Керимов а к – Керимов, Керим Аббас-Алиевич — Википедия

Содержание

Керимов К. А. — это… Что такое Керимов К. А.?

Кери́м Али́евич Кери́мов (1917—2003) — Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР, председатель Государственной комиссии по пилотируемым полетам (1966—1991), генерал-лейтенант.

Ранние годы

Керим Аббас-Али оглы Керимов родился 14 ноября 1917 года в Баку, в семье инженера-технолога Аббас-Али Керимова. В 1936—1939 годах учился на энергетическом факультете Новочеркасского индустриального института. Окончил Азербайджанский индустриальный институт (ныне Азербайджанская государственная нефтяная академия) в 1942 году и Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского в конце 1943 года.

Во время войны на заводах Московского куста Керимов занимался приемом у промышленности гвардейских минометных установок типа «Катюша» и снарядов к ним, за что был удостоен ордена «Красной Звезды». В 1946 г. он вместе с другими специалистами по ракетной технике был направлен в Нордхаузен (Германия) для сбора информации о баллистической ракете «Фау-2».

Деятельность в сфере космонавтики

Затем Керимов проходил службу в Центральном аппарате Министерства обороны, где прослужил 20 лет на различных должностях: от старшего инженера до начальника Центрального Управления космических средств. В 1950 году он был удостоен Сталинской премии за внедрение радиоизмерительной системы «Дон», а в 1961 году был награжден орденом Ленина за участие в подготовке первого пилотируемого полета человека в космос.

В сентябре 1960 года Керим Керимов был назначен начальником управления Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО), а в 1964 году возглавил только что созданное Центральное управление космических средств (ЦУКОС). За внедрение ракетно-космического комплекса «Зенит» он был удостоен Ленинской премии. С 1965 года руководил Главным космическим управлением в Министерстве общего машиностроения, которое занималось созданием ракетной и космической техники. В 1966 г., находясь в этой должности, он стал председателем Государственной комиссии по пилотируемым полетам и руководил ею в течение 25 лет. Комиссия занималась госприемкой всех пилотируемых космических кораблей.

В октябре 1967 г. Керимову было присвоено звание генерал-лейтенанта за успешную стыковку на орбите между двумя беспилотными космическими аппаратами («Космос-186» и «Космос-188»).

В 1974 г., оставаясь председателем Госкомиссии, Керимов был переведен на должность первого заместителя директора ЦНИИМаш. В этой должности он курировал работы, связанные с запуском и эксплуатацией орбитальной станции «Мир».

В 1975 г. он курировал подготовку совместного советско-американского полета «Союз» — «Аполлон». В 1979 г. за успешное осуществление полетов на пилотируемые орбитальные станции Керимову присуждена Государственная премия, а в 1987 г. за создание многомодульной орбитальной станции «Мир» и обеспечение полетов на эту станцию ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Керимов лично отправлял в космос все экипажи космических кораблей. Именно ему, стоя на космодроме, они докладывали о готовности к полету и ему же отчитывались о выполнении задания после приземления. Тем не менее самого Керимова в телерепортажах показывали только со спины, его имя не упоминалось в средствах массовой информации и было строго засекречено. Личность председателя государственной комиссии стала впервые известна только летом 1987 года из газет «Правда» и «Советская Россия», когда в СССР началась перестройка. В 1991 году, в возрасте 74 лет, Керимов вышел в отставку, но продолжал работать консультантом ЦУПа.

Керим Керимов является автором автобиографической книги «Дорога в космос» (Записки председателя Государственной комиссии), вышедшей в бакинском издательстве «Азербайджан» на русском языке в 1995 г.

Керим Керимов умер 29 марта 2003 года в Москве.

Награды

См. также

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 7 января 2001 г. № 9

Ссылки

 Керимов, Керим Алиевич на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Керимов Керим Алиевич — председатель Госкомиссии Байконура, герой Соц. Труда — OurBaku

Керимов Керим Алиевич — председатель Госкомиссии Байконура, герой Соц. Труда

1917 — 2003

Родился Керим Керимов 14 ноября 1917 года в Баку в семье инженера-технолога Аббас-Али Керимова, выпускника Петербургского Политехнического Института, он работал инженером в Азнефте, а мать – Сурея Керимова (Ахмедова) окончила гимназию в Баку.

  • Керимов Аббас-Али — отец. Студент Петербургского Технологического института 1904 г.

  • Сурия Керимова — мать. 1916 г.

  • Братья: Керим, Сулейман, Мустафа. 1925 г.

К.Керимов — слушатель артиллерийской академии. 1942 г.


По окончании Азербайджанского индустриального института, а оно пришлось на начало Великой Отечественной войны, Керимова зачислили в Артиллерийскую академию, которая находилась в эвакуации в Самарканде.


Осенью 1943 г он защитил диплом по теме: «Цех по изготовлению минометов» и был направлен на службу в Государственную приемку Главного управления вооружений, где на заводах Московского куста занимался приемом у промышленности гвардейских минометных установок типа «Катюша» и снарядов к ним.
За эту работу он был удостоен ордена «Красная Звезда».

Из интервью К.А.Керимова, данного Орхану ДЖЕМАЛЮ [1]

— Наши специалисты, в частности Королев и Глушко, решили, что не для космоса, так для войны это нужно — пора наши самолеты снабжать реактивными двигателями. Они обращались во все инстанции, писали Сталину письма. А результат ходатайств известен: их обоих упекли на каторгу.
В то время я оканчивал артиллерийскую академию им. Дзержинского, и меня направили заниматься как раз ракетами. Но то были маломощные твердотопливные ракеты, на базе которых были созданы наши легендарные реактивные снаряды “катюша”. Дальность полета — всего 30 километров. Королев, между прочим, до ареста тоже работал в институте, где создавались “катюши”; руководство этого института и сыграло свою роль в его аресте.

В 44-м Сталин получил от Черчилля информацию, что вермахт разработал новые ракеты с дальностью полета 300 километров, транспортирующие до тонны тротила, и этими ракетами уже бомбят Лондон. То были знаменитые ФАУ-2.

Первые ФАУ попали в руки американцам. В дальнейшем и мы увидели, насколько сложным было производство ФАУ. Представьте, турбина ФАУ-2, нагнетающая топливо в камеру сгорания, развивала мощность такую же, как турбина ДнепроГЭСа. В отличие от наших твердотопливных “катюш” ФАУ летали на жидком топливе. Тогда нам стало очевидно, что Германия в области ракетных разработок значительно опередила нас.

После войны Керимов двадцать лет прослужил в аппарате Министерства обороны.
В 1946 г. он, как и многие специалисты по ракетной технике был направлен в Нордхаузен (Германия), где знакомился с «остатками» баллистической ракеты «Фау-2».

Говорят, вы много сделали для раскрытия секретов фон Брауна?
— После войны я работал в составе комиссии в немецких городах Нордхаузен и Бляйхероде, которые были центрами германского ракетостроения. Нас прислали для изучения ФАУ-2. Мы привлекали к работе специалистов, имеющих отношение к производству ФАУ… Они показывали нам, где и что было спрятано; показывали озера, где немцы потопили приборы и двигатели; помогали нам из этих кусков собрать ракеты.
В принудительном порядке?
— Нет. Многие из них нам симпатизировали, были среди них и члены германской компартии. Мы тоже помогали им чем могли, делились с ними своими пайками.
Фон Браун со всеми ведущими специалистами попал к американцам. Но один из его заместителей, Гретруб, все-таки “достался” нам.
Капризный был человек: его долго уговаривали ехать на испытания собранных нами ФАУ в СССР, а он все отказывался; и когда наконец согласился, потребовал, чтобы вместе с ним повезли его корову. Мол, он привык пить только ее молоко. Для Гретрубовой коровы пришлось к нашему поезду прицепить специальную теплушку…

Так что первые ФАУ-2 советской сборки взлетели в Капустином Яру.
То есть первая советская ракета была ФАУ?

— Да, но сразу после испытаний Сталин потребовал, чтобы мы наладили производство своих аналогов ФАУ, причем все комплектующие должны были быть только нашего производства и все должно было быть сделано на наших заводах, использование импортных деталей и узлов запрещалось категорически.

Керимов был удостоен Сталинской премии за внедрение радиоизмерительной системы «Дон».


За участие в подготовке первого пилотируемого полета человека в космос Керим Керимов был награжден Орденом Ленина.

Вы принимали участие в запуске в космос Гагарина?

— Спутник, на котором предстояло полететь Гагарину, был мне хорошо знаком. Наше управление было заказчиком пилотируемого корабля, названного в печати “Восток”, и давало заключение на допуск этого корабля к полету с человеком на борту.

Керимов возглавил управление, выступавшее заказчиком аппаратов «Молния-1», «Метеор» и «Зенит». Именно за внедрение ракетно-космического комплекса «Зенит» он был удостоен Ленинской премии.
Последняя его должность — начальник Управления космических средств.

В 1965 г он был переведен в только что образованное Министерство общего машиностроения, где возглавил 3-е главное управление, занимавшееся непосредственно организацией работ по ракетно-космической тематике.

На заседании Госкомиссии: Министр — Афанасьев С.А. Президент АН СССР — Келдыш М.В. Председатель Госкомиссии генерал-лейтенант — Керимов К.А. Главный конструктор — Мишин В.П.

В 1966 г., находясь в этой должности, он был назначен председателем Государственной комиссии по пилотируемой тематике. Его заместителями в разное время были В.П.Мишин, В.П.Глушко, Ю.П.Семенов.

Деятельность Керимова на новом поприще складывалась непросто.
Испытания пилотируемой техники шли далеко не гладко. Груз ответственности за гибель В.Комарова, Г.Добровольского, В Волкова и В.Пацаева оставался с Керимом Алиевичем на всю жизнь.
За 25 лет ответственнейшей работы Госкомиссии под руководством Керимова пришлось не раз выходить из сложнейших ситуаций, разбираться в причинах катастроф и аварий, принимать ответственные, порой рискованные решения. Ведь без риска не может быть освоения космоса. Керим Алиевич Керимов прошел через это.
«Союз» летать научился, и в 1979 г. Керимов был удостоен Государственной премии СССР.


В 1974 г., оставаясь председателем Госкомиссии по пилотируемым полетам, Керимов был переведен на должность первого заместителя директора ЦНИИМаш.
В 1987 г. за работы, связанные с запуском и эксплуатацией ОК «Мир», Керим Керимов был удостоен звания Героя Социалистического Труда и награжден Орденом Ленина.

Керим Алиевич, говорят, венцом вашей деятельности была станция “Мир”. Что это была за станция?
— Когда на орбиту вывели “Мир”, это была почти пустая станция, она сама весила 20 тонн, и больше на орбиту “Протон” вывести не мог. Наши космонавты на “Мире” заскучали и захотели слетать на “Союз-7”, чтобы перевезти оттуда на “Мир” оборудование и приборы. Конечно, на Земле тщательно все рассчитали, прежде всего запас топлива, но то, что мы в космосе перемещаемся между станциями, было достижением.

В США тогда писали, что русские на 10 лет опередили американцев и теперь владеют космосом.


В 1991 г. в возрасте 74 лет он вышел в отставку, но связи с космонавтикой не оставлял, работая консультантом ЦУПа.

Вся ваша деятельность долгие годы была секретной, как вы переносили эту секретность?
— Плохо переносил. Мне ведь даже называть, чем я занимаюсь, нельзя было. До смешного доходило. Машинистка печатала тексты, пропуская слово “реактивные” — их потом от руки вписывали.
Сколько сил иной раз тратилось, чтобы получить доступ к нужной тебе документации!.. Я даже спокойно говорить об этом не могу.
Уверен, наша система секретности стала одним из факторов нашего отставания в технической области от США.
Керим Алиевич, вы стольких людей отправили в космос, а самому-то не хотелось?

— Мне не то что летать в космос, но в бытность руководителем Госкомиссии по пилотируемым полетам даже болеть не разрешалось!

Керим Керимов умер 29 марта 2003 года на 86-м году жизни.

Керим Керимов является автором автобиографической книги «Дорога в космос» (Записки председателя Государственной комиссии), вышедшей в бакинском издательстве «Азербайджан» на русском языке в 1995 г.


Жена — Зарифа Анифаевна Керимова, учительница химии.


Примечание:

  1. ↑ «Новая газета», 14.05.2003


Источники:
сайт «Азербайджанцы в России»
«Новая газета» от 14 мая 2003г.
сайт «Знаменитости»


—Jonka 18:19, 18 февраля 2011 (UTC)

www.ourbaku.com

Инженеры России // Керимов Керим Алиевич

       Керим Алиевич Керимов родился 14 ноября 1917 года в Баку в семье инженера-технолога «АзНефти» Аббас-Али Керимова, выпускника Петербургского Политехнического Института. А мать – Сурея Керимова (Ахмедова) окончила гимназию в Баку. Она родила еще двоих детей и умерла, когда Керим только пошел в школу. Его отец больше не женился и посвятил свою жизнь воспитанию троих сыновей, в чем ему помогали родители жены.

       После окончания школы К.Керимов поступил на энергетический факультет Индустриального института и на 1-м же курсе женился. Пришлось трудиться параллельно с учебой. Он стал работать по специальности, связанной с радиотехникой, так как с детства увлекался этой новой тогда областью техники и научился собирать и ремонтировать радиоаппаратуру. Это увлечение осталось у него на всю жизнь.

       В 1942 г. после окончания института К.Керимов был принят в Артиллерийскую академию, где освоил специальность инженера-механика минометного вооружения и стал высококвалифицированным специалистом в области специальных приборов реактивного вооружения.

       С 1943 г. он служил в военной приемке одного из заводов, занимавшихся производством снарядов для «Катюши». После окончания войны его назначили в центральный аппарат Минобороны, где он прослужил 20 лет в различных должностях от старшего инженера до начальника Управления космических средств. В это же время вместе с группой специалистов он был командирован в Германию и Австрию, где принимал участие в изучении немецкой ракетной техники. В Германии он заинтересовался радиоизмерительными системами «Мессина-1» и «Мессина-2», созданными немецкими инженерами для дистанционного контроля внутренних параметров ракет в полете. Затем он принимал участие в создании и эксплуатации отечественной радиоизмерительной системы «Дон».

       После запуска Первого ИСЗ и начала космической эры Керимова назначили председателем сразу трех Государственных комиссий по летным испытаниям систем: связи – «Молния-1», метеорологической – «Метеор-1» и ориентированного спутника для зондирования Земли. Испытания шли с переменным успехом. Приходилось, находясь на космодроме, заниматься вместе с разработчиками выявлением и устранением недостатков.

       В 1965 г. при организации отраслевых министерств К.Керимову предложили должность начальника Главного космического управления. Его откомандировали в Министерство общего машиностроения с оставлением в кадрах Советской Армии и назначили начальником Главка и членом коллегии Министерства. В том же году решением правительства Керима Алиевича утвердили председателем Государственной комиссии по летным испытаниям пилотируемых кораблей. На этом посту он прослужил 25 лет.

       В 1974 г. его из МОМ’а перевели в ЦНИИмаш на должность первого заместителя директора, при этом он оставался председателем Госкомиссии. В 1991 г. он ушел в отставку, но до последних дней жизни продолжал работать в качестве научного консультанта в ЦУПе. Обладая исключительным трудолюбием, он три-четыре раза в неделю ездил в ЦУП (отправляясь электричкой в 07:10 утра) и продолжал там свою работу в качестве «председателя госкомиссии». Оперативники по-прежнему ему докладывали, а он все систематизировал, и к нему всегда можно было прийти и проконсультироваться по любому вопросу, связанному с тем, что происходит на орбитальной станции… Керим Алиевич был очень твердым человеком, преданным делу и своей семье. Несмотря на внешнюю сдержанность и даже некоторую суровость, это был добрейшей души человек, готовый помочь всем, кроме самого себя.

       Он ни минуты не мог сидеть без дела. Так, на даче он все без исключения делал своими «золотыми» руками. Свободного времени, которое Керим Алиевич без остатка посвящал дочери Сурии, было не так уж много, и в основном воспитанием занималась жена, а он всецело ей в этом доверял. Тем не менее именно он научил дочь плавать, водить машину и был для нее самым лучшим папой на свете. После смерти жены он съехался с семьей дочери, чтобы помогать и поддерживать друг друга в трудную минуту… Когда росли внуки, он и их старался научить тому, что умел сам.

       В результате старший внук вырос в деда – «рукастым»… А последним увлечением Керима Алиевича стал активный отдых на даче. Он любил видеть результаты своего труда, развлечения типа охоты и рыбалки не признавал. В целом же вся его жизнь была подчинена работе.

rus-eng.org

Керимов, Керим Алиевич — это… Что такое Керимов, Керим Алиевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Керимов.
Керимов Керим Алиевич
Марка Азербайджана, посвящённая 90-летию Керим Керимова
Дата рождения:

14 ноября 1917(1917-11-14)

Место рождения:

город Баку

Гражданство:

 СССР  Россия

Дата смерти:

29 марта 2003(2003-03-29) (85 лет)

Место смерти:

город Москва

Супруга:

Керимова Зара Анифовна

Награды и премии:

Кери́м Али́евич Кери́мов (1917—2003) — Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР, председатель Государственной комиссии по пилотируемым полетам (1966—1991), генерал-лейтенант. Азербайджанец по национальности.

Биография

Керим Аббас-Али оглы Керимов родился 14 ноября 1917 года в Баку, в семье инженера-технолога Аббас-Али Керимова.

В 1936—1939 годах учился на энергетическом факультете Новочеркасского индустриального института. Окончил Азербайджанский индустриальный институт (ныне Азербайджанская государственная нефтяная академия) в 1942 году и Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского в конце 1943 года.

Во время войны на заводах Московского куста Керимов занимался приемом у промышленности гвардейских минометных установок типа «Катюша» и снарядов к ним, за что был удостоен ордена Красной Звезды. В 1946 году он вместе с другими специалистами по ракетной технике был направлен в Нордхаузен (Германия) для сбора информации о баллистической ракете «Фау-2».

Деятельность в космонавтике

Затем Керимов проходил службу в Центральном аппарате Министерства обороны, где прослужил 20 лет на различных должностях: от старшего инженера до начальника Центрального Управления космических средств. В 1950 году он был удостоен Сталинской премии за внедрение радиоизмерительной системы «Дон», а в 1961 году был награжден орденом Ленина за участие в подготовке первого пилотируемого полета человека в космос.

  • В сентябре 1960 года Керим Керимов был назначен начальником управления Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО), а в 1964 году возглавил только что созданное Центральное управление космических средств (ЦУКОС). За внедрение спутникового фоторазведывательного комплекса «Зенит» он был удостоен Ленинской премии. С 1965 года руководил Главным космическим управлением в Министерстве общего машиностроения, которое занималось созданием ракетной и космической техники. В 1966 году, находясь в этой должности, он стал председателем Государственной комиссии по пилотируемым полетам и руководил ею в течение 25 лет. Комиссия занималась госприемкой всех пилотируемых космических кораблей.
  • В октябре 1967 Керимову было присвоено звание генерал-лейтенанта за успешную стыковку на орбите между двумя беспилотными космическими аппаратами («Космос-186» и «Космос-188»).
  • В 1974 году, оставаясь председателем Госкомиссии, Керимов был переведен на должность первого заместителя директора ЦНИИМаш. В этой должности он курировал работы, связанные с запуском и эксплуатацией орбитальной станции «Мир».
  • В 1975 году он курировал подготовку совместного советско-американского полета «Союз» — «Аполлон». В 1979 году за успешное осуществление полетов на пилотируемые орбитальные станции Керимову присуждена Государственная премия, а в 1987 за создание многомодульной орбитальной станции «Мир» и обеспечение полетов на эту станцию ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Керимов лично отправлял в космос все экипажи космических кораблей. Именно ему, стоя на космодроме, они докладывали о готовности к полету и ему же отчитывались о выполнении задания после приземления. Тем не менее самого Керимова в телерепортажах показывали только со спины, его имя не упоминалось в средствах массовой информации и было строго засекречено. Личность председателя государственной комиссии стала впервые известна только летом 1987 года из газет «Правда» и «Советская Россия», когда в СССР началась перестройка. В 1991 году, в возрасте 74 лет, Керимов вышел в отставку, но продолжал работать консультантом ЦУПа.

Керим Керимов является автором автобиографической книги «Дорога в космос» (Записки председателя Государственной комиссии), вышедшей в бакинском издательстве «Азербайджан» на русском языке в 1995 году. Он был избран почетным членом Национальной Академии Наук Азербайджана.[1]

Керим Керимов умер 29 марта 2003 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Память

Награды

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Керимов К. — это… Что такое Керимов К.?

Кери́м Али́евич Кери́мов (1917—2003) — Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР, председатель Государственной комиссии по пилотируемым полетам (1966—1991), генерал-лейтенант.

Ранние годы

Керим Аббас-Али оглы Керимов родился 14 ноября 1917 года в Баку, в семье инженера-технолога Аббас-Али Керимова. В 1936—1939 годах учился на энергетическом факультете Новочеркасского индустриального института. Окончил Азербайджанский индустриальный институт (ныне Азербайджанская государственная нефтяная академия) в 1942 году и Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского в конце 1943 года.

Во время войны на заводах Московского куста Керимов занимался приемом у промышленности гвардейских минометных установок типа «Катюша» и снарядов к ним, за что был удостоен ордена «Красной Звезды». В 1946 г. он вместе с другими специалистами по ракетной технике был направлен в Нордхаузен (Германия) для сбора информации о баллистической ракете «Фау-2».

Деятельность в сфере космонавтики

Затем Керимов проходил службу в Центральном аппарате Министерства обороны, где прослужил 20 лет на различных должностях: от старшего инженера до начальника Центрального Управления космических средств. В 1950 году он был удостоен Сталинской премии за внедрение радиоизмерительной системы «Дон», а в 1961 году был награжден орденом Ленина за участие в подготовке первого пилотируемого полета человека в космос.

В сентябре 1960 года Керим Керимов был назначен начальником управления Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО), а в 1964 году возглавил только что созданное Центральное управление космических средств (ЦУКОС). За внедрение ракетно-космического комплекса «Зенит» он был удостоен Ленинской премии. С 1965 года руководил Главным космическим управлением в Министерстве общего машиностроения, которое занималось созданием ракетной и космической техники. В 1966 г., находясь в этой должности, он стал председателем Государственной комиссии по пилотируемым полетам и руководил ею в течение 25 лет. Комиссия занималась госприемкой всех пилотируемых космических кораблей.

В октябре 1967 г. Керимову было присвоено звание генерал-лейтенанта за успешную стыковку на орбите между двумя беспилотными космическими аппаратами («Космос-186» и «Космос-188»).

В 1974 г., оставаясь председателем Госкомиссии, Керимов был переведен на должность первого заместителя директора ЦНИИМаш. В этой должности он курировал работы, связанные с запуском и эксплуатацией орбитальной станции «Мир».

В 1975 г. он курировал подготовку совместного советско-американского полета «Союз» — «Аполлон». В 1979 г. за успешное осуществление полетов на пилотируемые орбитальные станции Керимову присуждена Государственная премия, а в 1987 г. за создание многомодульной орбитальной станции «Мир» и обеспечение полетов на эту станцию ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Керимов лично отправлял в космос все экипажи космических кораблей. Именно ему, стоя на космодроме, они докладывали о готовности к полету и ему же отчитывались о выполнении задания после приземления. Тем не менее самого Керимова в телерепортажах показывали только со спины, его имя не упоминалось в средствах массовой информации и было строго засекречено. Личность председателя государственной комиссии стала впервые известна только летом 1987 года из газет «Правда» и «Советская Россия», когда в СССР началась перестройка. В 1991 году, в возрасте 74 лет, Керимов вышел в отставку, но продолжал работать консультантом ЦУПа.

Керим Керимов является автором автобиографической книги «Дорога в космос» (Записки председателя Государственной комиссии), вышедшей в бакинском издательстве «Азербайджан» на русском языке в 1995 г.

Керим Керимов умер 29 марта 2003 года в Москве.

Награды

См. также

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 7 января 2001 г. № 9

Ссылки

 Керимов, Керим Алиевич на сайте «Герои страны»

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Керимов С. А. — это… Что такое Керимов С. А.?

Сулейман Абусаидович Керимов
российский предприниматель, политик
Дата рождения:

12 марта 1966

Место рождения:

Дербент (СССР)

Сулейма́н Абусаи́дович Кери́мов (род. 12 марта 1966, Дербент, Дагестанская АССР, СССР) — российский предприниматель, лезгин по национальности. Член Совета Федерации от Дагестана. Контролирует финансово-промышленную группу «Нафта-Москва».

Состояние Керимова оценивалось в $17,5 млрд (седьмое место по размеру состояния среди российских предпринимателей на начало 2008 года по данным ежегодного списка самых богатых бизнесменов России).[1]

Основными активами бизнесмена в 2006—2008 годах были около 4,5 % акций «Газпрома», 6 % Сбербанка, 2 % МГТС, почти 75 % компании «Полиметалл» (добыча серебра и золота), 37 % компании «Полюс Золото», «Национальные телекоммуникации» (кабельный оператор), Мосстройэкономбанк, Торговый комплекс «Смоленский Пассаж».

По текущей оценке Форбс — второе место в России и 35-е в мире.

Биография

Отец — юрист, работал в уголовном розыске; мать работала бухгалтером в системе Сбербанка РФ. Лезгин.

Сулейман Керимов — младший в семье. Имеет родного брата, врача по профессии, и сестру, преподавателя русского языка и литературы. В юности Керимов увлекался дзюдо и гиревым спортом, был неоднократным чемпионом различных первенств.

По окончанию средней школы в Дербенте в 1983 году (аттестат с отличием, любимый предмет — математика) склонность к точным наукам сначала привела Керимова на строительный факультет Дагестанского политехнического института. После I курса был призван в армию.

В 1983 году поступил на строительный факультет Дагестанского политехнического института, в 1986 году перевёлся на экономический факультет Дагестанского государственного университета (ДГУ), который окончил в 1989 году. Во время учебы в ДГУ был заместителем председателя профкома университета.

В 1984—1986 годах служил в ракетных войсках стратегического назначения, старший сержант в должности начальника расчета.

Вернувшись из армии, Сулейман Керимов продолжил учебу, перевёлся на факультет экономики Дагестанского государственного университета.

Будучи студентом Сулейман женился на однокурснице Фирузе. Тесть, крупный партийный функционер, помог ему устроиться экономистом на завод «Эльтав»[2].

За свою первую рабочую «пятилетку» с 1989 по 1995 год Керимов делает заметные шаги в трудовой карьере, пройдя на одном из лучших предприятий оборонной отрасли — завод «Эльтав» Министерства электронной промышленности — путь от рядового экономиста до помощника генерального директора по экономическим вопросам. Общая ситуация в отрасли заставляла решать проблемы предприятия в столичных главках.

Чтобы вести взаиморасчёты с потребителями, «Эльтав» и его смежники в 1993 году учредили Федеральный промышленный банк и зарегистрировали его в Москве. Сулеймана направили в него представлять интересы «Эльтава». Керимов обосновывается в Москве.

Резко расширяется круг деловых знакомств в Москве. Энергия молодого бизнесмена, профессионализм управленца, стремление к самостоятельности не остались без внимания. В 1995 году Керимов принимает предложение стать заместителем генерального директора компании «Союз-финанс» в Москве.

С апреля 1997 года — научный сотрудник «Международного института корпораций» (город Москва).

С февраля 1999 года становится вице-президентом этой автономной некоммерческой организации. В декабре 1999 года был уволен в связи с избранием депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва (2000—2003 годы).

В 2003 году Керимов заметно активизировался в политических процессах в Дагестане. 7 декабря этого года на выборах в Госдуму по Буйнакскому одномандатному округу республики убедительную победу над кандидатом, поддержанным официальной Махачкалой, одержал бывший высокопоставленный сотрудник налоговой полиции Магомед Гаджиев, считающийся близким к Керимову человеком. До отмены всенародных выборов глав субъектов РФ предполагалось, что именно Керимов будет продвигать в президенты Дагестана кандидата, оппозиционного тогдашнему руководителю этой республики Магомедали Магомедову. В последствии видимая политическая активность Керимова на родине пошла на спад.

На внеплановом заседании Президиума Народного собрания Дагестана, состоявшемся 8 декабря 2007 года, кандидатура Керимова была предложена на пост представителя республики в Совете Федерации[3].

28 сентября 2008 года приобрел Махачкалинский футбольный клуб Анжи.

Авария в Ницце

В конце ноября 2006 года попал в тяжелую аварию в Ницце: автомобиль Ferrari Enzo, которым управлял Керимов, по неизвестной причине съехал с дороги и врезался в дерево.[4] В результате образовавшейся на месте аварии огромной «пробки» въезд в Ниццу был блокирован в течение примерно двух часов. Вертолет доставил Керимова с сильными ожогами в специализированное отделение больницы Conception в Марселе, где он был подключен к аппарату искусственного дыхания. Пострадавший находился в состоянии искусственной комы. При этом спутница Керимова, известная телеведущая Тина Канделаки, практически не пострадала[5].

Должности и звания

С 2007 года представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Народного Собрания Республики Дагестан.

Входил в состав Госдумы IV созыва, где являлся заместителем председателя комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи, входил в состав комитета ГД по безопасности.

Сулейман Абусаидович возглавил Попечительский совет Федерации спортивной борьбы России.

Международная федерация объединенных стилей борьбы (FILA) вручила Сулейману Керимову одну из самых престижных наград — «Золотой Орден».

Женат, имеет двоих детей.

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Керимов, Керим Аббас-Алиевич — Википедия (с комментариями)

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Керимов.

Кери́м Абба́с-Али́евич Кери́мов (азерб. Kərim Abbasəli oğlu Kərimov; 1917—2003) — советский учёный-инженер, генерал-лейтенант артиллерии, председатель Государственной комиссии по лётным испытаниям пилотируемых кораблей (1966—1991). Один из основателей советской космической программы[1], внёсший значительный вклад в освоение космоса[1]. В течение многих лет являлся центральной фигурой в советской космонавтике[2]. Несмотря на важную роль, личность Керимова держалась в секрете от общественности на протяжении большей части его карьеры[2].

Биография

Родился 1 (14 ноября) 1917 года в Баку (ныне Азербайджан), в семье инженера-технолога Аббас-Али Керимова. Азербайджанец по национальности[3][4].

В 1936—1939 годах учился на энергетическом факультете Новочеркасского индустриального института. Окончил АзИИ в 1942 году и Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского в конце 1943 года.

Во время войны на заводах Московского куста Керимов занимался приёмом у промышленности гвардейских минометных установок типа «Катюша» и снарядов к ним, за что был удостоен ордена Красной Звезды. В 1946 году он вместе с другими специалистами по ракетной технике был направлен в Нордхаузен (Германия) для сбора информации о баллистической ракете «Фау-2».

Деятельность в космонавтике

Затем Керимов проходил службу в Центральном аппарате МО СССР, где прослужил 20 лет на различных должностях: от старшего инженера до начальника Центрального Управления космических средств.

  • В сентябре 1960 года Керим Керимов был назначен начальником управления Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО), а в 1964 году возглавил только что созданное Центральное управление космических средств (ЦУКОС). За внедрение спутникового фоторазведывательного комплекса «Зенит» он был удостоен Ленинской премии. С 1965 года руководил Главным космическим управлением в Министерстве общего машиностроения, которое занималось созданием ракетной и космической техники. В 1966 году, находясь в этой должности, он стал председателем Государственной комиссии по пилотируемым полетам и руководил ею в течение 25 лет. Комиссия занималась госприёмкой всех пилотируемых космических кораблей.
  • В октябре 1967 Керимову было присвоено звание генерал-лейтенанта за успешную стыковку на орбите между двумя беспилотными космическими аппаратами («Космос-186» и «Космос-188»).
  • В 1974 году, оставаясь председателем Госкомиссии, Керимов был переведен на должность первого заместителя директора ЦНИИМаш. В этой должности он курировал работы, связанные с запуском и эксплуатацией орбитальной станции «Мир».

Керимов лично отправлял в космос все экипажи космических кораблей. Именно ему, стоя на космодроме, они докладывали о готовности к полёту и ему же отчитывались о выполнении задания после приземления. Тем не менее, самого Керимова в телерепортажах показывали только со спины, его имя не упоминалось в средствах массовой информации и было строго засекречено. Личность председателя государственной комиссии стала впервые известна только летом 1987 года[2] из газет «Правда» и «Советская Россия», когда в СССР началась перестройка. В 1991 году, в возрасте 74 лет, Керимов вышел в отставку, но продолжал работать консультантом ЦУПа.

Написал в 1995 году книгу об истории советской космической программы[2]. Так же он является автором автобиографической книги «Дорога в космос» (Записки председателя Государственной комиссии), вышедшей в бакинском издательстве «Азербайджан» на русском языке в 1995 году. Он был избран почётным членом Национальной Академии Наук Азербайджана.[5]

Умер 29 марта 2003 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Память

Награды

См. также

Напишите отзыв о статье «Керимов, Керим Аббас-Алиевич»

Литература

  • «Совершенно секретный генерал» — Е. Т. Белоглазова, М: «Герои Отечества», 2005 г. — ISBN 5-98698-012-3
  • «Ракеты и люди» — Б. Е. Черток, М: «Машиностроение», 1999 г. — ISBN 5-217-02942-0
  • «Берег Вселенной» — под редакцией Болтенко А. С., г. Киев, 2014 г., издательство «Феникс», ISBN 978-966-136-169-9
  • «С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» — под редакцией В. А. Лопота, РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3

Примечания

  1. 1 2 3 Владимир Николаев. [www.newizv.ru/society/2005-04-12/22827-on-daval-dobro-na-start.html Он давал «добро» на старт] // Новые известия : ежедневная общероссийская газета. — 12 апреля 2005.
  2. 1 2 3 4 [global.britannica.com/EBchecked/topic/914879/Kerim-Aliyevich-Kerimov Kerim Aliyevich Kerimov. Article from the Encyclopædia Britannica]
  3. [books.google.ru/books/about/Совершенно_секретный.html?id=x4YgAQAAIAAJ&redir_esc=y «Совершенно секретный генерал» Герои Отечества, 2005. — С. 331]
  4. [www.azeri.ru/diaspora/persons/189/ Керим Алиевич Керимов] (рус.), azeri.ru.
  5. [www.elm.az/ru/cat.php?fid=kerimov Национальная академия наук Азербайджана.]
  6. [gym1583s-new.mskobr.ru/ Официальный сайт ГБОУ Гимназия № 1583 города Москвы]. gym1583s-new.mskobr.ru. Проверено 19 августа 2016.
  7. Указ Президента РФ от 7 января 2001 года № 9

Ссылки

  •  [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10456 Керимов, Керим Аббас-Алиевич]. Сайт «Герои Страны».
  • [www.newizv.ru/news/?id_news=22827&date=2005-04-12&grade=5 Он давал «добро» на старт]
  • [www.cosmoworld.ru/spacehistory/baykonur/kerimov.html Керимов Керим Алиевич с CosmoWorld.ru]
  • [www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/244/40.shtml Журнал «Новости космонавтики». Керим Алиевич Керимов]
  • [www.gazetakoroleva.ru/?number=2005103&&st=132 Газета «Калининградская правда». Совершенно секретный генерал]
  • [azeri.ru/diaspora/persons/189/ Керим Алиевич Керимов на сайте azeri.ru]
  • [www.britannica.com/EBchecked/topic/914879/Kerim-Kerimov Керим Алиевич Керимов в Энциклопедии «Британника»]

Отрывок, характеризующий Керимов, Керим Аббас-Алиевич

Управляющий не говорил, что это совершенно невозможно; он предлагал для достижения этой цели продажу лесов Костромской губернии, продажу земель низовых и крымского именья. Но все эти операции в речах управляющего связывались с такою сложностью процессов, снятия запрещений, истребований, разрешений и т. п., что Пьер терялся и только говорил ему:
– Да, да, так и сделайте.
Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом. Управляющий же старался притвориться перед графом, что он считает эти занятия весьма полезными для хозяина и для себя стеснительными.
В большом городе нашлись знакомые; незнакомые поспешили познакомиться и радушно приветствовали вновь приехавшего богача, самого большого владельца губернии. Искушения по отношению главной слабости Пьера, той, в которой он признался во время приема в ложу, тоже были так сильны, что Пьер не мог воздержаться от них. Опять целые дни, недели, месяцы жизни Пьера проходили так же озабоченно и занято между вечерами, обедами, завтраками, балами, не давая ему времени опомниться, как и в Петербурге. Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил всё тою же прежней жизнью, только в другой обстановке.
Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, – исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость.
Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что сделано из того, что им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
Главноуправляющий, считавший все затеи молодого графа почти безумством, невыгодой для себя, для него, для крестьян – сделал уступки. Продолжая дело освобождения представлять невозможным, он распорядился постройкой во всех имениях больших зданий школ, больниц и приютов; для приезда барина везде приготовил встречи, не пышно торжественные, которые, он знал, не понравятся Пьеру, но именно такие религиозно благодарственные, с образами и хлебом солью, именно такие, которые, как он понимал барина, должны были подействовать на графа и обмануть его.
Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были – одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство. В одном месте мужики подносили ему хлеб соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счет новый придел в церкви. В другом месте его встретили женщины с грудными детьми, благодаря его за избавление от тяжелых работ. В третьем именьи его встречал священник с крестом, окруженный детьми, которых он по милостям графа обучал грамоте и религии. Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделен, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.
Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику брату, как он называл великого мастера.
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, думал Пьер, и как мало мы об этом заботимся!»
Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая ее. Эта благодарность напоминала ему, на сколько он еще больше бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей.
Главноуправляющий, весьма глупый и хитрый человек, совершенно понимая умного и наивного графа, и играя им, как игрушкой, увидав действие, произведенное на Пьера приготовленными приемами, решительнее обратился к нему с доводами о невозможности и, главное, ненужности освобождения крестьян, которые и без того были совершенно счастливы.
Пьер втайне своей души соглашался с управляющим в том, что трудно было представить себе людей, более счастливых, и что Бог знает, что ожидало их на воле; но Пьер, хотя и неохотно, настаивал на том, что он считал справедливым. Управляющий обещал употребить все силы для исполнения воли графа, ясно понимая, что граф никогда не будет в состоянии поверить его не только в том, употреблены ли все меры для продажи лесов и имений, для выкупа из Совета, но и никогда вероятно не спросит и не узнает о том, как построенные здания стоят пустыми и крестьяне продолжают давать работой и деньгами всё то, что они дают у других, т. е. всё, что они могут давать.

В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года.
Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с необросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.
Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшень, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленой краской; дороги были прямые, мосты были крепкие с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой, новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую, маленькую прихожую.
Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, не отштукатуренную, маленькую залу и хотел итти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь.
– Ну, что там? – послышался резкий, неприятный голос.
– Гость, – отвечал Антон.
– Проси подождать, – и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему, нахмуренным и постаревшим, князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него.
– Вот не ждал, очень рад, – сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил; он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог остановиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро не приличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге.
– Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя.
– Да, много, много мы изменились с тех пор, – сказал князь Андрей.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *