Военные предприятия – Оборонно-промышленный комплекс России — Википедия

Содержание

отрасли, предприятия, проблемы. Структура и развитие военно-промышленного комплекса в России

Военный потенциал России изначально воспринимается как весьма впечатляющий. При этом далеко не каждый гражданин РФ может ясно представить структуру оборонной сферы своей страны. К тому же данная информация была доступна не всегда. Поэтому есть все причины, чтобы обратить внимание на структуру ВПК.

Военно-промышленный комплекс России

Касаясь данной темы, изначально стоит отметить, что ВПК можно смело отнести к отрасли, которая оказала более чем ощутимое влияние на развитие экономики на протяжении многих лет существования РФ.

И хотя некоторое время назад такое понятие, как военно-промышленный комплекс России, было несколько размытым, в середине двухтысячных прогресс в этой сфере стал очевиден. Если говорить о ситуации, которая сложилась на данный момент, то стоит озвучить тот факт, что ВПК имеет немало прогрессивных отраслей:

- авиационная промышленность;

- атомная;

- ракетно-космическая;

- выпуск боеприпасов и амуниции;

- военное судостроение и др.

В качестве основных игроков, заслуживающих внимания в рамках действия ВПК, можно определить следующие предприятия:

- "Ростехнологии";

- "Рособоронэкспорт";

- ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и др.

Как выглядит структура военной отрасли

В рамках данной темы нужно изначально осветить следующую информацию: во время активных 90-х волна приватизации не обошла стороной предприятия военно-промышленного комплекса России. Поэтому, если сейчас проанализировать структуру собственности ВПК РФ, то можно будет без труда заметить, что большую ее часть составляют акционерные общества. Если говорить более конкретно, то таких АО во всем ВПК - 57%. При этом доля государства отсутствует в 28,2% подобных предприятий.

Можно обратиться и к другим данным, которые предоставила Счетная палата. Согласно данной информации, в рамках авиационной промышленности функционирует приблизительно 230 предприятий. Но лишь 7 из них принадлежат государству (речь идет о контрольном пакете акций).

В качестве одной из ключевых особенностей российских предприятий можно обозначить их подведомственность в различных формах федеральным организациям. На данный момент структура военно-промышленного комплекса России включает 5 государственных агентств, которые курируют оборонные отрасли и находятся в составе правительства:

- РАСУ. Действует в сфере электронной промышленности, средств связи и радиопромышленности.

- "Россудостроение". Отвечает за курирование судостроительного производства.

- РАКА. Контролирует процессы в рамках ракетно-космической и авиационной промышленности.

- РАВ. В этом случае речь идет о промышленности вооружений.

- "Росбоеприпасы". Это агентство специализируется на работе с промышленностью спецхимии и боеприпасов.

Ключевые элементы ВПК

Если рассматривать особенности военно-промышленного комплекса России, то нельзя обойти вниманием виды организаций, которые входят в его состав:

- Конструкторские бюро, которые ориентированы на работу с опытными образцами (прототипами) оружия.

- Организации научно-исследовательского профиля. Их основной задачей являются теоретические разработки.

- Производственные предприятия. В этом случае ресурсы используются для массового выпуска оружия.

- Полигоны, а также испытательные лаборатории. Здесь есть смысл говорить о нескольких важных задачах. Это так называемая доводка опытных образцов в условиях реальной эксплуатации, а также испытание оружия, которое только сошло с производственного конвейера.

Для того чтобы обрисовать полную картину функционирования ВПК и обозначить все грани, которые имеет военно-промышленный комплекс России, нужно уделить внимание тому факту, что предприятия, которые являются частью оборонного сектора, выпускают и продукцию, имеющую гражданское назначение.

Теперь стоит более внимательно рассмотреть отрасли ВПК

Ядерно-оружейный комплекс

Развитие военно-промышленного комплекса в России трудно представить без этого направления. Оно включает несколько стратегически важных сфер производства.

Прежде всего, это добыча урановой руды и последующее изготовление концентрата из этого сырья. Следующим важным этапом является разделение урановых изотопов (процесс обогащения). Эту задачу выполняют на предприятиях, которые расположены в таких городах, как Ангарск, Новоуральск, Зеленогорск и Северск.

Справедливости ради стоит отметить, что именно в России находится 45% всех мощностей, которые сосредоточены на обогащении урана. При этом важно обратить внимание на то, что производство ядерного вооружения сокращается и описанные выше отрасли делают акцент на западных заказчиках.

Еще одной задачей данного комплекса ВПК является как наработка, так и выделение оружейного плутония. Его запасов, сосредоточенных в РФ, хватит еще на много лет.

Предприятия, действующие в рамках ядерно-оружейного комплекса, занимаются также изготовлением тепловыделяющих элементов, которые необходимы для работы атомных реакторов, сборкой ядерных боеприпасов и утилизацией радиоактивных отходов.

Ракетно-космическая промышленность

Её по праву можно назвать одной из наиболее наукоемких. Чего стоит одна только МБР (межконтинентальная баллистическая ракета), для полноценной работы которой необходимо приблизительно 300 тысяч различных систем, приборов и деталей. А если говорить о крупном космическом комплексе, то эта цифра увеличивается до 10 млн.

Именно по этой причине в данной отрасли сосредоточено больше всего ученых, инженеров и конструкторов.

Авиационная промышленность

Изучая военно-промышленный комплекс России, отрасли и направления этой сферы, авиации необходимо уделить внимание в любом случае. Здесь актуально говорить о крупных промышленных центрах, поскольку для сборки изделий нужны головные предприятия. Другие просто не обладают необходимой технической базой для организации требуемых в целях быстрого и качественного производства процессов.

При этом всегда должны соблюдаться два ключевых условия: наличие квалифицированных специалистов и хорошо организованное транспортное сообщение. Военно-промышленный комплекс России и конкретно сфера авиации находятся в состоянии постоянного развития, что позволяет РФ выступать в роли крупного экспортера вооружения, в том числе авиации.

Артиллерийско-стрелковое оружие

Это также важная отрасль. ВПК РФ вряд ли получится представить без знаменитого автомата Калашникова. Это самый массовый вид стрелкового оружия, который выпускается на данный момент в России.

Более того, за пределами СНГ его взяли на вооружение 55 государств. Что касается артиллерийских систем, то центры их производства находятся в таких городах, как Пермь, Екатеринбург и Нижний Новгород.

Бронетанковая промышленность

Если обратить внимание на центры военно-промышленного комплекса России, то после несложной аналитики можно будет сделать очевидный вывод: данное направление оборонной индустрии можно определить, как одно из самых развитых.

Непосредственно сами танки выпускают в Омске и Нижнем Тагиле. Заводы, расположенные в Челябинске и Санкт-Петербурге, находятся на стадии перепрофилирования. Что касается бронетранспортеров, то их производством занимаются предприятия в Кургане и Арзамасе.

Военное судостроение

Без него военно-промышленный комплекс России нельзя считать полноценным.

При этом наиболее крупным производственным центром в рамках этого направления является Санкт-Петербург. В пределах этого города расположено до 40 предприятий, имеющих отношение к судостроению.

Касаясь темы атомных подводных лодок, необходимо обратить внимание на тот факт, что на данный момент их производство осуществляется лишь в Северодвинске.

Что стоит знать о конверсии ВПК

В данном случае речь идет об изменении военной промышленности, а если говорить конкретно, то о ее переходе к гражданскому рынку. Объясняется такая стратегия очень просто: производственные мощности, которые существуют на данный момент, способны произвести значительно больше военной продукции, чем того требует фактический спрос. То есть, столько не нужно ни самой России, ни ее нынешним и потенциальным клиентам.

При такой перспективе остается один очевидный маневр: переориентировать часть военных предприятий на выпуск продукции, актуальной в гражданском секторе. Таким образом, сохранятся рабочие места, заводы продолжат свою стабильную работу, а государство получит прибыль. Полная гармония.

Использование военных производственных ресурсов, так сказать, в мирных целях перспективно еще и по той причине, что на таких предприятиях наблюдается значительная концентрация прогрессивных технологий и специалистов, имеющих высокий уровень квалификации.

Используя такую стратегию можно решить хотя бы некоторые проблемы военно-промышленного комплекса России. При этом сохраняется стабильный выпуск наиболее актуальной для армии техники.

Очевидные сложности

На фоне изложенной выше информации несложно сделать вывод, что та же конверсия - это непростая задача. Ее фактически можно отнести к одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед ВПК. Здесь простых решений нет по определению. Чтобы в данной сфере наблюдался какой-то прогресс, нужно постоянно прикладывать значительные усилия.

Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться, - это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс России может получить средства от государства только для тех предприятий, которые являются частью какой-либо федеральной программы или относятся к числу казенных производственных мощностей.

Что касается иностранных инвестиций, то причин смело на них рассчитывать пока что нет. При этом в особенно тяжелом положении могут оказаться заводы, имеющие производственные линии, которые уже устарели или же не способны выпускать широкий спектр конкурентоспособной продукции и военной в частности.

Если попытаться оценить экономическое состояние оборонных предприятий в целом, то можно сделать вывод, что оно весьма неоднородно. Суть в том, что есть заводы, продукция которых имеет определенный спрос. При этом существуют и те предприятия, которые находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, причем независимо от того факта, принадлежат они государству или нет.

Тем не менее нужно отдавать отчет в том, что правительство фиксирует состояние некоторых составляющих ВПК. Это подтверждает факт утверждения Координационным советом основных направлений развития и стабилизации ситуации.

К тому же в России активно происходит объединение фундаментального и прикладного научного направления в рамках деятельности военных предприятий, что значительно повышает шансы ВПК на успешное развитие и полноценное функционирование. Прилагаются также и грамотно организованные усилия для максимального соответствия продукции, которая выходит с конвейера предприятий военно-промышленного комплекса, инвестиционным ожиданиям российского и заграничного рынка.

Итоги

Очевидно, что при всей непростой ситуации, сложившейся вокруг ВПК шансы на светлое будущее и прогрессивное настоящее однозначно есть. Правительство постоянно работает над тем, что провести необходимые изменения, которые позволят оборонным предприятиям работать предельно эффективно.

fb.ru

описание, структура, назначение и перспективы развития

В настоящее время Россия находится на особой стадии исторического развития. Сегодня продолжаются реформы основ государственного управления и устройства, идет процесс согласования интересов государства, общества и отдельной личности, формируются новые институты, социально-экономические отношения и связи. Руководство страны изменяет подходы и к национальной безопасности.

В начале 21 века в мире происходят события, указывающие на усиление роли военной мощи для обеспечения экономических и политических интересов ряда государств. Это вызвало необходимость переосмыслить весь комплекс вопросов, касающихся и международной, и национальной безопасности. Особое внимание при этом уделяется системе военной организации РФ. Рассмотрим далее ее особенности.

Актуальность вопроса

В последнее время государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ, активно реформируется, как и вся страна в целом. Преобразования связаны с коренными изменения в геополитической ситуации в мире. В настоящее время действует практически новая нормативная база, за счет которой обеспечивается функционирование военной организации РФ. Законодателями приняты важнейшие правовые акты. Среди них федеральные законы:

  • "Об обороне".
  • "О военном положении".
  • "О военной службе и воинской обязанности".
  • "О мобилизационной подготовке".
  • "О государственной границе".

Основная задача государственной военной организации, составляющей основу обороны РФ, заключается в обеспечении гарантированной защиты безопасности и интересов России и ее союзников.

Ключевые элементы

В структуре военной организации РФ находятся Вооруженные силы России. Они составляют ее ядро. В состав военной организации РФ входят также и другие войска, а также воинские формирования, органы, выполняющие задачи военными методами. В системе присутствуют и структуры, осуществляющие управление всеми ее звеньями.

Основу военной организации РФ составляют научные учреждения и промышленные предприятия, выполняющие задачи по обеспечению военной безопасности.

Задачи

Военная организация РФ – государства, выходящего на лидерские позиции в мире, - постоянно развивается. Важнейшими вопросами, требующими оперативного решения, в настоящее время являются:

  1. Приведение состава, структуры, численности элементов в соответствие с задачами обеспечения безопасности страны с учетом ее экономических возможностей.
  2. Повышение эффективности, безопасности, качества технологической основы военной организации РФ и государственного управления.
  3. Повышение эффективности стратегического планирования на основе принципа единства применения ВС РФ и иных войск.
  4. Совершенствование систем подготовки кадров, боевой и оперативной подготовки, используемых в военных образовательных организациях МО РФ.
  5. Повышение эффективности систем комплектования. Решение этой задачи должно осуществляться на основе контрактно-призывного принципа с постепенным (по мере формирования надлежащих социально-экономических условий) повышением количества граждан, проходящих службу по контракту, в первую очередь, на должностях младших командиров, а также специалистов ключевых боевых специальностей.
  6. Совершенствование экономического обеспечения военной организации РФ. Оно должно осуществляться на основании рационального использования материальных ресурсов и финансов.
  7. Совершенствование системы эксплуатации и ремонта военной техники и вооружения.
  8. Повышение эффективности информационного обеспечения ВС РФ, других органов, а также структур управления военной организацией РФ.
  9. Укрепление правопорядка в войсках, законности и дисциплины.
  10. Совершенствование правовой базы формирования, развития, применения военной организации РФ, системы взаимодействия ее с обществом.
  11. Реализация госполитики по укреплению престижа службы.
  12. Совершенствование системы военно-политического и военно-технического международного сотрудничества.

Руководство военной организацией РФ

Координация и контроль формирования, подготовки и применения вооруженных сил возлагаются на президента. Он же является Верховным Главнокомандующим ВС.

Правительство страны руководит вооружением, спецтехникой, материальными средствами, услугами, оснащением территории страны в интересах обороны и безопасности, реализует иные функции, закрепленные законодательством.

В РФ военная организация государства осуществляется на всех уровнях. Федеральные, региональные, местные органы власти реализуют полномочия по решению вопросов, связанных с обороноспособностью в порядке, закрепленном федеральными законами.

В обеспечении военной безопасности участвуют различные учреждения, предприятия, общественные объединения. Особая роль в решении задач, связанных с обороноспособностью государства, принадлежит гражданам страны. В основе организации военной службы РФ лежат контрактный и призывной принципы. Согласно законодательству, служба в ВС по призыву является гражданской обязанностью.

Военная доктрина

Она была утверждена в 2000 г. Военная доктрина закрепляет комплекс официальных подходов к решению военно-политических, военно-экономических и военно-стратегических задач. Этот документ был утвержден в переходный период – на этапе становления демократического государства и построения военной организации РФ.

В доктрине конкретизированы отдельные положения Концепции нацбезопасности России. Документ составлен на основе комплексной оценки военно-политических условий в мире, стратегического прогноза их развития, научно обоснованном определении текущих и предстоящих целей, объективных потребностей и возможностей обеспечения обороноспособности, анализе характера и содержания современных войн и военных конфликтов, зарубежном и отечественном опыте организации военной службы.

МО РФ является ключевым ведомством, реализующим госполитику в сфере военного дела. Доктрина – документ оборонительного характера, что предопределено сочетанием положений, указывающих на приверженность миру, твердую решимость отстаивать национальные интересы, обеспечивать военную безопасность страны и ее союзников.

Нормативную основу документа составляют Конституция, федеральное законодательство и иные, в том числе международные, правовые акты.

Ключевые положения госполитики в сфере обороны

Руководство страны рассматривает обеспечение безопасности, строительство мощной военной организации МО РФ в контексте формирования демократического правового режима, осуществления необходимых социальных и экономических преобразований, утверждения принципов взаимовыгодного партнерства, равноправного сотрудничества в международных отношениях. Россия выступает за активное и последовательное создание всеобъемлющей системы безопасности, сохранение мира на планете.

Обороноспособность и безопасность страны обеспечивается за счет сил и средств, имеющихся в ее распоряжении. Одним из ключевых элементов военной организации РФ является система ядерной безопасности. Россия оставляет за собой право применять ядерное оружие в ответ на использование другими странами оружия массового поражения против нее либо ее союзников. Здесь следует сказать о важнейших принципах, закрепленных в Доктрине. РФ не применит ядерное вооружение против стран-участниц ДНЯО или не располагающих таким оружием. Исключение составляют случаи агрессии против России, ее союзников или государств, отношения с которыми скрепляются взаимными обязательствами в сфере безопасности.

Военная служба

Это понятие раскрывается в 6 статье ФЗ № 58. Военная служба – вид федеральной госслужбы. Она представляет собой деятельность граждан России на воинских должностях в ВС, иных войсках, специальных формированиях, органах, реализующих функции в сфере обороны и безопасности страны.

Центральное место в военной организации государства, как выше говорилось, занимают Вооруженный силы. В их состав входят сухопутные, ракетные, космические, воздушно-десантные войска, ВМФ, ВВС, воинские части, соединения, научно-исследовательские, образовательные учреждения.

В настоящее время военная опасность для РФ достаточно высока. Основными причинами такой ситуации следует считать социально-экономические, геополитические, национально-этнические и иные противоречия, стремление некоторых стран разрешить конфликты с помощью силы. Угрозу безопасности государства представляют также планы НАТО по расширению на Восток. Для отражения опасности стране необходима мощная и профессиональная армия.

Организацией военной службы РФ называют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности. Они осуществляются исполнительными органами, наделенными соответствующими полномочиями в соответствии с законодательством. Воинская обязанность предполагает:

  • Воинский учет.
  • Подготовку к службе в ВС.
  • Призыв и прохождение службы.
  • Нахождение в запасе.
  • Призыв на сборы и их прохождение.

Система комплектования ВС

Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение Вооруженных сил, иных войск, формирований и органов кадрами и в мирное, и в военное время. Сегодня используется смешанный способ комплектования: призыв сочетается с добровольным вступлением граждан в ВС по контракту.

Призыв на службу – необходимое условие обеспечения армии кадрами. В настоящее время без него обойтись нельзя. Вместе с тем в последнее время все больше ощущается недостаток призывных ресурсов.

Для лиц, проходящих службу в ВС по призыву, срок пребывания в рядах армии устанавливается в зависимости от участия в вооруженных конфликтах, образования и прочих обстоятельств. Он составляет 12-24 месяца.

Призыву подлежат все мужчины 18-27 лет, не находящиеся в запасе и стоящие на учете в военном комиссариате по месту проживания. Выполнить свой долг обязаны также лица указанного возраста, завершившие обучение в государственных, муниципальных или иных негосударственных учебных заведениях, имеющих аккредитацию по соответствующим специальностям, зачисленные в запас в звании офицера.

Нюансы

В законодательстве определен перечень граждан, имеющих право на отсрочку либо освобождение от призыва в ВС. Студенты, обучающиеся очно в негосударственных вузах, не получивших госаккредитации, отсрочку не получают.

Воинский долг

На лиц, проходящих службу, возлагается обязанность пройти специальную подготовку к защите государства, обеспечивать непосредственную охрану интересов страны, отражать угрозы от других государств. Ее исполнение связано с необходимостью четко и беспрекословно исполнять поставленные задачи в любых ситуациях, в т. ч. с риском для здоровья и жизни.

Обеспечение защиты государственной целостности, суверенитета страны, безопасности, отражение нападений, выполнение обязательств, взятых РФ в рамках международных соглашений, составляет суть воинского долга. Он обязывает каждого военнослужащего умело, мужественно защищать Родину, служить народу, быть верным Присяге, соблюдать конституционные положения, федеральные законы и иные правовые акты. Каждый гражданин, находящийся в рядах ВС, должен постоянно совершенствовать мастерство, держать в боевой готовности технику и оружие, беречь имущество военной части.

Служба по контракту

За последнее время множество факторов, политических, демографических, социальных, идеологических, экономических в том числе, оказало негативное влияние на состояние системы комплектования армии. За последнее десятилетие резко сократилось количество призывников. Из всего количества граждан, находящихся на воинском учете, не было призвано в армию около 85 %.

Вместе с тем в современных условиях стремительно развиваются и активно применяются новые формы, способы, средства вооруженной борьбы. Это является важнейшей предпосылкой для ужесточения требований к профессиональной подготовке служащих. Для решения актуальных проблем, связанных с комплектованием армии, Правительством была утверждена целевая программа, направленная на создание формирований постоянной боевой готовности. Состоять они будут из граждан, проходящих службу по контракту.

В Программе предусмотрено 2 части. В первой изложены положения, описывающие привлекательность службы по контракту, условий ее прохождения. Во второй части отражены мероприятия, направленные на повышение боеспособности контрактных формирований.

Проблемы подготовки кадров

В настоящее время большие сложности отмечаются в системе профподготовки сержантов. В войсках необходимо сформировать институт младших командиров. В настоящее время ими становятся обычные призывники, отобранные в сержантскую школу практически сразу после распределения по воинским частям. Как показывает анализ их деятельности, уровень подготовки младших командиров явно недостаточен. Роль сержантов в рядах армии, однако, постоянно возрастает. Именно поэтому стоит задача комплектования линейных частей младшими командирами-профессионалами.

Основу кадрового состава любой армии составляют капралы и сержанты. Именно они определяют готовность солдат пойти за командирами, поднимают их боевой дух.

Еще одна проблема, требующая незамедлительного решения, - подготовка офицеров. Исправление ситуации в комплектовании офицерского корпуса должно обеспечиваться за счет реализации госпрограммы по реформированию военного образования в стране. Один из основных источников пополнения ВС и прочих войск этими служащими установлен в Указе Президента "О призыве на военную службу офицеров запаса". В этом правовом документе закреплено, что каждый год порядка 15 тыс. граждан, окончивших обучение в муниципальных, государственных или иных образовательных учреждениях, получивших аккредитацию по соответствующим специальностям, не имеющих права на отсрочку либо освобождение, должны пройти службу.

Значение военной силы

Обеспечение защиты национальных интересов России, ее безопасности осуществляется в гуманитарной, военной, экономической, политической областях. Эта деятельность тесно связана с позицией страны в международных отношениях. В настоящее время наблюдается две тенденции. Во-первых, отмечается стремление создать новую, демократическую, справедливую систему политических отношений между государствами. Во-вторых, все чаще применяется военная сила вне мандата ООН.

В таких условиях значение военной организации как внешнеполитического инструмента неуклонно растет. Россия выступает за формирование такой системы межгосударственных отношений, при которой роль военной силы минимально, а ее задачи сводятся только лишь к сдерживанию конфликтов.

Одним из ключевых аспектов, определяющих подходы к обеспечению нацбезопасности, является взаимодействие РФ с наиболее активными участниками международных отношений. Среди них ведущее место занимает ООН и Совет безопасности. Важнейшую роль в межгосударственных отношениях играют СНГ, НАТО, ЕС, ШОС.

ООН и Совет безопасности Организации рассматриваются нашей страной в качестве центрального звена, обеспечивающего стабильность в мире. Умаление роли этих институтов, переход к повсеместному использованию военной силы расцениваются Россией как угроза национальным интересам.

Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства является взаимодействие со странами, входящими в СНГ. РФ стремится к развитию военно-политического сотрудничества с ними.

Взаимодействие России и НАТО определяется Декларацией, утвержденной в 2001 г. Наша страна рассчитывает на прекращение антироссийской риторики, устранение элементов, свидетельствующих о негативном отношении к РФ, из военных доктрин государств-участников НАТО. Если же члены Североатлантического альянса сохранят их, это потребует перестройки военной организации России, изменения принципов формирования армии, корректировки ядерной стратегии.

Наша страна, безусловно, готова расширять взаимодействие с США в экономической, военно-политической сферах, в области обеспечения стабильности в мире и ликвидации всех элементов "холодной войны". Россия поддерживает усилия Америки в борьбе с международным терроризмом.

ШОС является ключевым звеном в системе обеспечения безопасности в Дальневосточном регионе и Центральной Азии. Взаимодействие России с этой организацией направлено на создание зоны стабильности и мира, исключение крупномасштабных военных угроз.

В настоящее время геополитическая обстановка такова, что защита национальных интересов РФ только за счет политических возможностей становится невозможной. Сегодня крайне недостаточно участия в международных организациях, партнерских отношений с другими государствами. Устранение внутренних, внешних и трансграничных угроз становится основной задачей военной организации России. В этой связи, роль военной силы как внешнеполитического инструмента постоянно растет.

Заключение

Безусловно, в современных условиях система обеспечения обороноспособности и безопасности страны должна быть очень эффективной. В настоящее время мир охватила угроза распространения терроризма. Крупнейшие страны ведут активную борьбу с ним. Россия является одним из основных ее участников. При этом наша страна действует исключительно в рамках международного права, руководствуется положениями Устава ООН и международных соглашений.

Безусловно, не все конфликты должны разрешаться с помощью силы. Однако, учитывая антироссийские настроения, планы НАТО по расширению на Восток, России приходится повышать уровень своей военной организации. Развитие системы, ее реформирование, повышение эффективности деятельности институтов, входящих в нее, направлено, главным образом, на защиту от угроз, а не на нападение. В Военной доктрине закреплено положение о том, что государство может применить силу только в ответ на агрессию.

Надо сказать, что за последнее десятилетие уровень подготовки служащих существенно вырос. Военно-промышленный комплекс сегодня работает на полную мощность, обеспечивая различные роды войск необходимой техникой и вооружением.

fb.ru

Военно-промышленный комплекс России

Военно-промышленный комплекс — комплекс отраслей, предприятий и организаций, составляющих специфический сектор экономики, предназначенный для удовлетворения военных потребностей государства.

Специфика военно-промышленного комплекса проявляется:

  • в монополии заказчика (основной заказчик — государство), особых требованиях к качеству и техническим характеристикам военной продукции, ее высокой наукоёмкости и технологичности, долгосрочности и капиталоёмкости инвестиционных проектов;
  • в необходимости поддержания мобилизационных мощностей, запасов стратегического сырья и материалов;
  • в особенностях специализации, кооперации и информации (секретность), порождающих пирамидальные взаимосвязи производителей, дублирование производств и научных исследований, ограничения в передаче технологий;
  • в сложностях выхода предприятий военно-промышленного комплекса на внешние рынки вооружений.

Оборонные предприятия отличаются крупными размерами; многие из них — градообразующие, обеспечивающие объекты социальной инфраструктуры.

Состояние и уровень развития оборонных отраслей промышленности играют решающую роль в обеспечении национальной безопасности, во многом определяют техническое перевооружение важнейших сфер экономики (транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение и др.), выступают фактором сохранения социально-политической стабильности.

Оборонные предприятия и организации играют значительную роль во внешнеэкономической политике государства. На их долю приходится более трети экспорта машин и оборудования.

Организациями оборонных отраслей промышленности производится почти 1/3 продукции отечественного машиностроения.

Государственные предприятия составляют 43% от общего числа, акционерные общества — 57%. В области производства научно-технической продукции доля государственных учреждений является преобладающей — 72%.

Основную часть оборонно-промышленного потенциала Российской Федерации составляет авиационная и ракетно-космическая промышленность. Главные цели космической деятельности — модернизация, укрепление и эффективное использование космического потенциала страны в интересах повышения экономической и оборонной мощи, обеспечения её безопасности и расширения международного сотрудничества. Авиационная промышленность, помимо обеспечения интересов обороны и безопасности государства, имеет всё большее значение для обеспечения авиационной техникой гражданского назначения внутренних и международных транспортных потоков, экспорта летательных аппаратов. Отрасль является одной из наиболее экспортоёмких в российской промышленности.

Промышленность обычных вооружений в настоящее время включает два важнейших направления: машиностроительные и приборостроительные организации, обеспечивающие создание широкого спектра конечных (финишных) комплексов и образцов вооружений и военной техники, а также ряда важнейших комплектующих изделий; организации оптического и оптоэлектронного приборостроения, производящие важнейшие комплектующие изделия практически для всех комплексов и образцов вооружений и военной техники, разрабатываемых и производимых в отечественном военно-промышленном комплексе.

Отрасль специализируется на разработке и производстве гражданской продукции в таких важнейших направлениях, как железнодорожный транспорт (вагоны, цистерны), станкостроение; оборудование для топливно-энергетического комплекса; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, в т.ч. медицинская техника; технологическое оборудование для легкой промышленности; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; товары народного потребления длительного пользования (холодильники, мототехника, фотоаппараты, бинокли, стиральные машины, ружья охотничьи и спортивные, мотокультиваторы, хрусталь, мебель, электробытовая техника и др.).
Промышленность боеприпасов и спецхимии обеспечивает разработку и поставку комплектных боеприпасов и комплектующих изделий к различным видам вооружений и военной техники для Вооруженных сил Российской Федерации и других силовых структур страны.

Промышленность боеприпасов и спецхимии отличается высокой пожаро- и взрывоопасностью продукции и производств, что вызывает необходимость размещения организаций вдали от больших городов и крупных населенных пунктов, вследствие чего 29 организаций отрасли являются градообразующими. Проектирование и строительство производственных объектов осуществляется с учетом обеспечения безопасных расстояний между производственными зданиями.

Специфика отрасли предопределяет государственный статус большей части организаций, а также потребность в управлении и координации деятельности промышленности боеприпасов и спецхимии из единого центра. Перед отраслью стоят задачи концентрации военных заказов на меньшем количестве предприятий.

Главная задача радиоэлектронной промышленности — разработка перспективных видов вооружений и военной техники высокого технического уровня, а именно, автоматизированные системы управления, системы и средства связи, системы и средства радиоэлектронной разведки, системы и комплексы ракетно-космической обороны, системы и средства противоздушной обороны, системы управления вооружением авиации и управления воздушным движением; системы и средства государственного опознавания; системы и средства шифрования; радиоизмерительная техника; системы и средства радиоэлектронной борьбы наземного, корабельного, авиационного базирования и противодействия иностранным техническим разведкам, электроника, микроэлектроника, сверхвысокочастотная и другая радиоэлектронная продукция различного назначения.

Для радиоэлектронной промышленности характерна высокая наукоёмкость работ. Имеющаяся научная база обеспечивает проведение необходимого объема научно-прикладных исследований, включает в себя большое количество научных организаций, многие из которых располагают уникальными разработками и являются монополистами в своей области.
Научные организации радиоэлектронной промышленности принимают участие в ряде федеральных целевых программ, направленных на создание отечественной научно-технической базы в области радиоэлектронных технологий и оборудования для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны.

Судостроительная промышленность является поставщиком кораблей, судов плавсооружений, приборной техники, радиоэлектронного вооружения и другой морской техники для Военно-морского флота, морских частей Федеральной пограничной службы Российской Федерации, транспортного морского и речного флотов, рыбопромыслового флота, предприятий топливного комплекса, ведущих добычу углеводородного и другого сырья на морском шельфе, а также поставщиком техники военного и гражданского назначения для экспорта, что в значительной мере определяет стратегическую, военно-политическую, транспортную, продовольственную и энергетическую безопасность государства.

Специфические особенности отрасли: уникальная сложность конечной продукции (судов, кораблей), определяющая необходимость обширных кооперационных связей; длительные сроки проектирования, строительства и эксплуатации кораблей, особенности регионального размещения предприятий судостроительной промышленности: сочетание высокой концентрации предприятий в пяти регионах с точечными, отдельными предприятиями, разбросанными по всей стране; наличие разнопрофильных предприятий — судостроительных, судоремонтных, машиностроительных, приборостроительных, электромонтажных и иных специализированных производств.

Реформирование военно-промышленного комплекса — одна из важнейших задач российского государства, ее решение объективно предполагает необходимость исключительно взвешенного, системного подхода к развитию военно-промышленного комплекса, учитывающего весь спектр факторов, влияющих на государственное строительство, — политических, военно-стратегических, финансово-экономических, социальных и других. В ноябре 2001 г. Президентом Российской Федерации утверждены Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.

Конечной целью структурного реформирования военно-промышленного комплекса является формирование крупных широко диверсифицированных межотраслевых научно-производственных комплексов нового типа, включающих производство как военной, так и гражданской продукции, и способных конкурировать с транснациональными корпорациями, действующими на мировых рынках.

geographyofrussia.com

Военное предприятие - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Военное предприятие

Cтраница 1

Военные предприятия и объекты являются природопользователя-ми, за ними закрепляются участки земли, вод, лесов. Военные, оборонные органы возмещают вред, причиненный окружающей среде.  [1]

В результате такой кооперации завод Пинеллас закрылся как военное предприятие раньше предусмотренного срока, и перепрофилирование его обошлось не дороже, чем было запланировано.  [2]

В 60 - х годах на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства с нуля были созданы производство электробытовых приборов, автомобильная промышленность, нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.  [3]

Киеве игНоШг ОррДе, В а, Эдадимир из Ростова был перенесем и епископский престол; Военные предприятия князя, а также Многочисленное каменное строительство, осуществленное в это время, ложилось тяжелым бременем на население.  [4]

В условиях создания необходимой законодательной и экономической среды принимаются законодательные и нормативные акты, регулирующие процесс сокращения военных заказов, перепрофилирование и консервацию оборонных производств, помощь территориям, наиболее затронутым свертыванием военных предприятий и объектов, трудовым коллективам конверсируемых предприятий.  [5]

Много раз многие умные люди спрашивали меня с большой настойчивостью, как это могло случиться с таким прежде добрым и знаменитым царем, который столько раз ради отечества пренебрегал своим здоровьем, сносил беды, бесчисленные страдания и тяжелый труд в военных предприятиях против врагов христова креста и пользовался прежде у всех доброй славой.  [6]

Экономическая конверсия делает упор на сбыт военной продукции, т.е. на экспорт. Этот тип конверсии предпочтительнее, т.к. военные предприятия сохраняют свои кадры и передовые технологии, а полученные от реализации средства направляют на постепенное перепрофилирование производства.  [7]

Кризис задолженностей 1992 г. не был связан с военными предприятиями. Руководители оборонных предприятий действительно старались развивать своего рода предпринимательскую конверсию, занимаясь спешным поиском западных партнеров и новых организационных моделей. Только когда они поняли, что им не приходится ждать награды за свои усилия, дисциплина начала падать, и тогда экспорт и увеличение военного бюджета стали рассматриваться как альтернатива конверсии. На самом деле бывший сектор ВПК изначально подвергся меньшему влиянию экономической депрессии 1992 г.. Частично это произошло из-за лучшего оборудования, больших материальных резервов и крепких связей между руководителями оборонных предприятий, что давало им возможность более благополучно перенести шок изменения структуры снабжения, охвативший российскую экономику.  [8]

Физическая конверсия означает перепрофилирование оборонных заводов на выпуск изделий гражданского назначения. Этот путь создает много проблем и связан с крупными затратами, направленными на физическое уничтожение военных предприятий.  [9]

Постепенное истощение этих месторождений вызывало опасения, особенно возросшие в период второй мировой войны в связи с резким увеличением потребления газа военными предприятиями.  [10]

Каждая организация спасения внутри универсального учреждения по дарованию благодати чувствует себя ответственной перед Богом за души всех или по крайней мере за души доверенных ей людей и поэтому считает себя вправе ( и видит в этом свой долг) противодействовать - в случае необходимости с помощью насильственных мер - тому, чтобы они не оказались на ложном пути в своей вере, и применять по отношению к ним спасительные средства. Однако при этом священная или справедливая война во исполнение заповедей Господни, война за веру, которая всегда в каком-то смысле является религиозной войной, резко отделяется от всех других чисто мирских и поэтому не имеющих никакой ценности военных предприятий. Поэтому избранные не подчиняются принуждению участвовать в войнах политических властей, в войнах, которые они не признают священными, соответствующими воле Божьей, которые не находят отклика в их сердцах, - именно так поступила победоносная кромвельская армия святых, не повинуясь принуждению и отказываясь нести военную службу; принудительной военной службе они предпочитают наемничество. В тех случаях, когда люди силой препятствуют претворению воли Божьей, особенно в делах веры кальвинисты, памятуя, что послушание Богу важнее послушания людям, приходят к выводу о необходимости активных действий, восстания верующих.  [11]

Среди многочисленных военных и торговых походов викингов в Восточную Европу скандинавским источникам наиболее известен поход конца 30-х-начала 40 - х годов XI в. Он закончился трагически, и большая часть его участников погибла. Это последнее по времени упомянутое в сагах военное предприятие викингов в Восточной Европе.  [12]

В связи с призывом в армию тысяч рабочих, эвакуацией запада предприятий, имеющих порой лишь 30 - 40 процентов, состава рабочих, расширением объема производства остро встал вопрос обеспечения промышленности кадрами рабочих. Был увеличен рабочий день и отменены очередные отпуска рабочих и служащих, работавшие на военных предприятиях объявлялись мобилизованными до конца войны, созданы государственные органы по учету и распределению рабочей силы. Трудящиеся, понимая необходимость напряжения всех сил на разгром врага, оказали полную поддержку этим мерам.  [13]

В связи с призывом в армию тысяч рабочих, эвакуацией с запада предприятий, имеющих порой лишь 30 - 40 процентов состава рабочих, расширением объема производства остро встал вопрос обеспечения промышленности кадрами рабочих. Был увеличен рабочий день и отменены очередные отпуска рабочих и служащих, работавшие на военных предприятиях объявлялись мобилизованными до конца войны, созданы государственные органы по учету и распределению рабочей силы. Трудящиеся, понимая необходимость напряжения всех сил на разгром врага, оказали полную поддержку этим мерам.  [14]

Внутренний трансферт означает внедрение на экономически выгодных условиях уже существующих научных разработок и технологических проектов, техники и новых материалов в отраслях гражданского производства. В законодательных документах необходимо отразить специфику внутреннего трансферта оборонных технологий, отличие от конверсии, состоящей в переходе военных предприятий на выпуск гражданской продукции. Требуется принятие законодательных актов о рассекречивании военных технологий, а также создание нормативно-правовой базы, определяющей порядок и экономические выгоды трансферта, как для разработчиков нововведений, так и для предприятий, закупающих их к освоению. Законы и другие нормативно-правовые акты должны предусматривать экономические выгоды для иностранных фирм и инвесторов, представляющих современные и неустаревшие технологии.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Предприятия Военно Промышленного Комплекса России. Военные технологии. informatik-m.ru

предприятия военно промышленного комплекса россии
Выпуски журнала

Военно-промышленный комплекс

Цель: Изучить структуру ВПК, сформировать представление о роли ВПК в экономике страны. Проанализировать карты и определить географию ВПК. Обсудить проблемы ВПК. Дать понятие о конверсии

Оборудование: Карта России, учебники, атласы, презентация

План на доске:

  • Что такое ВПК
  • Состав ВПК
  • Факторы размещения ВПК
  • География предприятий ВПК
  • Конверсия

1 ВПК – это совокупность промышленных предприятий и учреждений науки и техники, производящих военную технику, боеприпасы и оружие (Слайд 2)

Военно-промышленный комплекс традиционно является флагманом российской промышленности. Многие предприятия ВПК имеют многовековую историю, десятилетиями складывающуюся культуру производства и самые современные промышленные технологии, позволяющие им сегодня выставлять на мировой рынок продукцию, сравнимую или превосходящую лучшие зарубежные аналоги. Военно-промышленный комплекс сосредоточивал наиболее квалифицированные и инициативные кадры, лучшую технику и умелых организаторов производства. Его масштабы были огромны. В конце 80-х гг. на 1800 предприятиях военно-промышленного комплекса России было занято около 4,5 млн. человек, в том числе 800 тысяч – в сфере науки. Это составляло около четверти занятых в промышленности. Затраты на содержание вооруженных сил и военно-промышленного комплекса лежали на всем населении страны, понижали его уровень жизни.

В сфере военно-промышленного комплекса господствовало убеждение, что самое главное – произвести как можно больше продукции. Экономика СССР исторически складывалась как милитаризованная экономика, ориентирующаяся на сугубо затратную структуру производства, не способную к конкуренции, ориентированную на закрытый внутренний рынок. Непосредственно военно-промышленный или оборонный комплекс постепенно обособился в самостоятельную организационную структуру, включавшую систему управления, предприятия и организации девяти министерств. В течение длительного времени оборонный комплекс обеспечивался в приоритетном порядке финансовыми средствами, научно-техническими кадрами, материальными ресурсами. В результате этого предприятия оборонного комплекса обеспечили себе высокие, по отношению к предприятиям и организациям других отраслей народного хозяйства характеристики материального и кадрового потенциала, определяли уровень научно-технических достижений в стране и темпы научно-технического прогресса.

Самыми общими и употребительными в мировой статистике показателями роли военно-промышленного комплекса в экономической структуре государства являются удельный вес военных расходов в ВВП и объем военного производства. В СССР в 80-х гг. удельный вес оборонных расходов составлял 9-13%. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал промышленности позволяли обеспечивать стратегический паритет с ведущей в экономическом и военном отношении страной мира – США. По сравнению с СССР экономические возможности России существенно ухудшились. Сегодня по размеру ВВП Россия отстает от США в 10 раз, Китая – в 6, Японии – в 4, Германии – в 3, Индии, Франции, Великобритании и Италии – в 2 раза. По объему ВВП мы занимает 15-е место в мире, пропустив вперед не только указанные страны, но и Испанию, Бразилию, Южную Корею, Канаду, Мексику и даже Индонезию. По объему ВВП на душу населения наши позиции еще хуже (примерно 100-е место в мире).

2 В состав ВПК входит более 1000 предприятий. Кроме заводов к ВПК относятся научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, испытательные полигоны. Отраслевой состав ВПК:

  • Авиационная промышленность
  • Бронетанковая промышленность
  • Артиллерийско-стрелковое вооружение
  • Военное судостроение
  • Ракетно-космическая промышленность
  • Производство ядерного оружия

3 Факторы размещения ВПК: (слайд 4)

Предприятия военно-промышленного комплекса расположены на территории большинства субъектов РФ, хотя и крайне неравномерно. Некоторые районы и более 70 городов-заводов, включая закрытые административно-территориальные образования, полностью зависят от работы комплекса, поскольку в них практически отсутствуют другие сферы применения труда.

Основными факторами размещения предприятий являются:

  • Безопасность – размещение наиболее важных центров и предприятий ВПК в глубинных районах страны (Урал, Сибирь)
  • Дублирование – размещение в разных районах страны предприятий – дублеров
  • Секретность – размещение предприятий ВПК в специальных закрытых (секретных) городах и предприятиях, допуск в которые ограничен. Особенностью военно-промышленного комплекса является размещение многих его предприятий в закрытых городах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).

4 География предприятий ВПК

1. Авиационная промышленность размещена, как правило, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов, поставляемых сотнями (а иногда и тысячами) смежников. Главные факторы размещения производственных предприятий – удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолетов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Это: Жуковский, Ступино, Балашиха, Раменское. Наиболее крупные центры авиастроения находятся в Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Омске, Новосибирске, Улан-Удэ, Комсомольске-на-Амуре.

Вертолеты производят в Ростове –на- Дону, Казани, Арсеньеве.

КБ имени Бериева в Таганроге. где производятся самолеты-амфибии. (Слайд 4 -7)

Задание: Обозначьте эти города на контурной карте

2. Бронетанковая промышленность нашей страны имеет славную историю и еще недавно пользовалось большим авторитетом в мире. Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Сейчас ведущими центрами производства бронетехники являются:

- Санкт-Петербург (Кировский завод – танки Т-80 и самоходные орудия)

- Нижний Новгород (Нижегородский машиностроительный завод – орудия для БМП-3 и боевые башни для ЗРAК Тунгуска )

- Омск и Нижний Тагил (завод транспортного машиностроения – танки Т-80У - Курган – боевые машины пехоты (БМП) - Арзамас - выпускают бронетранспортеры (БТР)

Задание: Обозначьте эти города на контурной карте

3. Артиллерийско-стрелковое вооружение является очень важной отраслью военно-промышленного комплекса. Самый знаменитый и массовый вид выпускаемого стрелкового оружия – автомат Калашникова, которым пользуются по крайней мере в 55 странах (а в некоторых он даже изображен на государственном гербе). Главные центры производства стрелкового оружия – Тула, Ковров, Ижевск, Вятские Поляны (Кировская область), а ведущий научный центр находится в Климовске (Подмосковье).

Артиллерийские системы выпускаются в основном в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде.

Задание: Обозначьте эти города на контурной карте

4. Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей. Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде и в Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

Задание: Обозначьте эти города на контурной карте

5. Ракетно-космическая промышленность – одна из наиболее наукоемких и технически сложных отраслей. Например, межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) содержит до 300 тысяч систем, подсистем, отдельных приборов и деталей, а крупный космический комплекс – до 10 миллионов. Поэтому ученых, конструкторов и инженеров в этой области гораздо больше, чем рабочих.

Научно-исследовательские и конструкторские организации отрасли сосредоточены в значительной степени в Московском регионе. Здесь разрабатываются МБР (в Москве и Реутове), ракетные двигатели (в Химках и Королеве), крылатые ракеты (в Дубне и Реутове), зенитные ракеты (в Химках). Производство этой продукции разбросано почти по всей России. МБР производятся в Воткинске (Удмуртия), баллистические ракеты для подводных лодок – в Златоусте и Красноярске. Ракеты-носители для запуска космических аппаратов производят в Москве, Самаре и Омске. Космические аппараты производятся там же, а также в Санкт-Петербурге, Истре, Химках, Королеве, Железногорске.

Главным космодромом бывшего СССР был Байконур (в Казахстане), а в России сейчас единственный действующий космодром – в городе Мирный Архангельской области (близ станции Плесецк). Зенитные ракетные комплексы испытывают на полигоне Капустин Яр Астраханской области.

Управление военно-космическими силами и всеми беспилотными космическими аппаратами ведется из города Краснознаменска (Голицыно-2), а пилотируемыми – из центра управления полетами (ЦУП) в городе Королеве Московской области.

Задание: Обозначьте эти города на контурной карте

6. Ядерно-оружейный комплекс – часть атомной промышленности России. Он включает в себя следующие производства.

1. Добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата. В России сейчас действует только один урановый рудник в Краснокаменске (Читинская область). Там же производится урановый концентрат.

2. Обогащение урана (разделение урановых изотопов) происходит в городах Новоуральске (Сведловск-44), Зеленогорске (Красноярск-45), Северске (Томск-7) и Ангарске. В России сосредоточено 45% мировых мощностей по обогащению урана. С сокращением производства ядерных вооружений эти отрасли все более ориентируются на экспорт. Продукция этих предприятий идет как на гражданские АЭС, так и на производство ядерных боеприпасов и на промышленные реакторы для производства плутония.

3. Изготовление тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) для атомных реакторов осуществляется в Электростали и Новосибирске.

4. Наработка и выделение оружейного плутония сейчас осуществляется в Северске (Томск-7) и Железногорске (Красноярск-26). Запасы плутония в России накоплены на много лет вперед, но атомные реакторы в этих городах не останавливаются, поскольку они обеспечивают их теплом и электричеством. Ранее крупным центром производства плутония был Озерск (Челябинск-65), где в 1957 году из-за отказа системы охлаждения взорвалась одна из емкостей, в которой хранились жидкие отходы производства. В результате территория в 23 тыс. км оказалась загрязненной радиоактивными отходами.

5. Сборка ядерных боеприпасов происходила в Сарове (Арзамас-16), Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45) и Трехгорном (Златоуст-16). Разработка опытных образцов осуществлялась в Сарове и Снежинске (Челябинск-70). Первые атомная и водородная бомбы были разработаны в Сарове, где сейчас находится Российский Федеральный ядерный центр.

6. Утилизация ядерных отходов на сегодняшний день является одной из самых сложных экологических проблем. Главным центром является Снежинск, где осуществляется переработка отходов и их захоронение в горных породах.

5 Конверсия – перевод военного производства на выпуск гражданской продукции. При проведении конверсии необходимо сохранить квалифицированные кадры, использовать прогрессивные технологии предприятий ВПК.

Говоря о военно-промышленном комплексе России, нельзя не упомянуть такое понятие, как конверсия военной промышленности (от латинского слова conversic – изменение, превращение). Оно означает перевод военного производства на гражданской продукции. Для России это жизненно необходимо, поскольку прежние объемы производства вооружения сохранять экономически невозможно, да и даже с чисто военной точки зрения не нужно, поскольку бывшие потенциальные противники становятся партнерами России. В то же время в военно-промышленном комплексе сконцентрированы наиболее прогрессивные технологии. Необходимо при конверсии сохранить их, чтобы квалифицированные кадры внесли свой вклад в создание новых гражданских производств.Одновременно с этим необходимо сохранять производство наиболее эффективных видов военной техники, чтобы иметь возможность вооружать российскую армию самым современным оружием, а также поставлять вооружение в другие страны.

Кроме военной продукции, предприятия военно-промышленного комплекса производят продукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях военно-промышленного комплекса. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.

Таким образом, военно-промышленный комплекс концентрирует производство более сложной продукции. Этому способствовал высокий технический уровень большинства предприятий военно-промышленного комплекса. Это был тот сектор народного хозяйства, в котором производство находилось на уровне лучших мировых образцов, а во многих случаях и превышало его.

Источники: http://www.openclass.ru/node/50594

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

Негосударственные военные организации - это... Что такое Негосударственные военные организации?

Негосударственные военные организации, нерегулярные вооружённые силы, иррегулярные армии и т. п. — военные формирования, не являющиеся частью государственных сил, военизированные и полувоенные, партизанские, зачастую нелегальные организации, в том числе террористические. Создателями и членами этих организаций для придания своему движению веса и обозначения его военной направленности нередко используется термин армия (ИРА, АОК и др.).

Действующие военные организации

Военные организации, не существующие в настоящий момент

  • Армия крайова (Armia Krajowa, буквально — Отечественная армия) — польская национальная военная организация, действовавшая в 1942—1945 годах в оккупированной немецко-фашистскими войсками Польше. Подчинялась польскому эмигрантскому правительству в Лондоне. В 1947 году ВИН была разгромлена органами государственной безопасности Народной Польши.
  • Армия людова (Armia Ludowa, буквально — Народная армия) — польская военная организация, действовавшая в оккупированной немецко-фашистскими войсками Польше. Создана по решению Крайовой Рады Народовой (КРН) 1 января 1944 года. Законом КРН от 21 июля 1944года Армия Людова была объединена с 1-й Польской армией в единое Войско Польское.
  • Армия освобождения Косова (Ushtria Çlirimtare e Kosovës, UÇK/УЧК) — албанская организация, боровшаяся за независимость Косова. После войны НАТО против Югославии были легализованы, её члены вошли в состав местной администрации.
  • Красные бригады (итал. Brigate Rosse, часто использовалась аббревиатура BR) — подпольная леворадикальная организация, действовавшая в Италии. Основана в 1970 году. Сочетала методы городской партизанской войны с ненасильственными методами (пропаганда, создание полулегальных организаций на заводах и в университетах). Ставили своей целью создание революционного государства в результате вооружённой борьбы и отсоединение Италии от альянса западных государств (в том числе от блока НАТО). В 1980-х годах группа была практически полностью разгромлена усилиями итальянских правоохранительных органов
  • Народно-освободительная армия Греции (Ελληνικός Λαϊκός Απελευθερωτικός Στρατός) — вооружённые формирования Национально-освободительного фронта, созданные и действовавшие под руководством Коммунистической партии Греции (командующие Арис Велухиотис, Стефанос Сарафис и Андреас Ципас) для борьбы с немецкими и итальянскими оккупантами, а также коллаборационистами. В дальнейшем была реорганизована в Демократическую армию Греции и приняла участие в гражданской войне в стране.
  • Народно-освободительная армия Югославии (НОАЮ) — вооружённое формирование югославских партизан, контролировавшееся коммунистической партией во время Второй мировой войны.
  • Повстанческая армия Украины (махновцы) — вооружённые формирования крестьян-анархистов на Украине в 1918—1921 годах во время Гражданской войны в России. Более известна, как «махновцы».
  • Революционные бригады (порт. Brigadas Revolucionárias) — португальская леворадикальная организация, боевое крыло Революционной партии пролетариата (порт. Partido Revolucionário do Proletariado). Создано в 1970 году для вооружённой борьбы с диктаторским режимом «нового государства» Салазара и Марселу Каэтану. В 1976 году партия и бригады самораспустились.
  • Украинская повстанческая армия (Українська повстанська армія, УПА) — вооружённое крыло Организации украинских националистов — военизированное формирование, на оккупированных нацистской Германией территориях, в период Второй мировой войны. Действовала с весны 1943 года до конца 1953.

См. также

dic.academic.ru

Военные компании на службе страны

В своем выступлении перед депутатами Госдумы глава правительства РФ Владимир Путин неожиданно для многих выступил с поддержкой идеи создания российских частных военных компаний, которые «могли бы предоставлять услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей без участия российского государства». Откровеннее ведь не скажешь. Такая позиция главы правительства – это смена подходов в защите государственных интересов, и, если хотите, выражение столь всеми ожидаемой политической воли России.

Необходимость такого шага продиктована актуальными вызовами, стоящими перед Россией. Наступающий новый колониализм стремительно меняет «контурные карты» планеты. Успеет ли Россия в довольно сжатые сроки выработать условия и механизмы для успешной работы этого нового для РФ инструмента военной политики – вот в чем вопрос.

Скажем прямо, частные военные компании (далее – ЧВК) – это инструмент колониализма. Конец XX века ознаменовал собой финал национального государства как исторического феномена и начало нового наднационального института – корпоративной власти, соединяющей государственные, финансовые и общественные институты. На текущем этапе ЧВК – это динамично растущий рынок, чьи объемы в целом можно сравнить с ведущими индустриями потребления и производства. По ряду данных объем рынка составляет ежегодно в среднем 200 миллиардов долларов [1].

Сам термин «частные военные компании» не в полной мере отражает специфику их деятельности. Сегодня (в отличие, например, от 1970-90х годов) большинство такого рода компаний не столько вовлечены в боевые действия, сколько занимаются обслуживанием соответствующей инфраструктуры – обучают персонал, занимаются консультированием и охранной деятельностью. Когда же это происходит в зонах боевых действий – вот тут-то специфика может и поменяться.

Причины использования ВЧК вполне очевидны. Это экономия финансовых средств, оперативность и результативность. Выгоднее под конкретную задачу подписать контракт с частной компанией, которая уже располагает обученным персоналом, чем вводить армию и содержать гарнизоны. В современных международных военных операциях ЧВК являются равноправным правовым субъектом наряду с вооруженными силами национальных государств.

История вопроса

Показательным историческим примером (с рядом оговорок) является деятельность голландской и британской Ост-Индских компаний. Голландская в 1641 году самостоятельно, без помощи государства, выбила из нынешней Индонезии своих конкурентов – португальцев. Британская же за короткий срок завоевала Индию и ряд других территорий [2]. Правительства обеих стран изящно использовали формально торговые фактории для ведения скрытых войн в мирное время, иначе говоря – занимались захватом территорий, не вовлекая вооруженные силы своих стран. Это был успешный исторический опыт – войну «отдали на контракт», что дало вполне конкретные геополитические результаты.

Второе дыхание ЧВК обрели в середине XX века, в период становления национальных государств стран Третьего мира. Тогда на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке ЧВК выполняли как легальные задачи (обучение армии и спецслужб молодых государств), так и нелегальные (перевороты и спецоперации).

Впервые американское правительство официально прибегло к помощи частных военных компаний для обучения войск своих союзников в 1974 году, когда американская компания Vinnell Corp. принадлежавшая военно-промышленному концерну Northrop Grumman получила контракт на подготовку Национальной гвардии Саудовской Аравии [3]. Согласно некоторым данным стоимость контрактов достигала общей суммы в полмиллиарда долларов [4].

В Африке пионером в области организованного ведения такого бизнеса была (ныне уже несуществующая) южноафриканская компания Executive Outcomes которая возникла в 1989 году во главе с бывшим начальником западноевропейского отдела службы диверсий (Civil Cooperation Bureau) Министерства Обороны ЮАР Эбеном Барлоу [5].

В 90-е годы ЧВК убедительно показали свою способность решать стратегические задачи. Executive Outcomes в период 1993-1996 году сумела полностью подготовить армию Анголы и нанести серьезное поражение силам УНИТА, практически закрыв многолетнюю гражданскую войну [6]. В 1995 году та же компания Executive Outcomes получила контракт с правительством Сьерра-Леоне по подготовке армии Сьерра-Леоне. Фактически же этот контракт означал проведение боевых операций против повстанцев Обьединенного революционного фронта, которые к тому времени вошли в столицу Сьерра-Леоне Фритаун и захватили контроль над рудниками оксида титана Sierra Rutile и бокситов Sierramoco. Компания Executive Outcomes освободила Сьерра-Леоне и уже в течение ряда операций свела до нуля военные возможности мятежников [7]. В итоге в ноябре 1996 года было подписано соглашение о мире в Сьерра-Леоне.

Параллельно схожие процессы шли в Европе. Компания Military Professional Resources Inc., действующая в интересах армии США, в сжатые сроки подготовила вооруженные силы сепаратистских республик бывшей Югославии. Эд Сойстер, тогдашний вице-президент MPRI и бывший шеф DEA (американской военной разведки) заявил 11 мая 1995 года в интервью британской газете Observer: «Мы не можем им сказать, как стрелять, но можем им показать, как лучшим образом организовать своих людей, чтобы те стреляли» [8]. В результате работа этой компании сыграла важную роль в разгроме сербских войск в Западной Славонии (1-2 мая 1995 г), в Книнской Краине (4-8 августа 1995 г.) и в Боснийской Краине (июль-октябрь 1995 г.) [9].

В 1998-99 годах компания осуществила также аналогичную работу в Албании по обучению албанской УЧК ведшей партизанскую войну против сербских войск в Косово и Метохии. После входа американских войск в Афганистан в 2001 году и в Ирак в 2003 году, MPRI получила контракты на создание новых армий Афганистана и Ирака, а впоследствии еще ряд контрактов, в том числе по подготовке воинского контингента Грузии для участия в операциях в Ираке и в Афганистане [10].

Таким образом, к началу этого века в мире появилась достаточно мощная индустрия частного военного предпринимательства с основным работодателем в виде правительства США.

Ныне во всем мире существует широкий рынок подобных услуг, отнюдь не ограничивающийся Ираком и Афганистаном. Но именно Ирак стал полем, на котором произошло становление ЧВК в их современном виде, когда ЧВК стали сосредотачиваться на рынке услуг снабжения и инфраструктурной поддержки.

Не последнюю роль в становлении этого огромного рынка сыграла администрация Джорджа Буша-младшего, чьи ключевые представители были прямо связаны с компаниями-подрядчиками. Halliburton Corporation, чьим главой с 1995 по 1999 год был Дик Чейни, будущий вице-президент США, долгое время была основным мажоритарием компании KBR (Kellogg Brown & Root), которая, в свою очередь, была одним из основных подрядчиков армии США [11].

В 2001 году KBR получила контракт LOGCAP-III на тыловое обеспечение американских войск в Афганистане, Ираке, Джибути а позднее и в Грузии [12]. В 2007 году был подписан тендер на новый контракт LOGCAP-IV общей стоимостью 2,4 миллиарда долларов на обеспечение баз американской армии в Афганистане, Ираке, Гаити и Кувейте [13]. В самой Российской Федерации компания KBR согласно межправительственному соглашению осуществляет с 2009-го года переброску грузов для армии США в Афганистан [14].

Не последнюю роль ЧВК сыграли в процессе замещения и усиления «официальных» войск формально гражданскими, а по сути – профессиональными военными специалистами. Если в годы первой войны в Персидском заливе в сухопутных силах США числилось 780 тыс. человек личного состава, то теперь лишь 480 тыс. Если в 1991 году в дни высадки американцев в Кувейте на 50 кадровых военных приходился один солдат из так называемых вспомогательных сил, то в начале второй иракской кампании один сотрудник PМC (private military companies – так называют фирмы, которые предоставляют заказчику профессиональных солдат) приходился на 10 военных [15].

Активно растущим сегментом деятельности ЧВК является розыскная и разведывательная деятельность. В качестве наилучшего примера можно упомянуть компанию Кролл (Kroll). С началом войн в Афганистане (2001) и в Ираке (2003) году компания активно включилась в охранную деятельность по содействию коалиционным войскам в Ираке и контингенту НАТО в Афганистане. В ряду коммерческих контрактов на охрану, Кролл получила тендер на программу подготовки новой армии Ирака а так же на развитие разведывательной сети в Ираке в интересах коалиционных войск [16]. Эта же компания засветилась и в России. По сообщениям СМИ, в 2002 и 2003 годах компания «Кролл» вела «аудиторскую» работу в интересах компании «Альфа-Групп» [17]. Подобные компании позволяют на совершенно законных основаниях вести техническую и агентурную разведку на территории любого государства, и в отношении любых лиц. Согласно заключениям экспертов, компании подобного типа со временем будут приобретать всё большую роль в войнах и вооруженных конфликтах.

Совершенно особое место занимает в планах администрации Белого Дома использование ВЧК на Ближнем Востоке. Эксперты прямо называют американские и британские ВЧК основным инструментом подготовки вооруженных отрядов оппозиции в Ливии и Сирии [18]. Есть свидетельства и прямого участия специалистов военных компаний в боевых действиях.

Продолжается работа и по укреплению лояльных США режимов. В 2011 году прошла информация о том, что американская компания Reflex Responses получила контракт на 529 миллиардов долларов от наследного принца Абу-Даби шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайянна, по созданию и подготовке в ОАЭ батальона в 800 военнослужащих для ведения охранной и контртеррористической деятельности [19].

Ставка на ЧВК в военном плане сигнализирует об одном очень важном факторе – в обозримой исторической перспективе западные элиты не заинтересованы в широкомасштабных боевых кампаниях. Но это не значит, что следующие десятилетия будут проникнуты духом пацифизма. Масштабное применение ЧВК напрямую связано с дальнейшим курсом на использование непрямых методов в геополитической и геоэономической конкуренции, которая будет только увеличиваться на фоне общей глобальной нестабильности.

Возможные выгоды для России

Что дает России использование ЧВК? В первую очередь – это получение недорогого и эффективного инструмента защиты государственных интересов здесь и сейчас. В настоящее время РФ проходит стадию реформирования военно-политической системы. Очевидно, что не за горами и переформатирование системы разведывательного сообщества. Реформа ГРУ только избавила ведомство от тяжести функций прошлого века. Политическая разведка оправляется от серии тяжелых поражений и ждет кардинальной реорганизации. Очевидно, что в текущем состоянии, СВР не может эффективно решать поставленные задачи. В первую очередь это вызвано отсутствием необходимых ресурсов. Проблема актуальна и для военной разведки.

Вместе с военно-политическим фактором, есть вполне приземленные экономические причины. В ходе двух чеченских компаний армия доказала свою необходимость и защитила целостность и суверенитет России. Вместе с тем, расходы по обеспечению группировки войск на Северном Кавказе ложились тяжким бременем на российский бюджет. Не будем также забывать, что российская армия на протяжении многих лет уверенно возглавляет хит-парад самых коррумпированных институтов нашего государства.

Необходимость появления российских ЧВК существует и для обеспечения интересов отечественного крупного бизнеса. С проблемами безопасности российские компании сталкиваются не только на взрывоопасном Ближнем Востоке, но и в Африке, и в странах Индокитая. Российскому бизнесу необходимо не только обеспечение безопасности в этих странах, но и работа по сбору информации и по лоббированию своих интересов в государственных и структурах. Нередки случаи, когда зарубежные компании под разными предлогами отказывали российским специалистам в оплате их труда, действуя не только беззаконно, но и жестоко. Стоит упомянуть случай в иракском Курдистане, где крупная британская компания, не желая выплачивать денежное довольствие российским служащим, около полугода удерживала их под надуманным предлогом фактически в неволе, принуждая «добровольно» отказаться от своих «претензий». Были случаи, когда российских специалистов, просто, что называется «кидали», оставляя в чужой стране без денег и документов.

Американцы в аналогичных сложных ситуациях создавали частные военные компании, так как обнаружили, что иного пути защиты их интересов нет.

Россия пока имеет союзников среди военно-политического руководства практически на всех континентах. В ключевых регионах планеты – в Африке, на Ближнем Востоке и в Индокитае у нашей страны до сих пор есть ключевое преимущество – выращенные при деятельном участии еще СССР элиты. Но через 10 лет им на смену придет новое поколение, получившее образование на Западе и в Китае.

У России есть и другой немаловажный ресурс: пока существует костяк военной машины Советского Союза – оперативный и руководящий состав разведки и спецподразделений, имеющий опыт действий по всему миру, и вполне успешно легализовавшиеся (в большинстве своем) в реалиях нового мира. Это «спящий резерв» государства, который при желании можно реанимировать.

Все перечисленные плюсы – это не полноценное конкурентное преимущество, а то, что осталось, и что еще можно эффективно использовать. Немногие российские ЧВК, действующие за рубежом, испытывают жесточайший прессинг со стороны своих иностранных конкурентов. При этом правительства США и Великобритании оказывают своим компаниям всемерную поддержку, ставя всевозможные препоны для российских специалистов.

Как создавать российские частные военные компании?

В России сейчас любой инициатор создания ЧВК может загреметь по статье 359 УК РФ «Наемничество», или статье 208 «Создание вооруженного формирования». Подобное весьма мрачное положение дел ставит государство перед необходимостью принципиально определиться с идеологией в отношении двух фундаментальных вопросов

а) частного бизнеса в сфере ОПК и безопасности;

б) гражданской практики использования (хранения, владения) оружием.

В настоящий момент у нас нет какого-либо нормативного правового акта, регламентирующего деятельность частных военных компаний. Во многих странах (например, в США) законодательно допускается деятельность национальных охранных компаний за пределами этих стран. Такая деятельность приравнивается к экспорту военной продукции и подлежит лицензированию.

Международное право в вопросах использования ЧВК руководствовалось до недавнего времени Женевской конвенцией, затем Конвенцией ООН и Документом Монтрё, который подписали уже 22 государства. Последний регламентирует работу ЧВК на международном рынке, его же и признают базовым нормативно-правовым актом в вопросах функционала частных военных компаний.

Совершенно отдельной проблемой стоит вопрос допуска частных лиц к государственной тайне. Такого механизма в отечественной законодательной базе просто нет.

Существующий рынок частных охранных услуг, подразумевающий действия в ситуациях высокого риска, мал и фрагментирован. Фактически его можно поделить на предприятия-«дочки» крупных ФПГ и охранные компании, которые работают на личные политические связи их владельцев. Есть также небольшой сегмент компаний, основанных энтузиастами из военной среды. Их доходы – небольшие контракты за рубежом (главным образом проводка конвоев и судов), которые неинтересны лидерам рынка из-за высокого риска или малой цены. Потенциальная среда ЧВК подвержена тем же болезням, что и весь российский бизнес – коррупция, непрозрачность тендеров, противодействие правоохранителей, отсутствие внятной государственной политики. Лидеры охранного бизнеса в России по причине отсутствия опыта и необходимых навыков ведения бизнеса не способны взять на себя функции локомотива зарождающегося рынка.

Единственным, и, наверное, наиболее эффективным инициатором процесса могут выступить компетентные в международной геоэкономике инвесторы, максимально далекие как от государства, так и от интересов российских ФПГ. В России есть позитивный опыт вхождения в сферу ОПК частного бизнеса весьма далекого от специфики среды, но владеющего инструментарием успешного стартапа и ведения производственного бизнеса в России.

Главными направлениями, требующими обеспечения российских интересов, являются зоны Центральной Азии и Среднего Востока. Данные ареалы являются территорией стратегически важных ресурсных потоков для России и интересны с точки зрения экспорта прямых военных услуг. Большие перспективы имеют рынки стран Африки и Латинской Америки, где вопросы общественной и государственной безопасности актуальны как никогда.

Понимание необходимости ЧВК как инструмента политической и экономической конкуренции уже существует, и выступление Владимира Путина тому порука. Вместе с тем, реализация данного проекта наталкивается на системную проблему нашего государства – дремучесть правовой системы. И одной политической воли здесь будет недостаточно.

Александр Костин

источник: «Terra America» www.terra-america.ru

________________________________________

[1] svpressa.ru/politic/article/54437/
[2] dic.academic.ru/dic.nsf/es/84690/%D0%9E%D0%A1%D0%A2
[3] ko.ru/articles/9541
[4] ko.ru/articles/9541
[5] www.wnd.com/1998/08/3290/
[6] artofwar.ru/w/waleckij_o_w/text_0400.shtml
[7] www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=70795
[8] artofwar.ru/w/waleckij_o_w/chvk.shtml
[9] artofwar.ru/w/waleckij_o_w/chvk.shtml
[10] www.nytimes.com/2002/10/13/business/yourmoney/13MILI.html?scp=1&sq=mpri&st=cse
[11] magazine.rbc.ru/2011/05/01/main/562949980354228.shtml
[12] www.army.mil/article/38607/logcap-iii-task-order-continues-support-in-iraq/
[13] defensebaseactcomp.wordpress.com/2010/02/27/kbr-awarded-2-3b-logcap-iv-task-order-in-iraq-after-poor-performance-evaluation/
[14] artofwar.ru/w/waleckij_o_w/chvk.shtml
[15] via-midgard.info/news/in_midgard/1559-chastnye-voennye-kompaniipmc-vchera-segodnya.html
[16] www.ft.com/cms/s/0/24fa237c-6a13-11db-952e-0000779e2340.html
[17] artofwar.ru/w/waleckij_o_w/chvk.shtml
[18] www.csef.ru/studies/politics/projects/arab_revolution/articles/1244/
[19] www.nytimes.com/2011/05/16/world/middleeast/16prince.html


Дата публикации: 30 апреля 2012 г.

Тэги: Россия НАТО

mirpolitiki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *