Указ президента об импортозамещении – 04.08.2015 N 785 » » ( ) |

Путин — Импортозамещение.ру

Органы власти

Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий стратегию экономической безопасности страны на период до 2030 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник, 15 мая.

(далее…)

Органы власти

Владимир Путин обратится с Посланием Федеральному Собранию 1 декабря. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

(далее…)

Машиностроение и металлообработка

Президент России в рамках саммита БРИКС рассказал, как в России развивается импортозамещение.

(далее…)

Президент Владимир Путин в ходе совещания по вопросам использования потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения поручил комиссии по импортозамещению организовывать сбыт гражданской продукции, созданной по военной технологии.

(далее…)

Органы власти

Ограничительные меры будут продлены до 31 декабря 2017 года. Правительству также поручено при необходимости вносить предложения об изменении срока действия продэмбарго

(далее…)

Информационные технологии и интернет

Льготы на выплату страховых взносов для российских IT-компаний, которые производят программное обеспечение, будут продлены на шесть лет. Соответствующее поручение подписал президент Владимир Путин

(далее…)

Медицинская и фармацевтическая промышленность

Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по развитию фармацевтической промышленности в Российской Федерации.

(далее…)

Органы власти

В четверг, 3 декабря, президент России Владимир Путин выступит с ежегодным Посланием Федеральному Собранию. Глава государства даст оценку положению дел в стране и определит основные направления внутренней и внешней политики на ближайший год и на перспективу.

(далее…)

Органы власти

Курс на импортозамещение Владимир Путин объявил год назад в своем Послании Федеральному собранию. Тогда президент поставил задачу снять критическую зависимость от зарубежной продукции. Вчера на заседании президиума Госсовета в Нижнем Тагиле президент заявил о первых успехах: в стране впервые за 30 лет создан новый авиадвигатель. Однако критическая зависимость от импорта сохраняется. Так, нормальное существование россиян в Крыму оказалось невозможным без импорта энергии из Украины.

(далее…)

Во вторник, 27 октября, президент РФ Владимир Путин проведет заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Животрепещущие вопросы будут решаться также с представителями профсоюзов.

(далее…)

importozamechenie.ru

Совещание по вопросу импортозамещения • Президент России

Обсуждались пути скорейшего и максимально широкого перехода на отечественные материалы и комплектующие при производстве специальной техники и вооружений.

* * *

Вступительное слово на совещании по вопросу импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе

В.Путин: Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы обсудить ряд вопросов реализации Государственной программы вооружения, выполнения наших обязательств, всех планов в сфере военно-технического сотрудничества.

И прежде всего речь пойдёт об ускорении работы по так называемому импортозамещению в оборонно-промышленном комплексе, о максимально широком переходе на отечественные материалы, комплектующие при производстве специальной техники и вооружений.

Мы уже не раз поднимали эту важную тему, встречались с вами несколько раз на совещаниях, договорились, что создадим некую рабочую карту, по которой будем двигаться.

Вопросы, которые мы обсуждаем, – безусловно, ключевые вопросы военной, экономической безопасности России, нашей технологической и производственной независимости, технологического суверенитета. Наша задача – обезопасить себя от рисков невыполнения контрактов нашими иностранными партнёрами, в том числе речь идёт о рисках политического характера.

Необходимо обеспечить надёжные и своевременные поставки необходимых узлов и компонентов, строго следить за их качеством. Мы с вами, повторяю, говорили неоднократно, собирались уже много раз по этому вопросу, и для всех нас есть некоторые вещи, которые являются очевидными.

Какие это вещи? Первое: мы совершенно точно всё можем сделать сами, всё абсолютно. И второе, не менее важное, – это цена, а третье – качество. Нам нужно обеспечить, чтобы по ценам всё было нормально, по качеству и, самое главное, по срокам, чтобы мы по так называемому графику вправо не сползали неизвестно куда при выполнении программы госвооружения – вот о чём мы должны с вами сегодня договориться.

Посмотреть как следует, каковы сроки изготовления тех или иных компонентов, сколько нам нужно денег и сколько нам нужно времени для того, чтобы развернуть соответствующее производство на наших производственных площадках, и обеспечить финансирование всей этой работы.

Знаете, при всех сложностях, с которыми мы сталкиваемся (пока, честно говоря, я особенно больших сложностей не вижу, но тем не менее), прежде всего я имею в виду сейчас технологические [сложности], эти сложности в конечном итоге должны пойти нам на пользу, потому что мы должны развернуть собственное производство там, где его пока не было.

Тем более что некоторые вещи, которые мы с вами получали и которые были задействованы в программе госвооружения, они, в общем‑то, уже старенькие – уже и технологии старые, и оборудование, на котором всё это производится, старенькое.

А мы можем и должны сделать на современной высокотехнологичной базе – так, как это у нас получается, когда мы соответствующим образом организуем работу. Настойчиво и последовательно. И, конечно, деньгами ни в коем случае разбрасываться не нужно, нужно всё посчитать – сколько стоит.

Давайте начнём.

<…>

Смотрите также

www.kremlin.ru

Импортозамещение и Закон № 44-ФЗ

24.05.2016

Автор: Дмитрий Кухтенков 

По общему правилу при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

Однако в той же ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска иностранной продукции. Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска иностранной продукции (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ), в том числе и заградительные условия.

Для реализации вышеописанных полномочий Правительство и Министерство экономического развития установили запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

По каждой из названных категорий подзаконными актами были установлены исчерпывающие перечни номенклатуры продукции, закупка которой для государственных и муниципальных нужд ограничена или запрещена, для того, чтобы обеспечить её поставку из стран ЕАЭС – ведь в настоящее время импортозамещение реализуется в России не на национальном, а именно на союзном уровне. При этом стоит отметить, что в отдельных из рассмотренных ниже постановлений Правительства РФ указаны не все страны ЕАЭС.

В контрактной системе специфика нормативного регулирования оставляет возможность для применения различных ограничительных и запретительных мер для гибкого стимулирования импортозамещения. Кроме того, особая важность приобретения качественных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд обуславливает необходимость особенно вдумчивого подхода к реализации политики импортозамещения в рамках контрактной системы: ведь невозможность приобрести качественную продукцию в этом случае может сделать невозможным полноценное выполнение той или иной государственной функции.

Сегодня в контрактной системе используются следующие меры по стимулированию импортозамещения:

  1. Преференции производителям ЕАЭС при осуществлении закупок.
  2. Запрет на импорт определённой в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ продукции, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции.
  3. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, если эта продукция производится в ЕАЭС.
  4. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС.
  5. Полный запрет на импорт определённой продукции, если она производится в России.

Как видно, первые из названных мер являются самыми мягкими по отношению к иностранным поставщикам, тогда как последние предусматривают наиболее жёсткие ограничения. Кроме того, по кругу субъектов соответствующие запреты могут распространяться как только на федеральном уровне контрактной системы, так и на все закупки за бюджетный счёт. Заказчик, на которого распространяется соответствующая норма, обязан отразить это ограничение в своей закупочной документации.

Если же его эта норма не касается, то по собственной инициативе устанавливать в документации запрет на импорт он не имеет права.

При грамотном использовании названный инструментарий позволяет по мере реализации политики импортозамещения учитывать степень развитости и объём национальных производств, дабы производить исключительно на внутреннем рынке закупки лишь тех товаров, которые этот рынок в данный момент может произвести. Это позволит плавно и с минимальными издержками для экономики увеличивать долю закупки отечественной продукции за бюджетный счёт. Ниже в логике приведённого перечня мы рассмотрим, как именно инструментарий импортозамещения реализован в действующих российских нормативных актах, регулирующих контрактную систему.

Преференции отечественным производителям при рассмотрении их заявок на участие в закупке предусмотрены в случае закупок широкой номенклатуры продукции – от продуктов питания до ядерных реакторов – в качестве обязанности и государственных, и муниципальных заказчиков Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ Минэкономразвития). Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его продукция немного дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферийных устройств к ним, литейных машин и прессов, труб и уже упомянутых ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ Минэкономразвития.

Пунктом 3 Приказа Минэкономразвития предусмотрено, что при осуществлении закупок участникам из стран ЕАЭС предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%: при осуществлении закупок путем проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок рассмотрение и оценка заявок по критерию «цена контракта» производятся с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента; при осуществлении закупок путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приказе Минэкономразвития, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из ЕАЭС, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены контракта.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции, т.е. опять же с союзным поставщиком. Таким образом, импортные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги лишь в том случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации условиях их поставки несравненно выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

В п. 9 Приказа Минэкономразвития для его целей реализации заказчику рекомендуется устанавливать в документации о закупке:

  • требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемого товара;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, несет участник закупки.

Такой либеральный подход к импортозамещению подходит в первую очередь для отраслей, в который уже имеются развитые отечественные производства, которые при минимальном стимулировании уже способны успешно конкурировать с зарубежными поставщиками. Остальные нормативные акты, направленные на стимулирование импортозамещения в рамках контрактной системы, предусматривают более жесткие запреты для импортных товаров.

otc.ru

Документы — Правительство России

Постановление от 4 августа 2015 года №785, распоряжение от 4 августа 2015 года №1492-р. В структуре Правительственной комиссии по импортозамещению созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса. Председатель комиссии – Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев.

Справка

Документы

  • Постановление от 4 августа 2015 года №785

  • Распоряжение от 4 августа 2015 года №1492-р

Внесено Минэкономразвития России во исполнение Федерального закона от 13 июля 2015 года №249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» (далее – Федеральный закон).

В целях обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и оперативного решения вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков и юридических лиц в продукции машиностроения, статьёй 1 Федерального закона предусмотрено создание координационного органа Правительства.

Постановлением от 4 августа 2015 года №785 образована Правительственная комиссия по импортозамещению (далее – Комиссия) и утверждено положение о Комиссии.

Создание Комиссии направлено на координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации государственной политики в сфере импортозамещения.

В структуре Комиссии созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса.

Распоряжением от 4 августа 2015 года №1492-р утверждён состав Комиссии.

Председатель Комиссии – Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев.

Заместителями председателя Комиссии – председателями подкомиссий по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса назначены заместители Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворкович и Д.О.Рогозин соответственно.

Заседания Комиссии будут проводиться не реже одного раза в три месяца.

Создание Комиссии будет способствовать повышению эффективности реализации государственной политики в сфере импортозамещения.

Документы рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 4 августа 2015 года.

government.ru

Госсовет оценил успехи импортозамещения — Импортозамещение.ру

Курс на импортозамещение Владимир Путин объявил год назад в своем Послании Федеральному собранию. Тогда президент поставил задачу снять критическую зависимость от зарубежной продукции. Вчера на заседании президиума Госсовета в Нижнем Тагиле президент заявил о первых успехах: в стране впервые за 30 лет создан новый авиадвигатель. Однако критическая зависимость от импорта сохраняется. Так, нормальное существование россиян в Крыму оказалось невозможным без импорта энергии из Украины.

«Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе имею в виду станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение, оборудование для освоения месторождений и Арктического шельфа», – призвал год назад Владимир Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию. Замещению импортных товаров, по словам президента, должно было способствовать «ослабление национальной валюты», которое «повышает и ценовую конъюнктуру, и конкурентоспособность наших компаний». «Нужно использовать этот фактор для проведения политики импортозамещения (во всяком случае, там, где это целесообразно и необходимо), в том числе в течение трех–пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания, в значительной степени, конечно, собственного производства», – заявил год назад президент. По его словам, «программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках».

Между тем пока явных признаков импортозамещения статистика не фиксирует. Так, за три квартала 2015 года импорт в РФ упал на 29,5%, но замещение его не произошло – промпроизводство за 10 месяцев снизилось на 3,3%, а объем розничной торговли уменьшился на 9,8%. Импорт продовольствия и сырья для его производства упал на 26,1%, а отечественное сельхозпроизводство выросло лишь на 3%. Так что о позитивном влиянии девальвации рубля на отечественное производство рассуждать можно только теоретически.

Не случайно для демонстрации успехов импортозамещения президенту вчера пришлось говорить о той продукции, которая создавалась задолго до объявления новой политики вытеснения импорта.

«Не могу не порадоваться за наших двигателестроителей. За почти 30-летнюю историю нашего двигателестроения такого события, которое мы имеем сегодня, не было. Событие, которое произошло совсем недавно и прошло как-то незаметно, – это создание нашего нового двигателя ПД-14, который изначально планировался как базовый для нового нашего самолета МС-21, но фактически он предусмотрен для всей линейки нашей авиации, найдет свое применение и на газоперекачивающих станциях», – заявил вчера президент.

Путин напомнил, что Минпромторг уже утвердил 20 отраслевых планов по импортозамещению, которые охватывают более 2 тыс. продуктов и технологий. Но благодаря одной только девальвации рубля эти планы, похоже, не заработают. «Нужно запустить эффективные механизмы реализации этих планов, обеспечить инфраструктурную и финансовую поддержку деловых инициатив», – указал президент. Обещано и административное стимулирование в виде так называемой кадровой оценки губернаторов по реализации проектов импортозамещения.

Подключилась вчера к замещению импорта и Эльвира Набиуллина. «Чтобы дальше развивать импортозамещение, мы сейчас с Минпромторгом прорабатываем инструмент по лизингу промышленного оборудования. Он практически готов», – объявила вчера глава Центробанка.

Практически готовым – как выяснилось вчера – оказалось и импортозамещение украинской электроэнергии для Крыма. К 20 декабря должна быть проложена первая нитка энергомоста, а летом 2016-го – вторая нитка, сообщил президент. Правда, энергетики говорят, что до восстановления стабильного энергоснабжения полуострова еще очень далеко.

Вчера Минэнерго РФ подтвердило, что в Крыму без электроснабжения остается 1 млн человек. В Крыму остановлена работа крупных предприятий, для детей объявлены каникулы до 30 ноября, сообщает ТАСС. Ситуация для некоторых жителей полуострова действительно аховая: во многие населенные пункты энергия подается по два-три часа в сутки, а некоторые вообще лишены электричества с начала энергоблокады.

Вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила во вторник, что социальные объекты в Крыму работают в штатном режиме. «Мы с ними находимся постоянно на связи, везде подключены автономные системы питания. И все учреждения социальной сферы работают как положено», – цитирует ТАСС Ольгу Голодец. Но у Минэнерго совершенно другие данные: в Крыму из 859 социально значимых объектов подключены к резервным источникам питания 556.

Несмотря на успокаивающие заявления Голодец, в Крыму уже говорят о необходимости эвакуации детей, больных и инвалидов.

Так, местное Министерство образования готовит эвакуацию в Симферополь 35 воспитанников керченской школы-интерната. Об этом сообщила в понедельник министр образования Крыма Наталья Гончарова, сообщает агентство «Крым-информ». Причина в том, что в районах Керчи многие населенные пункты остаются вообще без энергоснабжения. Так, в Керченском психоневрологическом интернате находятся 200 больных, из которых 20 лежачих, а котельная не работает – бьет тревогу крымский министр труда и соцзащиты Елена Романовская.

На вчерашнем заседании президент поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу держать ситуацию в Крыму под личным контролем.

Источник

importozamechenie.ru

Пять цитат Путина об импортозамещении. Екатеринбург

Президент России Владимир Путин провел в Нижнем Тагиле заседание президиума Госсовета, на котором говорилось об импортозамещении, следует из сообщения на сайте Кремля.

DK.ru собрал пять самых главных цитат из выступления президента.

О качестве импортзамещения

«Для развития технологической базы и роста промышленного производства в масштабах всей страны мы сформулировали программу так называемого импортозамещения. Речь идёт об импортозамещении в данном случае прежде всего в гражданской промышленности, об открытии в России новых современных производств на высокотехнологичной базе. Подчеркну, задача состоит не в том, чтобы любыми способами заменить импортные товары отечественными товарами. Необходимо наладить массовый выпуск именно качественной российской продукции, причём по приемлемой, экономически обоснованной цене, способной на равных конкурировать с зарубежными аналогами как на внутреннем, так и на внешнем рынке», — сказал Путин.

О кадрах

«На сегодняшний день Минторг утвердил 20 отраслевых планов по импортозамещению. Они охватывают свыше двух тысяч продуктов и технологий. Нужно запустить эффективные механизмы реализации этих планов, обеспечить инфраструктурную и финансовую поддержку деловых инициатив. И конечно, нужна кадровая оценка для проектов импортозамещения. В этой связи прошу глав регионов уделить особое внимание вопросам развития профессионального образования», — сказал президент.

О льготах

«Ещё одним элементом импортозамещения должен стать механизм специального инвестиционного контракта, который предусматривает целый набор льгот и стимулов для модернизации или создания новых промышленных производств, на срок до 10 лет. Правила заключения утверждены Правительством Российской Федерации. Такие соглашения регионы и муниципалитеты при участии федеральных властей смогут подписывать с инвесторами начиная с 2016 года. Призываю регионы активно пользоваться этим инструментом, плотно работать с предполагаемыми, возможными инвесторами», — сказал Путин.

Об экспорте

«С июня 2015 года действует Российский экспортный центр – своего рода «единое окно» финансовой и нефинансовой помощи экспортёрам. Портфель центра уже насчитывает более 70 проектов в авиа- и автомобилестроении, сельском хозяйстве, нанотехнологиях и микроэлектронике. Конечно, объём пока небольшой, но первые шаги нужно сделать, посмотреть, как этот инструмент работает, и расширять его возможности. Нужно и дальше наращивать экспортный потенциал российской промышленности, российских промышленных предприятий. Важно, чтобы система поддержки была востребована нашими экспортёрами и потребителями их продукции. Только тогда она станет одним из ключевых механизмов, стимулирующих импортозамещение. Давайте начнём работать», — отметил Путин.

О падении рынка недвижимости

«Вместе с тем нельзя не отметить, что в результате падения рынка недвижимости существенно снизились и залоговые возможности заёмщиков кредитных ресурсов. То есть здесь эти два процесса, к сожалению, идут навстречу друг к другу, ухудшая эту ситуацию. В итоге многие банки заняли выжидательную позицию и по формальным признакам отказывают в кредитовании даже перспективных проектов. В результате при сохранении спроса на банковские заимствования объём кредитования малых и средних предприятий сократился, например, в Калужской области в этом году почти на 30 процентов, а среди опрошенных руководителей крупных промышленных предприятий половина считает недоступные кредиты главным препятствием для расширения производства и создания новой продукции. Такая же ситуация, где‑то хуже, где‑то лучше (мы её проанализировали), и в других регионах», — добавил президент.

www.dk.ru

Импортозамещение ПО: исполнился год со дня принятия постановления правительства

импортозамещение реестр россия

Ровно год назад, 16 ноября 2015 года, было принято постановление правительства РФ №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановлению предшествовало подписание президентом РФ закона о предоставлении преференций российским разработчикам программного обеспечения (ПО) при госзакупках (Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

В соответствии с законом и постановлением правительства при госзакупках программного обеспечения должен соблюдаться приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к иностранным программным продуктам и IT-сервисам. Закон не требует использовать именно отечественное ПО: если закупка российского продукта невозможна, заказчик обязан при размещении госзаказа на публичных торгах приложить к конкурсной документации обоснование необходимости закупки импортного ПО. Покупать иностранный софт можно, в частности, если в реестре российского программного обеспечения отсутствует аналогичный российский. Если отечественное ПО, включённое в реестр, не соответствует требованиям заказчика, также возможна госзакупка иностранного продукта.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных заработал в январе 2016 года. В соответствии с правилами формирования и ведения реестра, заявления на включение в него рассматриваются экспертным советом, после чего, в случае положительного заключения, Минкомсвязь принимает решение о включении программы в реестр и издает соответствующий приказ.

См. также «Как внести программный продукт в реестр российского ПО» >>>

Первые заявки компании начали подавать уже в январе 2016 года. К середине февраля в Минкомсвязь поступило около 600 заявок, из них было рассмотрено и удовлетворено около 50. Среди последних не оказалось, например, комплексного антивирусного решения от ООО «Исет девелопмент», заявка о включении которого появилась на сайте реестра в начале февраля.

На сегодняшний день реестр содержит уже 2275 программных продуктов, а «Исет девелопмент», в результате получившая отказ, ведет борьбу с Минкомсвязью в суде, стараясь оспорить её отказ включить программный продукт – фактически иностранный, словацкий антивирус ESET – в реестр российского ПО.

См. также “Что делать, если вам отказали во включении в реестр?” >>

Идёт судебное разбирательство российского производителя с госзакзчиком: компания «Новые облачные технологии» (разработчик облачной платформы и офисных приложений «МойОфис», внесённых в реестр отечественного ПО) пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу на Минстрой, который закупил ПО Microsoft вместо их продукта. 2 сентября ФАС признала аукцион министерства нарушающим закон о контрактной системе. “Новые облачные технологии” на этом не остановились и в октябре подали в суд на Минстрой и ООО «Геокапитал» о признании недействительным результатов конкурса на оказание услуг по предоставлению (продлению) неисключительных прав (лицензий) на использование программного обеспечения Microsoft и программных средств антивирусной защиты. Судебное заседание назначено на 11 января 2017 года.

Также в октябре стало известно, что ФАС выявила нарушения по 42 закупкам программного обеспечения российскими госорганами. Нарушения заключались в том числе в закупке иностранного ПО при наличии аналогов в реестре отечественного софта.

См. также «Как госзаказчики провели это лето – десятка крупнейших лотов на закупку импортного ПО» >>>

Как сообщал D-Russia.ru, 1 ноября Минкомсвязь выложила на портале для общественных обсуждений текст законопроекта, который позволит разработчикам из других государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) размещать свои программные продукты в Едином реестре отечественного ПО. Это является условием допуска софта к госзакупкам на равных условиях с ПО российских разработчиков.

Также Минкомсвязь сформулировала «требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, в том числе к составу и функциональным характеристикам офисного программного обеспечения». Документ тоже находится в процессе общественного обсуждения, которое продлится до 1 декабря.

Все материалы по теме импортозамещения ПО в органах власти >>>

Читайте также “Участники IT-рынка об импортозамещении софта: закон слишком мягкий, о результатах говорить рано” >>>

В июле первый вице-премьер Игорь Шувалов утвердил директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием. Представители интересов РФ обязаны голосовать «за» изменение процедур закупки ПО и баз данных таким образом, чтобы указывать на необходимость подачи предложений, предусматривающих приобретение только такого программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО. Таким образом, правительства де-факто распространило на госкомпании порядок закупок ПО, ранее введённый для госорганов.

См. также “Как госкомпании выполняют директивы правительства об импортозамещении” >>>

Напомним, что в январе 2016 года президент Российской Федерации В.В.Путин поручил (от 29.01.2016г. №Пр-168, п.6) создать на базе Института развития Интернета (ИРИ), Ассоциации разработчиков программного обеспечения (АРПП)  и Экспертного центра электронного государства Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В сентябре 2016 года Центр компетенций зарегистрирован Минюстом России. По решению учредителей директором назначен президент Фонда информационной демократии Илья Массух.

d-russia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *