 2002 | Франция |
2 | Метро Кэш энд Керри/Metro Group | 305 | 294 | Торговля | 2001 | Германия |
3 | ДЖ.Т.И. Россия/Japan Tobacco International | 245 | Производство и продажа табачных изделий | 1999 | Швейцария | |
4 | ФМСМ/Philip Morris International | 234 | 194 | Производство и продажа табачных изделий | 1993 | Швейцария |
5 | Тойота Мотор/Toyota Motor | 230 | 249 | Машиностроение | 2002 | Япония |
6 | ИКЕА Дом, ИКЕА Мос, ИКЕА Торг/IKEA | 200 | 184 | Торговля | 2000 | Швеция |
7 | Пепсико Холдингс/PepsiCo | 172 | 171 | Пищевая промышленность | 1974 | США |
8 | Фольксваген Груп Рус/Volkswagen Group | 171 | 231 | Машиностроение | 2003 | Германия |
9 | 157 | 148 | Машиностроение | 1994 | Германия | |
10 | Леруа Мерлен Восток/Leroy Merlin | 152 | 124 | Торговля | 2004 | Франция |
11 | МУМТ/British American Tobacco | 139 | 121 | Производство и продажа табачных изделий | 1991 | Великобритания |
12 | Проктер энд гэмбл дистрибьюторская компания/Procter & Gamble | 141 | 130 | Товары массового спроса | 1991 | США |
13 | Нестле Россия/Nestle | 120 | 97 | Пищевая промышленность | 1995 | Швейцария |
14 | Марс, Ригли/Mars | 114 | 100 | Пищевая промышленность | 1991 | США |
15 | Данон Россия/Danone | 107 | 97 | Пищевая промышленность | 1992 | Франция |
16 | Хендэ Мотор СНГ/Hyundai Motor | 105 | 125 | Машиностроение | 2007 | Корея |
17 | Киа Моторс Рус/Kia Motors | 105 | 126 | Машиностроение | 2008 | Корея |
18 | Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус/Nissan | 97 | 152 | Машиностроение | 2004 | Япония |
19 | Балтика/Carlsberg Group | 87 | 83 | Пищевая промышленность | 1993 | Дания |
20 | Рено Россия/Renault | 85 | 111 | Машиностроение | 1998 | Франция |
21 | ЛГ Электроникс Рус/LG Electronics | 81 | 98 | Бытовая техника и электроника | 1990 | Корея |
22 | БМВ Русланд Трейдинг/BMW Group | 77 | 88 | Машиностроение | Германия | |
23 | Эппл Рус/Apple | 75 | 96 | Электроника | 2007 | США |
24 | БАСФ/BASF | 74 | 66 | Нефтехимия | 1993 | Германия |
25 | Макдоналдс и Москва-Макдоналдс/McDonald’s | 74 | 66 | Пищевая промышленность | 1990 | США |
26 | Юнилевер Русь/Unilever | 71 | 53 | Товары массового спроса | 1991 | Нидерланды и Великобритания |
27 | Гиперглобус/Globus Group | 71 | 56 | Торговля | 2006 | Германия |
28 | ККЭБСЕ/Coca-Cola Hellenic Bottling | 70 | 68 | Пищевая промышленность | 2001 | Швейцария |
29 | Каргилл/Cargill | 66 | 42 | Торговля | 1991 | США |
30 | Мон Дэлис Русь/Mondelez International | 59 | 63 | Пищевая промышленность | 2012 | США |
31 | Хенкель Рус/Henkel Group | 57 | 50 | 1990 | Германия | |
32 | Ягуар Ленд Ровер/Jaguar Land Rover | 51 | 62 | Машиностроение | 2004 | Великобритания |
33 | МЗК/Glencore | 48 | 38 | Торговля | 2004 | Швейцария |
34 | Санофи Россия/Sanofi | 47 | 46 | Фармацевтика | 2008 | Франция |
35 | Адидас/Adidas Group | 47 | 53 | Одежда | 1997 | Германия |
36 | Самсунг Электроникс Рус Калуга/Samsung Electronics | 45 | 54 | Электроника | 2008 | Корея |
37 | Сделай своими руками и ОБИ ФЦ/OBI | 45 | 49 | Торговля | 2003 | Германия |
38 | Шелл Нефть/Royal Dutch Shell | 44 | 42 | Добыча нефти и газа | 1998 | Нидерланды |
39 | Империал Табакко Продажа и Маркетинг/Imperial Tobacco Group | 42 | 33 | Производство и продажа табачных изделий | 1996 | Великобритания |
40 | Л’Ореаль/L’Oréal | 42 | 37 | Парфюмерия | 1990 | Франция |
41 | Форд Соллерс Холдинг/Ford Motor | 42 | 55 | Машиностроение | 2001 | США |
42 | БСХ Бытовые Приборы/BSH Hausgeräte GmbH | 42 | 42 | Бытовая техника и электроника | 1994 | Германия |
43 | Шнейдер Электрик и Электрощит-ТМ/Schneider Electric | 42 | 42 | Товары массового спроса | 1993 | Франция |
44 | Байер/Bayer | 41 | 34 | Фармацевтика | 1994 | Германия |
45 | Джонсон & Джонсон/Johnson & Johnson | 41 | 44 | Фармацевтика | 1992 | США |
46 | Нокиан Шина/Nokian Tyres | 41 | 37 | Нефтехимия | 1998 | Финляндия |
47 | ММС Рус и Мицубиси Моторс/Mitsubishi Motors | 40 | 78 | Машиностроение | 2004 | Япония |
48 | Сан Инбев/Anheuser-Busch InBev | 39 | 36 | Пищевая промышленность | 1999 | Бельгия |
49 | Билла/REWE Group | 39 | 35 | Торговля | 2004 | Германия |
50 | Тетра Пак/Tetra Pak International S.A. | 39 | 34 | Пищевая промышленность | 1994 | Швеция |
www.forbes.ru
Иностранные строительные компании в Москве – Газета Коммерсантъ № 110 (1068) от 29.06.1996
 Иностранные строительные компании в Москве
Московские власти пытаются защитить местного строителя
Строительный рынок Москвы очень привлекателен для строительных компаний всего мира. Ежегодно в московское строительство вкладывается $6,5-7 млрд — больше, чем в любом другом городе мира. Однако активизация иностранных строителей на московском рынке увеличивает безработицу среди их российских коллег. Поэтому московские власти решили заняться регулированием присутствия иностранной рабочей силы в городе, что, естественно, осложнило положение иностранных строителей. Именно эта проблема активно обсуждалась на прошедшей недавно встрече представителей администрации города, руководства Торгово-промышленной палаты и аккредитованных при ТПП иностранных строительных компаний.
До недавнего времени вопросом привлечения в Москву иностранных строителей занималось несколько различных структур. Теперь же он будет решаться исключительно через консульство. Его службы рассматривают персонально кандидатуру каждого рабочего или служащего и в случае необходимости выдают визу со специальной пометкой, определяющей его конкретное местонахождение в Москве. В свете последних решений московского правительства среди городских строителей иностранцев должно быть не больше 5%.
По словам руководителя Департамента внешних связей правительства Москвы Иосифа Орджоникидзе, для того чтобы иностранная строительная фирма официально присутствовала на московском строительном рынке, она должна победить в строительном тендере и выполнять ряд требований по оплате труда (6 минимальных зарплат на каждого работающего). Кроме того, сроки ее пребывания на московском строительном рынке должны строго контролироваться.
Это последнее требование связано с тем, что, по мнению московских властей, сроки пребывания иностранных строителей в Москве, как правило, не соблюдаются. По окончании основного контракта строители «шатаются» по московским стройками и не думают уезжать из города. Кроме того, зачастую они предлагают свои услуги по гораздо более низким ценам, чем российские строительные организации. По мнению властей, подобные «блуждающие» строительные компании очень нежелательны для московского строительного рынка, и поэтому власти решили ужесточить контроль за всеми приезжающими и находящимися в Москве иностранными строителями.
Безусловно, эти ужесточения не относятся к иностранным подрядным организациям, которые приходят на российский рынок с серьезными намерениями — а именно, для осуществления инвестиций. И разумеется, поле деятельности для таких компаний на московском рынке весьма широко. Например, объем инвестиций только на реконструкцию в центральном административном округе в связи с 850-летием Москвы равен $5,5 млрд. Причем большую часть этих денег должны составить привлеченные инвестиции.
Кроме того, подрядчики с инвестициями допускаются и к таким проектам, как строительство «Сити», третьего транспортного (автомобильно-железнодорожного) кольца, создание пешеходной зоны на месте нынешнего Калининского проспекта, строительство над ним новой автострады. Или к довольно любопытному проекту создания в Подмосковье совместно с администрацией Московской области экологически чистого курортного города исключительно для отдыха и развлечений.
Таким образом, московский рынок полностью открыт для иностранных подрядных организаций, которые готовы поучаствовать в организации финансирования тех или иных проектов. Безусловно, такое гостеприимство не очень радует работающие в Москве иностранные строительные компании, не занимающиеся инвестированием.
По словам главы московского представительства германской строительной компании «Хохтиф» Иоахима Фербера, в Москве сегодня много работы для строительных фирм, однако главным условием получения подряда является участие подрядчика в финансировании.
Иностранный подрядчик постоянно сталкивается на московском строительном рынке и с целым рядом других трудностей — получение лицензии на проведение строительных работ в Москве, проведение несметного числа согласований перед началом строительства. Кроме того, не очень приятными для иностранного строителя являются взаимоотношения с российскими поставщиками, которые требуют большой предоплаты, часто меняют цены, в результате чего строительные сметы ползут, а степень риска проекта возрастает.
Еще одно важное условие, выдвигаемое московскими властями к иностранному подрядчику — это максимальное использование российской рабочей силы и российских стройматериалов. Опасения московского правительства насчет безработицы в строительной отрасли понятны, однако, по словам г-на Фербера, многие работы требуют участия в них западных профессионалов.
Несмотря на все эти трудности, московский строительный рынок остается одним из самых привлекательных в мире. Однако совершенно очевидно, что московские власти и дальше будут ужесточать условия присутствия иностранных строительных компаний в Москве.
ЛИНА Ъ-КАЛЯНИНА
www.kommersant.ru
1 | Ашан, Атак/Groupe Auchan | 372 | 313 | Торговля | 2002 | Франция | E |
2 | Метро Кэш энд Керри/Metro Group | 294 | 252 | Торговля | 2000 | Германия | E |
3 | Тойота Мотор/Toyota Motor | 249 | 231 | Машиностроение | 2002 | Япония | |
4 | Фольксваген Груп Рус/Volkswagen Group | 231 | 241 | Машиностроение | 2003 | Германия | |
5 | ДЖ.Т.И. Россия/Japan Tobacco International | 222 | 196 | Производство и продажа табачных изделий | 1999 | Швейцария | |
6 | ФМСМ/Philip Morris International | 194 | 152 | Производство и продажа табачных изделий | 1993 | Швейцария | |
7 | ИКЕА Дом, ИКЕА Мос, ИКЕА Торг/IKEA | 184 | 157 | Торговля | 2000 | Швеция | |
8 | Пепсико Холдингс/PepsiCo | 171 | 157 | Пищевая промышленность | 1974 | США | |
9 | Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус/Nissan | 152 | 125 | Машиностроение | 2004 | Япония | |
10 | Мерседес-Бенц/Daimler | 148 | 120 | Машиностроение | 1994 | Германия | |
11 | Проктер энд гэмбл дистрибьюторская компания/Procter & Gamble | 130 | 111 | Товары массового спроса | 1991 | США | |
12 | Киа Моторс Рус/Kia Motors | 126.36 | 121.75 | Машиностроение | 2008 | Южная Корея | |
13 | Хендэ Мотор СНГ/Hyundai Motor | 125 | 112 | Машиностроение | 2007 | Южная Корея | |
14 | Леруа Мерлен Восток/Leroy Merlin | 124 | 95 | Торговля | 2004 | Франция | |
15 | МУМТ/British American Tobacco | 121 | 106 | Производство и продажа табачных изделий | 1991 | Великобритания | |
16 | Рено Россия/Renault | 111 | 106 | Машиностроение | 1998 | Франция | |
17 | Марс, Ригли/Mars | 102 | 72 | Пищевая промышленность | 1991 | США | |
18 | ЛГ Электроникс Рус/LG Electronics | 97.69 | 92.57 | Бытовая техника и электроника | 1990 | Южная Корея | |
19 | Нестле Россия/Nestle | 97 | 86 | Пищевая промышленность | 1995 | Швейцария | |
20 | Эппл Рус/Apple | 96.06 | 48.52 | Электроника | 2007 | США | |
21 | Данон Россия/Danone | 96 | 99 | Пищевая промышленность | 1992 | Франция | |
22 | БМВ Русланд Трейдинг/BMW Group | 87.61 | 80.77 | Машиностроение | 1999 | Германия | |
23 | Балтика/Carlsberg Group | 83.24 | 87.65 | Пищевая промышленность | 1993 | Дания | |
24 | ММС Рус и Мицубиси Моторс/Mitsubishi Motors | 78 | 72 | Машиностроение | 2004 | Япония | |
25 | ККЭБСЕ/Coca-Cola Hellenic Bottling | 67.88 | 63.31 | Пищевая промышленность | 2001 | Швейцария | |
26 | Макдоналдс и Москва-Макдоналдс/McDonald’s | 65.74 | 63.34 | Пищевая промышленность | 1990 | США | |
27 | БАСФ/BASF | 65 | 60 | Нефтехимия | 1993 | Германия | |
28 | Мон Дэлис Русь/Mondelez International | 62.65 | 55.3 | Пищевая промышленность | 2012 | США | |
29 | Ягуар Ленд Ровер/Jaguar Land Rover | 62 | 58 | Машиностроение | 2004 | Великобритания | |
30 | Гиперглобус/Globus Group | 56 | 42 | Торговля | 2006 | Германия | |
31 | Форд Соллерс Холдинг/Ford Motor | 55 | 84 | Машиностроение | 2001 | США | |
32 | Самсунг Электроникс Рус Калуга/Samsung Electronics | 54 | 57 | Электроника | 2008 | Корея | |
33 | Адидас/Adidas Group | 52.6 | 45.38 | Одежда | 1997 | Германия | |
34 | Юнилевер Русь/Unilever | 52.6 | 46.29 | Товары массового спроса | 1991 | Нидерланды и Великобритания | |
35 | Джи Эм СНГ/General Motors | 51 | 61 | Машиностроение | 1992 | США | |
36 | Хенкель Рус/Henkel Group | 50 | 46 | Товары массового спроса | 1990 | Германия | |
37 | Сделай своими руками и ОБИ ФЦ/OBI | 49 | 42 | Торговля | 2003 | Германия | |
38 | Санофи Россия/Sanofi | 46.18 | 37.91 | Фармацевтика | 2008 | Франция | |
39 | Джонсон & Джонсон/Johnson & Johnson | 43.56 | 42.03 | Фармацевтика | 1992 | США | |
40 | Мазда Мотор Рус/Mazda | 43.12 | 35.86 | Машиностроение | 2005 | Япония | |
41 | Шнейдер Электрик и Электрощит-ТМ/Schneider Electric | 42 | 21 | Машиностроение | 1993 | Франция | |
42 | Каргилл/Cargill | 42.11 | 19.28 | Торговля | 1991 | США | |
43 | Шелл Нефть/Royal Dutch Shell | 42 | 35 | Добыча нефти и газа | 1998 | Нидерланды | |
44 | Сони Электроникс/Sony | 40.87 | 31.1 | Бытовая техника и электроника | 1994 | Япония | |
45 | МЗК/Glencore | 38 | 32 | Торговля | 2004 | Швейцария | |
46 | Нокиан Шина/Nokian Tyres | 37.44 | 37 | Нефтехимия | 1998 | Финляндия | |
47 | Л’Ореаль/L’Oréal | 37 | 36 | Парфюмерия | 1990 | Франция | |
48 | Сан Инбев/Anheuser-Busch InBev | 36 | 38 | Пищевая промышленность | 1999 | Бельгия | |
49 | Сименс/Siemens | 36 | 34 | Машиностроение | 1997 | Германия | |
50 | Билла/REWE Group | 34.75 | 28.89 | Торговля | 2004 | Германия |
www.forbes.ru
Место в рейтинге на указанную дату |
Наименование компании и расположение |
Выручка в 2013 году, в миллионах долларов |
|
---|---|---|---|
2014 | 2013 | ||
1 |
1 |
Grupo ACS, Мадрид, Испания |
44 053,8 |
2 |
2 |
HOCHTIEF AG, Эссен, Германия |
34 845,0 |
3 |
3 |
Bechtel, Сан-Франциско, штат Калифорния., США |
23 637,0 |
4 |
4 |
VINCI, Rueil-Malmaison, Франция |
20 292,6 |
5 |
5 |
Fluor Corp., Ирвинг, штат Техас, США |
16 784,3 |
6 |
6 |
Strabag SE, Вена, Австрия |
15 392,0 |
7 |
7 |
БУИГ, Париж, Франция |
14 789,0 |
8 |
9 |
Skanska AB, Стокгольм, Швеция |
14 141,1 |
9 |
10 |
Communications Construction Group Ltd, Пекин, Китай |
13 162,5 |
10 |
11 |
Technip, Париж, Франция |
12 243,0 |
11 |
8 |
Saipem, Сан-Донато Миланезе, Италия |
12 137,6 |
12 |
12 |
Строительная компания Норберто Одебрехт, Сан-Паулу, Бразилия |
9 877,1 |
13 |
15 |
Hyundai Engineering & Construction Co. Ltd., Сеул, Южная Корея |
8 707,8 |
14 |
** |
Ferrovial, Мадрид, Испания |
7 416,5 |
15 |
13 |
Samsung Engineering Co. Ltd., Сеул, Южная Корея |
7 132,5 |
16 |
16 |
Бильфингер SE, Мангейм, Германия |
6 853,5 |
17 |
36 |
Samsung C&T Corp., Сеул, Южная Корея |
6 308,0 |
18 |
19 |
Royal BAM Group NV, Утрехт, Нидерланды |
5 936,0 |
19 |
30 |
Abeinsa SA, Севилья, Испания |
5 824,2 |
20 |
24 |
China State Construction Engineering Corp., Пекин, Китай |
5 742,7 |
21 |
18 |
Petrofac Ltd., Джерси, Нормандские острова, Великобритания |
5 685,1 |
22 |
22 |
PCL Construction Enterprises Inc., Денвер, штат Колорадо., США |
5 497,3 |
23 |
20 |
Sinohydro Group Ltd, Пекин, Китай |
5 314,4 |
24 |
21 |
Consolidated Contractors Group, Афины, Греция |
5 289,4 |
25 |
25 |
Китайская национальная машиностроительная корпорация, Пекин, Китай |
5 288,9 |
27 |
32 |
JGC Corp., Йокогама, Япония |
4 822,0 |
28 |
34 |
China Railway Group Ltd., Пекин, Китай |
4 766,9 |
29 |
28 |
GS Engineering & Construction Corp., Сеул, Южная Корея |
4 713,4 |
30 |
26 |
Daelim Industrial Co. Ltd., Сеул, Южная Корея |
4 381,3 |
31 |
23 |
OHL SA (Obrascon HUARTE Lain SA), Мадрид, Испания |
4 376,7 |
32 |
** |
NCC AB, Solna, Швеция |
4 187,3 |
33 |
31 |
Лейтон Холдингс Лтд, Санкт-Леонардс, Новый Южный Уэльс, Австралия |
4 169,0 |
34 |
27 |
Salini Impregilo SpA, Милан, Италия |
4 165,8 |
35 |
33 |
Lend Lease Group, Австралия |
4 058,5 |
36 |
14 |
FCC, Fomento de Constr. y Contratas SA, Мадрид, Испания FCC |
3 884,8 |
37 |
39 |
Kiewit Corp., Омаха, штат Небраска., США |
3 761,7 |
38 |
38 |
Tecnicas Reunidas, Мадрид, Испания |
3 736,8 |
39 |
53 |
Строительство железных дорог Китая, Пекин, Китай |
3 486,0 |
40 |
29 |
KBR, Хьюстон, Техас, США |
3 449,3 |
41 |
45 |
Grupo Isolux Corsan SA, Мадрид, Испания |
3 219,5 |
42 |
** |
EIFFAGE, Аньер-сюр-Сен, Франция |
3 067,0 |
43 |
35 |
SK Engineering & Construction Co. Ltd, Сеул, Южная Корея |
3 051,4 |
44 |
65 |
Chiyoda Corp., Япония |
2 957,7 |
45 |
47 |
Obayashi Corp., Токио, Япония |
2 889,0 |
46 |
43 |
CITIC Construction Co. Ltd, Пекин, Китай |
2 830,9 |
47 |
48 |
Ларсен & Toubro Co. Ltd, Мумбаи, Махараштра, Индия |
2 786,7 |
48 |
** |
M+W Group GmbH, Штутгарт, Германия |
2 782,7 |
49 |
40 |
Daewoo E & C Co. Ltd, Сеул, Южная Корея |
2 759,9 |
50 |
41 |
Danieli & C. SpA OM, Баттервик, Фриули-Венеция-Джулия, Италия |
2 601,0 |
51 |
56 |
China Gezhouba Group Co. Ltd., провинция Хубэй, Китай |
2 532,7 |
52 |
79 |
ENKA Construction & Industry Co. Ltd, Стамбул, Турция |
2 398,8 |
53 |
64 |
Renaissance Construction, Анкара, Турция |
2 391,1 |
54 |
50 |
Каджима Корпорация, Токио, Япония |
2 386,8 |
55 |
44 |
Foster Wheeler AG, Нью-Джерси, США |
2 384,2 |
56 |
55 |
Джейкобс, Пасадена, штат Калифорния., США |
2 374,8 |
57 |
46 |
POSCO Engineering & Construction, Инчхон, Южная Корея |
2 373,2 |
58 |
54 |
SEPCOIII Electric Power, Цин Дао, Китай |
2 356,3 |
59 |
59 |
Мота-Engil, Порту, Португалия |
2 340,0 |
60 |
49 |
Acciona Infraestructuras, Мадрид, Испания |
2 231,1 |
61 |
58 |
Sacyr, Мадрид, Испания |
2 211,2 |
62 |
62 |
Astaldi SpA, Рим, Италия |
2 159,8 |
63 |
98 |
China Petroleum Pipeline Bureau (CPP), Ланфан, Китай |
2 114,0 |
64 |
72 |
Shanghai Electric Group ООО, Шанхай, Китай |
2 105,5 |
65 |
69 |
WorleyParsons Ltd., Австралия |
2 082,9 |
66 |
60 |
Van Oord, Роттердам, Нидерланды |
2 038,1 |
67 |
141 |
OCI NV, Гелен, Нидерланды |
1 993,1 |
68 |
51 |
Китайская металлургическая группа корпораций, Пекин, Китай |
1 945,0 |
69 |
63 |
BESIX SA, Брюссель, Бельгия |
1 907,2 |
70 |
57 |
Toyo Engineering, Чиба, Япония |
1 884,7 |
71 |
71 |
China Civil Engineering Constr. Corp., Пекин, Китай |
1 879,5 |
72 |
78 |
ПОРР AG, Вена, Австрия |
1 762,2 |
73 |
88 |
Hanwha Engineering & Construction, Сеул, Южная Корея |
1 648,7 |
74 |
93 |
URS Corp, Сан-Франциско, штат Калифорния., США |
1 630,4 |
75 |
67 |
Симидзу, Токио, Япония |
1 580,7 |
76 |
84 |
China Petroleum Eng’g & Construction Corp., Пекин, Китай |
1 576,6 |
77 |
66 |
Construtora Andrade Gutierrez SA, Белу-Оризонти, М., Бразилия |
1 571,7 |
78 |
52 |
Майре Текнимонт SpA, Рим, Италия |
1 544,5 |
79 |
92 |
Дунфан Электрическая Корпорация, Чэнду, провинции Сычуань, Китай |
1 480,4 |
80 |
** |
Kentz Engineering and Construction Group, Клонмел, Ирландия |
1 390,3 |
81 |
73 |
Joannou & Paraskevaides Group, Гернси, Нормандские острова, Великобритания |
1 336,5 |
82 |
82 |
China National Chemical Engineering Group, Пекин, Китай |
1 315,5 |
83 |
103 |
TAV, Стамбул, Турция |
1 268,3 |
84 |
86 |
China Int’l Water & Electric Corp. (CWE), Пекин, Китай |
1 266,2 |
85 |
81 |
China General Technology (Group) Holding Ltd., Пекин, Китай |
1 123,6 |
86 |
90 |
Polimeks Insaat Taahhut ve San Tic. AS, Стамбул, Турция |
1 252,1 |
87 |
74 |
Zublin AG, Штуттгарт, Германия |
1 248,3 |
88 |
70 |
Takenaka, Токио, Япония |
1 236,5 |
89 |
91 |
Sinopec Engineering (Group) Co Ltd, Пекин, Китай |
1 153,2 |
90 |
76 |
Тайсей, Токио, Япония |
1 150,0 |
91 |
75 |
Taikisha Ltd., Токио, Япония |
1 109,7 |
92 |
77 |
Punj Lloyd Ltd., Гургаон, Харьяна, Индия |
1 008,0 |
93 |
89 |
CGC Overseas Construction Group Co. Ltd., Пекин, Китай |
1 057,5 |
94 |
121 |
ОАГ SA, Сан-Паулу, Бразилия |
1 020,0 |
95 |
97 |
Comsa Emte, Мадрид, Испания |
997,8 |
96 |
112 |
Итальянское общество трубопроводов D’Acqua SpA, Рим, Италия |
986,4 |
97 |
80 |
Penta-Ocean, Токио, Япония |
952,3 |
98 |
95 |
Qingjian Group Co. Ltd., Циндао, Шаньдун, Китай |
945,0 |
99 |
68 |
Arabian Construction Ко SAL, Бейрут, Ливан |
937,6 |
100 |
87 |
SNC-Lavalin Inc, Монреаль, Квебек, Канада |
912,4 |
total-rating.ru
Крупные иностранные застройщики теряют деньги в России :: Общество :: РБК
Для крупнейших петербургских строительных компаний с иностранными корнями 2016 год стал одним из худших в их российской истории.
Так, продажи финской «Лемминкяйнен» в России рухнули на 82 млн евро — до 55 млн (-60%). За падением продаж последовал операционный убыток – 3,8 млн евро, тогда как 2015 год компания закончила с операционной прибылью в 2,9 млн евро. Напомним, что «Лемминкяйнен» год назад завершил работу на девелоперском рынке России и сосредоточился на работе генподрядчика.
Холдинг ЮИТ в России не сумел увеличить обороты, в результате чего группа также зафиксировала убытки. Продажи сохранились на уровне 268 млн евро, при этом операционный убыток компании в 2016 году достиг 29,3 млн евро против прибыли в 0,6 млн годом ранее. В отчете ЮИТ говорится, что компания снизила объем строительства в России и будет и дальше выводить капитал из России для финансирования роста на других рынках.
Шведская Bonava единственная из трех упомянутых компаний не ушла в минус по итогам года, однако операционная прибыль компании в России также существенно упала. Продажи группы достигли 96 млн евро (по среднегодовому курсу банка Швеции в 9,47 крон за евро), увеличившись на 18%. При этом операционная прибыль в России сократилась с 20,8 до 18,8 млн евро (- 10%).
Продажи иностранных компаний, по мнению заместителя генерального директора УК «СТАРТ Девелопмент» Константина Ковалева, напрямую зависят не только от курса валют, но и от взаимоотношений России с Европой. «Мы все общаемся с представителями иностранных компаний, и очевидно, что после введения санкций они, мягко говоря, начали приостанавливать свою строительную деятельность в России. Совету директоров иностранцев в условиях дешевого рубля и напряженной политической ситуации невозможно принять решение развивать бизнес», — добавил К. Ковалев.
www.rbc.ru
Иностранные подрядчики в Москве – Газета Коммерсантъ № 146 (864) от 12.08.1995
 Иностранные подрядчики в Москве
Стройплощадка, открытая для всех стран и народов
Москва сегодня переживает настоящий строительный бум, и московские стройки обеспечивают рабочие места не только строителям из России и стран бывшего Советского Союза, но и, как показывает опыт, иностранным подрядным организациям. Москва, превратившаяся в одну большую строительную площадку, привлекает огромное количество иностранных строительных компаний. Постепенно растет конкуренция между ними, а российские застройщики приобретают необходимый опыт, и поэтому утвердиться на российском строительном рынке становится все трудней. Тем не менее без иностранного подрядчика сегодня не обходится ни одна крупная стройка в городе.
Погоня за дешевизной до добра не доведет
Необходимо сразу отметить, что деятельность иностранных подрядчиков в России в основном сосредоточена в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. В остальных городах иностранные подрядчики появляются редко, обычно для реализации одного конкретного проекта.
Многие иностранные подрядные фирмы появились на российском рынке еще в советскую эпоху. Как правило, их заказчиками были различные ведомственные структуры. Очень часто иностранные подрядчики имели в то время определенные льготы, поскольку работали в рамках межправительственных соглашений (примеры тому — турецкая компания «Энка»: австрийская AMR). Сейчас все они имеют опыт работы на российском рынке, адаптировались к местным нормативным, налоговым, разрешительным системам. Последние 3-5 лет происходило разделение сфер влияния, и сейчас возникли некоторые устоявшиеся связи, например, турецкая компания «Гамма» — «Газпром», «Энка» — московское правительство.
Четыре работающие на московском рынке группы иностранных подрядчиков (западноевропейцы, восточноевропейцы, турки, американцы) отличаются друг от друга стоимостью рабочей силы, качеством и стоимостью импортируемого оборудования и материалов и качеством возводимых объектов. По оценкам специалистов американской консультационной компании Benham International Eurasia, зачастую расценки на одни и те же виды работ у западноевропейских строителей в два-три раза выше, чем у турецких.
Многие подрядчики пытаются заключить контракты, предусмотрев возможность не только вести строительство, но и участвовать в разработке проектов. Во-первых, на разработке проекта можно заработать дополнительно до 5% от общей стоимости проекта. Во-вторых, подрядчику удобно делать проект под свои технологии, под свою организацию, под системы и оборудование, которое он ввозит.
Сумма контракта во многом определяется стоимостью ввозимых подрядчиком оборудования и материалов. Например, турки применяют в строительстве материалы и оборудование, произведенные в соответствии с западными технологиями, но в Турции, по лицензии. Разумеется, лицензионное оборудование, хоть и под маркой ведущих западных фирм, дешевле «родного». Это существенно уменьшает общую стоимость контракта. Однако использование лицензионного оборудования и материалов снижает не только стоимость, но и качество будущей постройки: как показала практика, в процессе дальнейшей эксплуатации здания такое оборудование чаще выходит из строя. Так что те заказчики, которые останавливаются на турецких и восточноевропейских подрядчиках, уповая на дешевизну и короткие сроки, в конечном итоге теряют больше, чем те, которые привлекают западных специалистов.
Заказчику и подрядчику лучше работать через посредника
Как показывает опыт, реализация большинства проектов в Москве проходит при участии как иностранных, так и российских подрядчиков. Как правило, российские строители занимаются нулевым циклом и возведением «коробки», а иностранные — установкой оборудования, отделочными работами и строительным менеджментом. Большинство российских застройщиков считают наличие иностранного подрядчика на стройке обязательным, поскольку речь идет о совершенно новой для российского рынка культуре работы — в первую очередь это касается сроков, качества и ответственности за проводимые работы. Одним из атрибутов этой культуры является предоставление банковской гарантии под авансовые платежи, а также страхование работ, имущества и всего, что вокруг стройки.
Что касается предпочтений российских заказчиков, то часть из них останавливается на турецких подрядчиках — они строят, например, Международный бизнес-центр, «Усадьбу-центр», УПДК. Но ряд коммерческих застройщиков сегодня не согласны с турецким качеством и предпочитают на генподряд брать западноевропейцев. Однако тот факт, что в качестве подрядчика привлечена, например, немецкая строительная компания, вовсе не означает, что работу будут вести немецкие рабочие. Как правило, западные подрядчики активно привлекают российские и турецкие строительные компании, широко используются местные строительные материалы и механизмы. А генподрядчик берет на себя организацию, управление строительством и обеспечение качества работ.
Весьма распространенный способ подбора иностранного подрядчика — международный тендер, для проведения которого привлекается профессиональная управляющая компания. Еще со времен советской власти подбор иностранного подрядчика под проекты в России был в ведении ГП/ВО «Внешстройимпорт», который на протяжении почти 20 лет оставался монополистом в этой области. Многолетние наработанные связи позволяют ему и сегодня прочно удерживать позиции на этом рынке. В последнее время появились и иностранные управляющие фирмы, которые квалифицированно проводят международные подрядные торги — например, Bovis, Benham и другие.
Большинство строительных компаний сегодня, как правило, «всеядны» — готовы взяться за любой проект. Однако в ходе тендера на строительство, например, культурно-делового центра предпочтение не будет отдано компании, даже с мировым именем, которая не имеет такого опыта, а специализируется, скажем, на прокладке нефтепроводов.
Как показал опыт, цена контракта не всегда является определяющим фактором. Любопытно, что в ходе проведения тендера заказчик обычно оставляет без внимания самую дорогую и самую дешевую компании, претендующие на выполнение подрядных работ. Основная стратегия многих застройщиков, особенно бюджетных, состоит в том, чтобы как можно большую сумму от предполагаемой стоимости контракта «отобрать» на российские субподряды и таким образом оставить деньги в России. То есть, как правило, в ходе проведения тендера основной торг идет не за сумму контракта как таковую, а за то, чтобы как можно большую часть работ оставить за российскими строителями (разумеется, речь идет о тех работах, которые российские строители могут сделать качественно и дешевле, используя местные механизмы и оборудование). Кроме того, при заключении контракта заказчики, как правило, настаивают на праве поставки некоторого сырья, материалов и оборудования, которое в дальнейшем сдается подрядчику в аренду.
Привлекая консультационную управляющую компанию, заказчик, особенно не очень опытный, получает возможность не только грамотно выбрать подрядчика, но и в дальнейшем осуществлять квалифицированный надзор за его деятельностью. Во-первых, преимущество управляющих компаний в том, что они могут более квалифицированно рассчитать коммерческую стоимость контракта, применяя международные методики ее вычисления. Пока ни российские застройщики, ни российские
www.kommersant.ru
Иностранные девелоперы в России | Деловой квартал
В советское время в России работало довольно много строительных компаний из-за рубежа, в основном из дружественных коммунистических стран. Чаще всего они выполняли функции подрядчиков по госзаказам, ведь девелоперских проектов в общепринятом сегодня понимании тогда просто не существовало. Иностранные девелоперские компании в России, нацеленные на реализацию собственных проектов в России, появились в начале 1990-х: это были турецкая строительная корпорация Enka и американский девелопер Hines. Незнание нового рынка неизбежно поставило иностранные компании перед необходимостью привлечения местного партнера.
Enka, построившая советский газопровод на территории Турции, сначала выступала подрядчиком по заказам Московского правительства при реконструкции Петровского пассажа и больницы для ветеранов ВОВ, потом же учредила два совместных предприятия с Правительством Москвы – «Мосэнка» и «Москва-Красные холмы». Именно благодаря «Мосэнке» в столице стали появляться первые офисные объекты высокого класса. Enka не раз поручали и символические проекты – восстановление Белого дома, реконструкцию здания Государственной Думы. В отличие от турков Hines не сразу занялся девелопментом в России, а начал осваивать новый рынок как управляющая компания. Первым партнером американцев в Москве стало УПДК (Управление по делам дипломатического корпуса) Министерства иностранных дел России. Помимо Enka и Hines проекты в России стала запускать еще одна иностранная девелоперская компания – Skanska. Однако в отличие от своих коллег шведы в начале 2007 года решили свернуть свой бизнес.
Пресс-секретарь холдинга Петер Гимбе в интервью газете «Ведомости» уход компании с российского рынка объяснил следующими причинами: «У компании очень высокие стандарты безопасности труда и этики. В России не многие клиенты готовы платить за соблюдение этих стандартов. А еще мы против коррупции» Другие иностранные крупные девелоперы в Россию, особенно после перестройки, не совались – слишком высокорисковым делом было строительство на постсоветском пространстве. А немногие существующие налаживали бизнес и успешно строили все новые и новые объекты, по большей части – высококлассные офисные комплексы, дефицит которых в Москве и тем более Санкт-Петербурге был просто катастрофическим. Но тут грянул кризис 1998 года. Деловая активность значительно снизилась, многие западные компании приняли решение сворачивать бизнес в России.
Владельцы офисных комплексов понесли большие потери, упали арендные ставки. Кризис также помешал осуществлению многих проектов с участием зарубежных девелоперов, которые предполагалось осуществить в начавшиеся «годы изобилия». Так, был заморожен мас штабный проект офисно-делового центра «Ворота Москвы» на берегу Химкинского водохранилища. Его инициаторами выступали Правительство Москвы и компания «Деловой парк» (учредители – австралийская компания Lend Lease, английская Chelverton Properties). Свернула деятельность на российском рынке международная инвестиционно-девелоперская компания Golub, реконструировавшая накануне кризиса офисный комплекс «Атриум» в Санкт-Петербурге (правда, компания оставалась владельцем и управляла зданием вплоть до 2006 года).
Все зарубежные девелоперы заморозили свои проекты до лучших времен; объемы строительства коммерческой недвижимости уменьшились вдвое по сравнению с последними докризисными годами. На довольно длительный срок затормозилось возведение третьей башни комплекса «Павелецкая Плаза» компании Enka; отложилось на неопределенное время начало строительства комплекса Lotte Plaza корейской Lotte Group (в итоге комплекс на Новом Арбате был завершен лишь в 2007 году).
ВТОРАЯ ВОЛНА
Рынок замер почти на два года. И только после выборов, которые официально закрепили статус президента за Владимиром Путиным, иностранные компании снова потянулись в Россию. Начал развиваться сегмент промышленного строительства. Внимание зарубежных девелоперов частично переключилось с офисной недвижимости на торговый семент, чему способствовало как постепенное улучшение благосостояния граждан, так и ощутимый дефицит на рынке «цивилизованных» торговых центров. Знаковым событием в этой сфере стало открытие в 2000 году первого в России магазина IKEA, которое показало западным девелоперам, что на российском рынке вполне можно работать. В России начали активно строиться супермаркеты «Рамстор» компании Enka, магазины французской Auchan, которая частично их строила силами собственного девелоперского подразделения Immochan. Начала выбирать участки под свои проекты METRO Cash & Carry. Тогда доходность торгового сегмента в России значительно превышала европейские показатели – 17 % по отношению к 5–6 % – а наступившая политическая стабильность и постепенное восстановление экономики после кризиса снизили риски.
По оценкам компании Jones Lang LaSalle, на 2004 год западные девелоперы контролировали около 35 % московского рынка торговой недвижимости. Постепенно иностранные девелоперы торговых центров начали выходить сначала в Санкт-Петербург, а затем и в регионы, где доходность проектов была выше московской, а конкуренции практически не существовало. Появление западных инвесторов и девелоперов сильно изменило российский рынок офисной и торговой недвижимости: внедрялись новые стандарты, постепенно начала увеличиваться конкуренция и снижаться доходность проектов, начали развиваться отечественные торговые сети, формироваться новые деловые районы. Последние годы (2005–2007) отмечены ростом интереса к России институциональных инвесторов, повышением их доверия к российскому рынку, снижением ставок доходности и постепенным смещением активности девелоперов в регионы.
После рынка торговой недвижимости толчок к развитию получил рынок складов. Так, компания Capital Partners построила логистический парк «Пушкино» и анонсировала крупный складской проект на землях Coalco на Каширском шоссе. Другой представитель казахского бизнеса – ИПГ «Евразия» – в 2006 году заявил о масштабных планах своего подразделения «Евразия Логистик» по созданию 16 логистических комплексов класса A. Кроме огромного логистического комплекса «Северное Домодедово» в Подмосковье компания уже начала реализовывать проекты в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске и Волгограде. Начала строительство логистического комплекса канадская Giffels. Характерно, что теперь большинство приходящих на российский рынок западных девелоперов ориентируются главным образом не на московский рынок, где достать участки довольно сложно, а сразу на регионы. Так, одним из первых девелоперских проектов ирландской Quinn Group в России стал логистический центр Q-Park в Казани. В планах компании вложить около $ 5 млрд в строительство коммерческой недвижимости в России.
Наталья Пироговa, управляющий партнер Property Adviser, отмечает, что, постепенно разобравшись в российских реалиях, иностранцы понимают: риск идти в регионы не так уж и велик. С уверенностью можно заявлять, что при сохранении стабильной экономической ситуации в стране дальнейшая экспансия зарубежных девелоперов на российский рынок только усилится. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что зарубежные фонды, ранее интересовавшиеся только покупкой готовых объектов, постепенно организуют в России свои девелоперские подразделения или приобретают российские девелоперские компании: так, Morgan Stanley приобрел 10 % акций компании «РосЕвроДевелопмент» и 15 % RGI International. Известны и планы других крупных зарубежных девелоперов по выходу на российский рынок – так, британская компания Parkridge Holdings, давно пытавшаяся наладить сотрудничество с «Белой Дачей», приобрела площадку для склада на Ленинградском шоссе.
О намерениях выйти на российский рынок заявило руководство одного из крупнейших американских девелоперов гипермаркетов – Simon Property Group. Lotte Group, открыв в Москве комплекс Lotte Plaza, планирует построить еще три торговых центра в Москве и Санкт-Петербурге и ищет подходящие участки. Правда, количество иностранных девелоперов, желающих застраивать Россию, пока что сильно уступает количеству зарубежных фондов, готовых инвестировать в Россию, но, очевидно, все больший интерес инвесторов будет закономерно приводить к появлению все новых и новых сильных зарубежных игроков.
Смотрите также:
delovoy-kvartal.ru