Кому принадлежит в россии нефть: Как государство за 20 лет вернуло себе контроль над нефтегазовой отраслью

Содержание

Как государство за 20 лет вернуло себе контроль над нефтегазовой отраслью

1999 Начало поставок газа по трубопроводу Ямал – Европа через территорию Белоруссии и Польши в Германию. До сих пор газ в Европу прокачивался только через территорию Украины.

2000 «Транснефть» вводит в эксплуатацию Балтийскую трубопроводную систему для обеспечения прямого экспорта нефти из России через порт Приморск, а также трубопровод Суходольная – Родионовская для транспортировки сырья через порт Новороссийск. Эти маршруты снизили зависимость российского экспорта нефти от транзита по территории стран Прибалтики и Украины.

2003 Начало дела ЮКОСа. Арестован Михаил Ходорковский, за решеткой он проведет 10 лет.

2004 Главный актив ЮКОСа – «Юганскнефтегаз» – реализуется на аукционе в пользу «Байкалфинансгруп», которая затем перепродаст его «Роснефти». В ходе последующего банкротства ЮКОСа все его главные активы скупит «Роснефть».

2005 Роман Абрамович продал «Сибнефть» «Газпрому». Компания переименована в «Газпром нефть».

2006 «Газпром» получает эксклюзивное право на экспорт трубопроводного газа из России.

2008 Россия и Китай договорились о долгосрочных поставках нефти в Китай по новому трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

2009 Газовая война между Россией и Украиной привела к прекращению транзита газа в Европу почти на две недели – с 7 по 20 января.

2011 «Газпром» построил газопровод «Северный поток» через Балтийское море в Германию, который создает первый прямой маршрут для транспортировки российского газа в ЕС.

2012 «Транснефть» вводит в эксплуатацию трубопроводную систему ВСТО для экспорта нефти в восточном направлении через порт Козьмино и БТС-2 для расширения возможностей экспорта на запад – через порт Усть-Луга.

2013 «Роснефть» покупает TНK-BP и «Итеру» и становится крупнейшей публичной нефтегазовой компанией мира. Правительство разрешает экспорт СПГ независимым производителям.

2014 «Газпром» и CNPC подписывают крупнейший в истории 30-летний договор купли-продажи российского трубопроводного газа в Китай.

2014 По решению суда «Башнефть» была изъята у «АФК Система» Владимира Евтушенкова в пользу государства из-за признания приватизации незаконной. Через два года компанию купит «Роснефть».

2016 20 января цены на нефть Brent рухнули до $24,51 за баррель. ОПЕК и еще 11 стран, не входящих в картель, в том числе Россия, договорились об ограничении добычи нефти. Участники соглашения до сих пор придерживаются его условий.

2017 Отгружена первая партия сжиженного природного газа с проекта «Новатэка» и его иностранных партнеров «Ямал СПГ».

Кому принадлежит нефть, газ и другие подземные вещества?

Интересный вопрос. Кому принадлежит содержимое Земли? и кому оно, по идее, должно принадлежать? сразу скажу, что у меня нет точных ответов на эти вопросы, поэтому я приведу только разные варианты ответов — а как оно есть и должно быть на самом деле, может быть подскажет кто-то из читателей.

Самый простой ответ — что содержимое Земли принадлежит тем же людям, что и её поверхность: частным лицам или общинам людей, которые как-то исторически заполучили, застроили или приобрели те или иные участки почвы. Но, насколько я знаю, по крайней мере в нашей стране (РФ) это не работает: человек может купить или как-то заполучить в аренду только поверхность земли и небольшую прослойку почвы (? во сколько-то метров толщины), но не её внутренности («недра»), а внутренность человеку купить нельзя.

» Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 .  N 2395-1 . Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. (взято из интернета)»

Другой вариант ответа — что содержимое Земли принадлежит жителям государства, в котором (на территории которого) находятся эти земляные внутренности. С этим словесно обычно согласны многие люди, если их напрямую спросить об этом. Но фактически непонятно, как гражданин нашего или другого государства может использовать свою часть, и как эти месторождения можно было бы разделить между отдельными жителями, населением. Тогда, если спросить людей, они согласятся (или предположат), например, что государство как-то организует извлечение, использование и продажу этих веществ, теоретически в интересах всех жителей государства, и распределяет выручку (если она больше себестоимости добычи) на какие-то общенародные нужды, как-то непонятно определяемые. В некоторых нефтяных странах, говорят — в ОАЭ, Кувейте и Саудии, так и есть — граждане получают деньгами свою долю денег, возникающих от продажи ископаемых (у нас, как видно, не получают). В России, конечно, людей больше, чем в Кувейте, кто-то может предположить, что после расхищений ничего не остаётся, но более вероятно, что остаётся всё же.

Третий вариант ответа — что содержимое Земли и доходы от его продажи (если таковые превысят себестоимость добычи) принадлежит тем, кто фактически смог завладеть этим содержимым, неважно каким способом. Это, вероятно, более реалистический ответ — действительно, добычей угля, нефти, газа, алмазов, руды и так далее занимаются определённые корпорации, возглавляемые какими-то пронырливыми людьми, которые обычно государству отстёгивают некоторый налог, чтобы государство их не пересажало и не заменило на других, более податливых людей и послушных.

Можно ещё высказать 4-ю версию, что богатства Земли принадлежат, в первый момент после их извлечения, тем людям, которые осуществляют это извлечение (добычу ископаемых) — нефтянникам, шахтёрам и другим пролетариям и их объединениям, которые добровольно сдают добытые ими вещества (за некоторую мзду) чиновническим корпорациям, которые и распределяют и продают их впоследствии.

Не знаю, как можно в целом ответить на вопрос — кому принадлежит нефть, газ, уголь и металлы в Земле — но третий вариант, мне кажется, более близок к реальности: «кому попало», «кому досталось». И даже если какой-нибудь руководитель страны (РФ), ища справедливости, захочет отобрать у чиновников и олигархов контроль над нефтью, газом, алмазами и проч. , и далее доходы разделить — и тут будет непонятно, между кем разделять. Между жителями тех областей или районов, где вещества нашлись? Между заслуженными нефтянниками и газовиками-пенсионерами, которые искали эти залежи в 1960-х или потомками их? Между всеми жителями тогдашнего Советского Союза, которые чем-то тоже прямо или косвенно участвовали в освоении месторождений? между всеми жителями планеты всех возрастов?

В целом, распределение полезных веществ под землёй и границ государств на поверхности Земли оказалось каким-то запутанным, случайным. Ещё и дерутся между собой разные государства за части планеты, где какие-то залежи имеются. В теории, мне кажется, могли бы люди в далёком будущем договориться, что все внутренности Земли как бы общественные, а если добывающие их корпорации как-то продают излишки, то доход сверх себестоимости добычи должен как-то равномерно распределяться. Или же должны равномерно распределяться сами природные дары. Но на практике сейчас такое распределение почти невозможно осуществить: тогда все будут завышать себестоимость добычи, говоря, что самим не хватает, а разные папуасы, кому ископаемые не нужны, будут торговать своими квотами. А нефтедобывающие страны будут всячески бороться с такими новшествами. В целом, непонятно, как оно лучше должно быть.

А как было бы лучше, как думают читатели? Оставить всё, как есть, или предложить какое-то более интересное и более справедливое решение, распределение веществ или доходов с их продажи? Интересно, какие тут могут быть версии.

Сахалин Энерджи — Общие сведения

Газовоз «Гранд Елена»

Нефтегазовая компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» («Сахалин Энерджи») ведет освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на северо-восточном шельфе острова Сахалин. В задачи компании входят добыча, транспортировка, переработка и маркетинг нефти и природного газа.

Компания работает на основе Соглашения о разделе продукции (СРП). Соглашение подписано между «Сахалин Энерджи» и Российской Федерацией (в лице Правительства РФ и администрации Сахалинской области) в июне 1994 года. Это соглашение стало первым СРП в России.

Акционеры «Сахалин Энерджи»:

Производственные объекты компании:

Платформа «Лунская-А» — первая в России морская газодобывающая платформа ледового класса

По итогам 2020 г., согласно данным, подготовленным в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), выручка «Сахалин Энерджи» оставила 4 383 млн долл. США, чистая прибыль — 1 080 млн долл. США.

Нефть
В 2020 г. компания отгрузила из порта Пригородное около 37,9 млн барр. (4,8 млн т) НГКС Sakhalin Blend, что составило около 54,2 стандартной партии нефти (одна стандартная партия нефти составляет 700,0 тыс. барр.).

Доля нефтяной смеси, отгружаемой «Сахалин Энерджи» в АТР, составляет около 0,3% от суммарного объема нефти, потребляемого в этом регионе.

Сжиженный природный газ
В 2020 г. «Сахалин Энерджи» произвела и отгрузила из порта Пригородное более 11,6 млн т СПГ, что составило около 178,6 стандартной партии СПГ (одна стандартная партия СПГ составляет 65,0 тыс. т).

В 2020 г. доля сахалинского СПГ составила более 3,2% от общемирового спроса на СПГ, около 4,6% от спроса на СПГ в АТР, около 7,9% от спроса на СПГ в Японии, около 4,7% от спроса на СПГ в Южной Корее, более 11,3% от спроса на СПГ в Тайване, более 2,4% от спроса на СПГ в Китае, более 1,6% от спроса на СПГ в Сингапуре.

Природный газ
Всего в 2020 г. российской стороне передано около 1 329,7 млн м³ газа проекта «Сахалин-2».

«Сахалин-2»

Одним из стратегически приоритетных регионов для «Газпрома» на долгосрочную перспективу является Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Государственная политика по формированию газовой промышленности на Востоке России определена в «Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа). Координатором деятельности по ее реализации является «Газпром».

В рамках проекта идет освоение расположенных в Охотском море Пильтун–Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях соглашения о разделе продукции (СРП).

Добытые нефть и газ поступают по транссахалинской трубопроводной системе через объединенный береговой технологический комплекс на производственный комплекс «Пригородное», который включает в себя завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и терминал отгрузки нефти.

11,41 

млн тонн СПГ

произведено в 2018 году

Оператор проекта «Сахалин-2» — компания Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (Sakhalin Energy).

В 2018 году Sakhalin Energy добыла 3,98 млн тонн (28,29 млн баррелей) нефти и 1,58 млн тонн (13,93 млн баррелей) конденсата, а так же произвела 11,41 млн тонн СПГ.

 

Реализация проекта

Апрель 1994

Создана компания Sakhalin Energy.

22 июня 1994

Sakhalin Energy, Правительство Российской Федерации и Администрация Сахалинской области заключили Соглашение о разработке Пильтун–Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции.

1996

Началась реализация первого этапа проекта.

1999

На Пильтун-Астохском месторождении была добыта первая нефть.

2003

Дан старт второму этапу, направленному на комплексное освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений.

2007 

«Газпром» стал участником проекта «Сахалин-2».

2009 

На Сахалине начал работу первый в России завод по производству СПГ. Проектная производительность двух технологических линий завода — 9,6 млн тонн СПГ в год.

2015 

В июне «Газпром» и Shell подписали Меморандум по реализации проекта строительства третьей технологической линии СПГ-завода в рамках «Сахалина-2». Документ определяет целевые сроки выполнения стадии проектирования и реализации проекта, а также дальнейшие шаги и основные принципы взаимодействия сторон при подготовке проекта к окончательному инвестиционному решению.

В декабре Sakhalin Energy приступила к разработке проектной документации.

В рамках проекта идет отработка технологий добычи углеводородов на шельфе и сжижения газа.

Платформа «Моликпак» («Пильтун-Астохская-А»)

Первая в России морская нефтедобывающая платформа. С 1999 по 2008 год платформа была центральным объектом производственно-добывающего комплекса «Витязь», в состав которого входили также двухкорпусное плавучее нефтехранилище (ПНХ) для хранения и отгрузки нефти — танкер «Оха», одноякорный причал (ОЯП) и подводный трубопровод.

На комплексе выполнялись бурение, добыча и отгрузка нефти, а также связанные с этим вспомогательные и разведочные работы. Добыча нефти велась около шести месяцев в году в безледовый период.

С декабря 2008 года платформа работает в круглогодичном режиме. С платформы «Моликпак» нефть через транссахалинскую трубопроводную систему поступает на терминал отгрузки нефти комплекса «Пригородное».

Платформа «Пильтун-Астохская-Б»

Самая крупная платформа, установленная на проекте «Сахалин-2». С конца 2008 года на платформе ведется добыча нефти и попутного газа на Пильтунской площади Пильтун-Астохского нефтяного месторождения. Углеводороды поступают через транссахалинскую трубопроводную систему на завод по производству СПГ и терминал отгрузки нефти комплекса «Пригородное». Платформа спроектирована для круглогодичной эксплуатации в условиях суровых климатических, волновых, ледовых и сейсмических нагрузок.

Платформа «Лунская-А» (ЛУН-А)

Первая в России морская газодобывающая платформа. На платформе ЛУН-А добываются основные объемы газа проекта. Разделение нефти/конденсата и газа, в том числе обработка газа для транспортировки на завод по производству СПГ, производится на объединенном береговом технологическом комплексе. Платформа спроектирована для круглогодичной эксплуатации в условиях суровых климатических, волновых, ледовых и сейсмических нагрузок.

Завод по производству СПГ

Включает в себя две технологические линии и объекты общего назначения. На технологических линиях осуществляется подготовка и сжижение газа. Для производства СПГ используется технология двойного смешанного хладагента, разработанная концерном Royal Dutch Shell.

Эта технология, являющаяся самой передовой на сегодняшний день, была специально разработана для сахалинского завода по производству СПГ, чтобы обеспечить максимальную эффективность производства в условиях холодных сахалинских зим. Проектная производительность завода — 9,6 млн тонн СПГ в год.

Экология и ответственность

Проект реализуется в зоне повышенной сейсмической активности. Для обеспечения безопасности приняты специальные конструкторские решения.

Например, морские платформы спроектированы с таким расчетом, чтобы их конструкции могли выдержать без повреждений и отказов оборудования нагрузки, возникающие при землетрясениях с вероятной повторяемостью один раз в 200 лет.

Аналогичный запас прочности заложен при проектировании завода по производству СПГ, объединенного берегового технологического комплекса, трубопроводных систем.

Запас прочности морских платформ возможен благодаря беспрецедентному использованию «люлечного» механизма (на скользящих маятниковых подшипниках) между верхним строением и железобетонным основанием морских платформ. Установленные на морских платформах опоры скользящего типа позволяют им выдерживать сейсмические нагрузки. В «спокойной» обстановке эти специальные опоры помогают снизить ледовые и волновые нагрузки на платформу и ее оборудование.

При возможных подземных толчках опоры позволят верхним строениям платформы плавно покачиваться на своеобразных шарнирах, тем самым предохраняя конструкцию от разрушения. Это первый пример применения таких технологий в мировой нефтегазовой отрасли.

В 2018 году компания Sakhalin Energy стала лидером рейтинга открытости нефтегазовых компаний России в сфере экологической ответственности.

Могут ли санкции против Беларуси затронуть нефтегазовую отрасль России — Российская газета

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель допустил, что антибелорусские санкции могут коснуться транзита российского газа в Европу через территорию Беларуси. Идею подхватил глава МИД ФРГ Хайко Маас, который сказал, что такой вариант развития событий не исключен.

«Абсолютно непонятен механизм реализации этой угрозы, и в чем здесь будет наказание для Беларуси», — говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он уточнил, что участок газопровода «Ямал-Европа», проходящий по территории республики, принадлежит «Газпрому» и в случае отказа Европы принимать газ по этому маршруту убытки понесет российская компания, продолжая при этом платить налоги в бюджет Беларуси, например, за аренду земли.

Альтернативой для Европы станет увеличение транзита российского сырья через Украину или поставки сжиженного природного газа, но такой вариант не будет выгоден самим европейцам — цена газа возрастет, уточняет аналитик «Финам» Анна Зайцева.

Но на этом неприятности не закончатся, считает Симонов. На территории Польши продолжением газопровода владеет совместное предприятие «Газпрома» и польской госкомпании PGNiG. То есть потери понесет польская сторона, а также владельцы всех дальнейших ответвлений от «Ямал Европа», например, в Германии. Единственный вариант для Евросоюза запретить транзит газа через Беларусь — это всем миром броситься достраивать «Северный поток-2», как можно скорее запустить его, и тогда их трубы не останутся пустыми, подчеркнул эксперт.

С транзитом российской нефти ситуация немного иная. Нефтепроводом «Дружба» на территории республики владеет компания «Гомельтранснефть». Отказ Европы от получения поставок нефти через Беларусь может сильно ударить по экономике страны и повредить российскому экспорту — через республику проходит до 70 миллионов тонн российской нефти, и еще около 20 миллионов тонн предназначаются для белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Для сравнения, весь экспорт российской нефти в 2020 году составил 232 миллиона тонн.

Евросоюз может принять санкции против транзита российской нефти через Беларусь, но им придется искать новых поставщиков, новые маршруты доставки, а все это вылетит в «копеечку», считает аналитик Института развития технологий ТЭК Сергей Алихашкин. По его мнению, убытки в этом случае будут очень большие — НПЗ в Чехии, Польше, Германии, Словакии и Венгрии получают благодаря «Дружбе» нефть до ворот заводов. Из-за санкций им придется доставлять ее морским, железнодорожным и автомобильным транспортом, что сильно увеличит издержки. Бензин в Европе и так дорогой, но конкуренцию на рынке никто не отменял.

Остаются белорусские нефтепродукты. Они экспортируются в Европу, Украину и даже в США. Суммарно, до 11 миллионов тонн в год. Делаются они в основном из российской нефти. По мнению Симонова, в случае санкций против нефтепродуктов из Беларуси весь объем, производимого в республике топлива пойдет через российские порты, что нашей стране только выгодно. Переоформить груз на российские компании особого труда не составит, мы получим увеличение грузопотока через балтийские порты, а белорусские НПЗ не будут снижать производство. А вот страны Прибалтики окончательно лишатся транзита белорусских товаров.

Евросоюз может принять санкции против транзита российской нефти через Беларусь, но ему придется искать новых поставщиков

Есть еще нюанс с Украиной, автотопливо из Беларуси занимает значительную долю на внутреннем рынке страны. Здесь его возмещать придется поставками из других стран, и не из России, что вероятнее всего приведет к сильному подорожанию цен на АЗС.

В итоге любые ограничения и запреты против нефтегазовой отрасли Беларуси окажутся также весьма болезненными для европейских стран. С точки зрения Симонова, вероятнее всего в сфере ТЭК применят санкции против Белорусской АЭС. На фоне массовой пропаганды «зеленой» энергетики такой вариант может легко пройти, а то, что потребители будут больше платить за электричество, это едва ли кого-то волнует.

Украина национализирует скандальный трубопровод. При чем здесь Медведчук? | Украина и украинцы: взгляд из Европы | DW

Указ о возвращении в государственную собственность участка трубопровода «Самара — Западное направление», проходящего по территории Украины, президент Владимир Зеленский подписал 20 февраля 2021 года. Тем самым он ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) о мерах по защите имущественных интересов государства. Как пишут украинские СМИ, контроль над этим участком трубопровода осуществляют люди из окружения Виктора Медведчука, который поддерживает тесные контакты с российским президентом Владимиром Путиным. Чем важен этот объект для Украины? И каким образом он связан с Медведчуком?

Чем важен трубопровод для Украины?

Нефтепровод «Самара — Западное направление» был построен еще в советское время для транспортировки топлива с нефтеперерабатывающих заводов в России через Беларусь на территорию Украины и далее через Закарпатскую область в Венгрию.

Общая протяженность трубопровода с разветвлениями на территории Украины достигает почти полторы тысячи километров. По нему Украина получает, прежде всего, дизельное топливо. На нескольких перевалочных пунктах импортируемое из России и Беларуси горючее закачивается в железнодорожные цистерны или бензовозы для дальнейшей транспортировки по Украине.

Хотя трубопровод «Самара — Западное направление» известен меньше, чем, допустим, нефтепровод «Дружба» или газопровод «Уренгой-Помары-Ужгород», этот объект инфраструктуры имеет стратегическое значение для энергобезопасности Украины. По данным Минэкономики, украинские нефтеперерабатывающие заводы обеспечивают рынок лишь на 20 процентов, остальная доля нефтепродуктов импортируется. В 2020 году 65 процентов рынка автомобильного топлива Украина обеспечила благодаря импорту из России и Беларуси. Львиная доля поставок осуществляется именно по нефтепроводу «Самара — Западное направление».

В 2020 году 65 процентов рынка автомобильного топлива Украина обеспечила благодаря импорту из России и Беларуси

Кому принадлежит труба

В отличие от нефте- и газопроводов, правовой статус которых после распада СССР был урегулирован Украиной и Россией, ситуация с трубопроводом «Самара — Западное направление» оставалась неясной. Ссылаясь на соглашение между Украиной и Российской Федерацией о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 15 января 1993 года, российская государственная компания «Транснефть» предъявила претензии на этот объект, после чего стороны много лет пытались выяснить его статус в судах.

В 2011 году решением Хозяйственного суда Ровенской области право собственности было передано Фонду государственного имущества Украины. Впоследствии это решение было подтверждено апелляционным судом. После обращения СБУ в 2013 году Институт государства и права имени Корецкого НАН Украины провел научно-правовую экспертизу, подтвердившую, что нефтепровод — это государственная собственность Украины, неправомерно присвоенная Россией в 1993 году.

Тем не менее в 2015 году российская «Транснефть» через дочерние структуры повторно обратилась в Хозяйственный суд Ровенской области, мотивируя этот шаг «вновь открывшимися обстоятельствами». На этот раз суд отменил свое решение от 2011 года и передал право на нефтепровод российской стороне. Вскоре после этого «Транснефть» продала трубопровод швейцарской компании International Trading Partners AG. Антимонопольный комитет Украины, который обычно годами согласовывает вопросы подобного рода, на этот раз спустя считанные месяцы дал разрешение на продажу стратегического трубопровода малоизвестной компании из Швейцарии.

А при чем здесь Медведчук?

В соответствии с данными украинского реестра компаний, владельцем International Trading Partners AG является гражданин Германии Анатолий Шефер. О человеке, купившем стратегический нефтепровод, практически ничего неизвестно. В немецких открытых источниках есть данные о нескольких людях с такими именем и фамилией. Но ни один из них не занимается бизнесом. Шефер же сразу после покупки трубопровода присоединился к клубу продавцов российского топлива.

Через швейцарского посредника трубопровод гонит топливо «Роснефти»

По данным реестра таможенных деклараций ImportGenius, еще одна швейцарская фирма, принадлежащая Шеферу, ITC Industry Trading Company SA, в 2017 году стала крупным посредником в экспорте дизельного топлива производства российского государственного концерна «Роснефть». Этот концерн, так же как и «Транснефть», продавшая нефтепровод гражданину Германии Анатолию Шеферу, контролируется людьми из ближайшего окружения российского президента Владимира Путина. «Роснефть» возглавляет бывший сотрудник КГБ Игорь Сечин, а «Транснефть» — еще один выходец из советских спецслужб Николай Токарев, служивший вместе с Путиным в представительстве КГБ в Дрездене.

Продажа трубопровода неизвестному никому немцу сразу же стала поводом для появления в украинских СМИ предположений о том, кто же в действительности является бенефециаром швейцарской компании. Схема продажи трубопровода компании International Trading Partners AG напомнила журналистам процесс перехода телеканала «112»  в 2018 году под контроль людей из окружения украинского депутата и кума Владимира Путина Виктора Медведчука.

Вначале канал также оформили на зарегистрированную в кантоне Санкт-Галлен швейцарскую компанию, которая принадлежала жителю Германии. Новый владелец «112», как выяснили позднее журналисты, занимался продажей подержанных автомобилей, а телеканал впоследствии официально переоформили на близкого соратника Медведчука, его коллегу по парламентской фракции партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Тараса Козака.

Весной 2019 года Анатолий Шефер продал контрольную долю компании-владельца нефтепровода белорусскому бизнесмену и известному в бизнес-кругах топливному трейдеру и владельцу унитарного предприятия «Нефтебитумный завод» Николаю Воробью. Сам Шефер при этом остается миноритарным акционером. Прямые связи Шефера с Медведчуком, которого СМИ называют скрытым владельцем нефтепровода, установить по данным открытых источников невозможно.

Владимир Путин и Виктор Медведчук

В то же время в некоторых журналистских расследованиях отмечается, что с тех пор, как трубопровод оказался под номинальным контролем Шефера, российское топливо по нему гонит, прежде всего, швейцарская компания израильтянина Нисана Моисеева.

Как свидетельствуют данные базы таможенных деклараций ImportGenius, компания Моисеева Proton Energy поставляет в Украину топливо производства компании «Роснефть». Украинские журналисты-расследователи в свое время установили, что Моисеев и Медведчук являются близкими друзьями: израильский бизнесмен даже летал из России на частном самолете украинского политика. При этом существование совместного бизнеса оба отрицают.

Так Украина уже вернула себе нефтепровод?

Еще не вернула. Судьбу этого объекта, по всей видимости, будут решать суды по итогам расследования, которое ведут правоохранительные органы. В 2017 году Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) открыло уголовное производство для изучения обстоятельств, при которых Хозяйственный суд Ровенской области в 2015 году принял решение о передаче права собственности на нефтепровод дочерним структурам российской «Транснефти».

Проверяется также, каким образом «Транснефть» перепродала объект швейцарской компании, принадлежащей Анатолию Шеферу. В рамках этого уголовного производства на имущество швейцарской International Trading Partners AG на территории Украины в июле 2019 года был наложен арест, и с тех пор Шефер безуспешно пытается его разблокировать. Завершение расследования, судебное разбирательство и, в случае обвинительного приговора, вероятный пересмотр решения хозяйственного суда — это процесс, который может длиться годами.

Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) еще в мае 2015 года своим решением обязал кабинет министров определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию части нефтепровода «Самара — Западное направление» и «принять меры по защите имущественных интересов государства». С тех пор СНБО почти шесть лет не возвращался к этому вопросу.

19 февраля 2021 года СНБО констатировал фактическую потерю государственного контроля над этим объектом и постановил, что правительство совместно с СБУ должно провести проверку и выяснить, почему решение СНБО от 2015 года не было выполнено, а также насколько законным было отчуждение нефтепровода. Защищать интересы государства «в вопросах прав собственности на части нефтепровода», в соответствии с рекомендацией СНБО, должны прокуратура и Национальное антикоррупционное бюро Украины.

Смотрите также:

  • «Дружба» — немецкая газовая труба в украинской степи

    Отрезок трубы на память

    Это — часть оригинальной газопроводной трубы, которую до сих пор бережно хранит бывший сварщик Теодор Герменайт. Сам он провел на стройке два года. В Светловодске возле Кременчуга находилась база немецких сварщиков.

    Автор: Роман Гончаренко


Нефть Шотландии как жемчужина британской короны

  • Яна Литвинова
  • Русская служба Би-би-си, Лондон

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Сторонники независимости Шотландии возлагают основные надежды на доходы от добычи нефти

Запасы нефти и газа в Северном море, безусловно, являются самой большой драгоценностью Шотландии, или вернее, самым пышным (национальным) цветком чертополоха в венке шотландской независимости.

Впрочем, речь идет не о таких уж больших запасах. По самым оптимистичным прогнозам в Северном море остается до 24 млрд баррелей «черного золота», которого должно хватить на 30-40 лет интенсивной добычи.

Добыча эта, однако, постоянно падает, не в последнюю очередь из-за неизбежного устаревания оборудования и острой необходимости капиталовложений в разведку и добычу.

Кому же принадлежит нефть Северного моря и сможет ли она помочь шотландцам добиться устойчивой и процветающей независимой экономики, если они решат отделиться от Соединенного Королевства?

Это зависит от того, с какой стороной в предстоящем референдуме вы обсуждаете эту проблему, и, безусловно, станет предметом яростных споров между политиками в Эдинбурге и Лондоне, если Шотландия решит-таки пойти своим путем.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, которую ратифицировала Британия (хотя и не Шотландия, которая пока что еще не стала самостоятельным государством), территориальные воды и исключительная экономическая зона того или иного государства определяются путем проведения так называемой срединной линии между двумя государствами.

Если такую линию провести между Англией и Шотландией, то почти 91% запасов нефти в Северном море остается у шотландцев. Если же делить нефтяные запасы в соответствии с процентом населения, проживающего по обе стороны границы, то шотландцам достаются лишь почетные 9%.

«И запируем на просторе»

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Шотландские националисты уверены, что они сумеют повторить успех Норвегии, и максимально использовать нефтяные запасы страны

Несложно сообразить, как делят запасы в Северном море сторонники независимости. Однако лидер шотландских националистов Алекс Салмонд, который до того, как стал политиком, подвизался на поприще экономики нефтедобычи, прекрасно знает, что добыча пока еще британской нефти постоянно падает. В прошлом году, например, она снизилась почти на 17%.

С 1964 года, когда британское правительство выдало первую лицензию на разработку месторождений Северного моря, из него было добыто порядка 40 млрд тонн нефти.

Оставшиеся запасы, разработка которых еще не началась, оцениваются чуть более чем в половину этого количества, в 24 млрд тонн, что соответствует примерно 30-40 годам добычи.

Правительство Шотландии предсказывает, что к 2018 году общие налоговые поступления в независимую казну составят порядка 57 млрд. фунтов стерлингов, тогда как центральное британское бюро бюджетных поступлений считает, что к этому году число налоговых поступлений от добычи нефти снизится на 38%.

Партия шотландских националистов SNP любит приводить в пример Норвегию. Небольшое скандинавское государство обладает населением в 5 млн человек, что вполне сравнимо с 5,3 млн шотландцев. Однако отложенные норвежцами «на черный день» средства составляют колоссальную сумму почти в 500 млрд долларов США, полученную в результате 10-процентных отчислений от нефтяных доходов.

Британия же, вместо того, чтобы копить нефтяные доходы тратила их по мере поступления, что Алекс Салмонд обязуется немедленно прекратить.

На доходы от нефти он планирует быстро выплатить все национальные долги и начать развивать местную экономику.

«Это наша нефть»

Автор фото, Gerry Images

Подпись к фото,

Спор о том, кто должен получать доходы от нефти в Северном море, идет с прошлого века

Вопрос о том, какая часть Соединенного Королевства должна получать максимальную выгоду от добычи нефти, далеко не нов в британской политике.

Еще в 70-х годах прошлого века SNP вела предвыборную кампанию в парламент под лозунгом: «Это — шотландская нефть».

Националисты уже тогда утверждали, что Шотландия может и должна стать независимой, и что нефтяные доходы должны принадлежать ей, а не всему Соединенному Королевству.

И тут мы вступаем в довольно мутные юридические воды.

Шотландия (пока что) не является суверенной державой. Следовательно, она не обладает и признаваемыми международным правом морскими границами. На настоящий момент нельзя говорить о «Шотландском секторе» Северного моря.

Однако в Великобритании существуют две юридические системы: шотландская, применимая, как вы понимаете, в Шотландии, и английская – применимая в Англии и Уэльсе.

Именно поэтому, по конституционному законодательству Соединенного Королевства, существующий британский сектор Северного моря делится на английскую и шотландскую составляющие.

Тем не менее к настоящему моменту доходы от нефтедобычи в Северном море рассматриваются британской казной как так называемые «экстрарегиональные» ресурсы. Это означает, что они не могут быть привязаны ни к какому региону страны. Впрочем, этот аргумент должен отпасть сам собой, если и когда Шотландия станет независимым государством.

Нефтяная кубышка

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Первый министр Шотландии Алекс Салмонд уверен, что сумеет обеспечить более справедливое распределение нефтяных доходов

Пример Норвегии показывает, что нефтяные доходы могут служить очень мягкой и полезной соломкой в случае неожиданного падения экономики.

Сама Норвегия начала откладывать нефтяную «десятину», чтобы подстраховаться, когда придется заботиться о стареющем населении.

Министр финансов Шотландии Джон Свинни утверждает, что на нефтяные доходы суверенная Шотландия сможет создать свой собственный резервный фонд.

Сторонники независимости уверены, что такие накопления могут помочь, во-первых, подстраховаться от флуктуаций цен на нефть, а во-вторых, обеспечить социальные обязательства правительства.

SNP пребывает в полной уверенности, что при любом развитии событий независимая Шотландия начнет свой путь с лучшим финансированием общественных проектов, нежели в составе Великобритании. Резервный нефтяной фонд при этом начнет пополняться уже через два года.

Свой оптимизм националисты основывают на том, что Шотландия поставляет 9,5% в британскую казну, при том что проживает в ней всего 8,4% населения Соединенного Королевства. Простая арифметика показывает, что в одиночку шотландцы немедленно станут богаче.

Если бы не необходимость отдавать нефтяные деньги в общую казну, то за последние пять лет каждый житель Шотландии, по мнению аналитиков SNP, мог бы быть богаче более чем на полторы тысячи фунтов.

Шотландия, по их мнению, таким образом в составе Британии потеряла возможность распоряжаться доходами, которые бы обеспечили ее жителям «настоящее процветание».

Хотя можно ли считать процветанием полторы тысячи фунтов, растянутые на пять лет – это большой вопрос.

«Бредовые предположения»

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Лидер кампании за сохранение Шотландии в составе Соединенного Королевства Алистер Дарлинг считает планы по созданию нефтяного резервного фонда Шотландии нереалистичными

Главный человек в британской правительственной кампании за сохранение Шотландии в составе британской короны Алистер Дарлинг отмел идею о создании шотландского нефтяного фонда.

По его словам, шотландцы тратят на свои социальные нужды больше, нежели поставляют в общую казну, и, следовательно, чтобы начать пополнять свой финансовый запас, независимому правительству придется брать деньги в долг. Что, согласитесь, как-то лишает смысла все предприятие.

Дарлинг высказался совершенно недвусмысленно: «Это полный бред, брать деньги в долг, чтобы потом вкладывать их в резервный фонд. Вы создадите не нефтяной фонд, а заемный фонд, который, в конечном итоге, обойдется вам дороже. И эти дополнительные деньги придется изымать из других статей расхода».

Слишком сильная зависимость от нефтяных доходов, по словам многих аналитиков, может привести к росту заёмных средств, что отнюдь не способствует национальному благосостоянию в долгосрочной перспективе.

«Пришло время разбрасывать камни»

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Нефтяная отрасль Шотландии требует серьезных инвестиций в разведку и добычу

Как бы ни спорили между собой сторонники и противники независимости, в одном они вынуждены согласиться друг с другом: добыча нефти в Северном море падает.

Причин тут несколько: и повышенные требования к соблюдению безопасности как для людей, так и для окружающей среды, и, следовательно, большие капиталозатраты, и стареющее оборудование, и опять же, необходимость дополнительных инвестиций.

Правда, падает эта добыча не так сильно, как было предсказано в прошлом году. Тогда аналитики нефтяных и газовых корпораций в Британии опасались, что спад в производстве может достичь 22%, однако в результате падение оказалось не таким сильным.

С одной стороны, этому нельзя не радоваться, с другой – замедленное падение все равно является падением. Нефтяные компании в Северном море стоят перед решением самой крупной проблемы за последние 50 лет: необходимостью серьезных капиталовложений в бурение новых скважин и обновление устаревающего оборудования.

В прошлом году было пробурено всего 15 разведывательных скважин, а необходимые инвестиции исчисляются миллиардами. Если быть точным, то аналитики говорят о необходимости вложить 35 млрд фунтов для того, чтобы «достать» дополнительные 3 миллиарда баррелей нефти.

Без этих капиталовложений нефть в Северном море может оказаться тем самым журавлем в небе, которого очень хочется достать, но вот никак не получается.

Кадры решают все

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

У Шотландии уже есть высококвалифицированные кадры для развития нефтяной индустрии

Да, необходимость инвестиций является важным фактором в дальнейшем развитии нефтяного сектора Шотландии.

Однако у него уже есть неплохая стартовая позиция. Нефтяная столица Шотландии – Абердин — уже является сосредоточением высококвалифицированных кадров, занятых в добыче и переработке нефти, торговле ею и юридической поддержкой добычи энергоресурсов.

В настоящий момент политический контроль над налогообложением нефтяного сектора осуществляется из Вестминстера, однако советы о том, как именно регулировать нефтедобычу, какими налогами облагать и каким правилам она должна подчиняться, исходят из Абердина.

Крупные нефтяные корпорации уже давно используют Абердин как основной индустриальный центр для своих операций на суше.

На этом фоне Абердин превратился в фактическую экономическую столицу Шотландии, что лишний раз подтверждают постоянно растущие цены на недвижимость, несмотря на то, что в других регионах Соединенного королевства картина получается не настолько радужная.

Большую часть населения города составляют работники нефтяного сектора, съехавшиеся сюда со всего мира, которые останутся в нем, вне зависимости от того, будет ли Шотландия частью Соединенного Королевства или же станет независимым государством.

Как будем делиться?

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Решение о том, как делить нефть, невозможно без решения других вопросов, в том числе обороны и финансов независимой Шотландии

Учитывая географическое расположение нефтяных месторождений в Северном море, трудно спорить с тем, что их львиная доля приходится на шотландскую территорию.

Однако, боюсь, что Эдинбургу с Лондоном придется сломать немало копий в спорах о капиталовложениях, сделанных в добычу шотландской нефти со стороны международных и английских компаний. Без их начального капитала эта нефть так бы и лежала нетронутой под морским дном.

К тому же, будущие переговорщики из Вестминстера (если до этого вообще дойдет дело) вспомнят количество дотаций (превышающих нефтяные доходы), которые Шотландия получала от центрального правительства, и спасение оказавшегося на грани банкротства Королевского банка Шотландии (RBS) «всем миром», то есть на деньги всех налогоплательщиков Соединенного Королевства.

Вопрос о нефти нельзя рассматривать в отрыве и от других важных вопросов, например, от того, кто и как будет осуществлять оборону новой страны, а также кто и как будет платить за ее социальные программы.

Россия и Индия подписали соглашение о поставках нефти, переговоры о необходимости стабильных цен ведутся

Особенности

Роснефть подписала контракт на поставку нефти до конца 2022 года с Indian Oil Corp.

Рынок стратегического роста в Индии для крупнейшего производителя нефти в России

На переговорах также обсуждались вопросы сотрудничества в области низкоуглеродной энергетики

Россия и Индия подписали 6 декабря новые соглашения о сотрудничестве в области энергетики, включая контракт с «Роснефтью» на поставку почти 15 миллионов баррелей нефти третьему по величине потребителю нефти в мире в 2022 году, согласно заявлениям правительства и компаний.

Не зарегистрирован?

Получайте ежедневные оповещения по электронной почте, заметки для подписчиков и персонализируйте свой опыт.

Зарегистрироваться

Обе страны также признали важность диалога между потребителями и производителями для обеспечения стабильных цен на энергоносители. По оценке S&P Global Platts, нефть марки Dated Brent с начала года выросла на 43% и в начале декабря торговалась примерно на 70 долларов за баррель, несмотря на сохраняющиеся опасения по поводу пандемии COVID-19.

«Подписание нового контракта на поставку нефти подтверждает стратегический характер долгосрочного партнерства между« Роснефтью »и Indian Oil», — говорится в заявлении главы «Роснефти» Игоря Сечина.

Крупнейший производитель сырой нефти в России заявил, что согласился на контракт на поставку до 2 млн т, или около 14,66 млн баррелей нефти к концу 2022 года. Поставки будут осуществляться через российский черноморский порт Новороссийск, сообщила компания. .

Роснефть владеет 49.13% акций индийской компании Nayara Energy, владеющей нефтеперерабатывающим заводом Vadinar мощностью 20 млн т / год.

Кремль также заявил, что обе страны признают важную роль диалога между потребителями и производителями.

«Индия подчеркнула необходимость ответственного и информированного рыночного ценообразования на мировые поставки энергии. Обе стороны отметили важность диалога между потребителями и производителями для стабилизации цен на энергоносители».

Возобновляемая энергия

Во время визита президента Владимира Путина в Индию обе стороны «подтвердили свою приверженность увеличению добычи российской нефти по долгосрочным контрактам по льготным ценам и увеличению импорта СПГ в Индию с возможным использованием Северного морского пути для поставок энергоносителей.«

Россия и Индия активно сотрудничают в области энергетики, включая доли индийских компаний в российских проектах по разведке и добыче нефти «Сахалин-1», «Ванкорнефть» и «Таас-Юрях».

«Стороны также договорились рассмотреть перспективы расширения сотрудничества в области гидро- и тепловой энергетики, энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии», — заявили в Кремле.

Также обсуждалось продолжение совместной работы по развитию платежей в национальных валютах для сокращения затрат, времени и рисков, связанных с платежами.Интерес к недолларовым платежам, в том числе за энергоресурсы, в России вырос в последние годы из-за риска того, что западные санкции могут ограничить доступ российских компаний к доллару в будущем.

Серия договоров

Во время двустороннего ежегодного саммита в столице Индии Путин обсудил с премьер-министром Индии Нарендрой Моди целый ряд вопросов сотрудничества в области торговли и энергетики.

«Мы также придерживаемся долгосрочного видения по углублению наших отношений в экономическом секторе», — сказал Моди на саммите.

Россия согласилась увеличить импорт СПГ в Индию и возможное использование Северного морского пути для поставок энергоносителей, включая нефть и газ. «Мы поставили цель к 2025 году достичь 30 миллиардов долларов в торговле и 50 миллиардов долларов инвестиций», — сказал Моди.

Российская нефтяная компания «Роснефть» подписала по одному меморандуму о взаимопонимании с индийской государственной нефтеперерабатывающей компанией №1 Indian Oil Corp. и ONGC Videsh.

В то время как соглашение с IOC направлено на продление предыдущего соглашения о поставках нефти с Роснефтью, соглашение с консорциумом под руководством OVL направлено на содействие образованию и обучению в нефтегазовом секторе.

Кроме того, МОК и «Гразпромнефть» договорились о сотрудничестве в области технологии гидрокрекинга вакуумного газойля, каталитической изодепарафинизации и регенерации катализатора для катализатора с неподвижным слоем, говорится в заявлении, опубликованном в Нью-Дели после саммита 6 декабря.

Обе страны договорились о расширении сотрудничества в области развития газовой инфраструктуры и проектов распределения, использования природного газа на транспорте и новых видов топлива, включая водород.

Обе страны также договорились о расширении сотрудничества за счет российского участия в индийском нефтехимическом секторе посредством инвестиционных, технологических и других средств сотрудничества.

Между МОК и российской интегрированной нефтехимической компанией СИБУР было достигнуто соглашение об изучении возможности создания крекинг-установки с двойным питанием вместе с последующими установками в Парадипе на восточном побережье Индии, говорится в заявлении.

Как нефть сдерживает Россию и как она может ее спасти, JSTOR

Абстрактный

После распада Советского Союза Россия стала все более зависимой от нефти, которая стала гарантией плохой политики и позволила Путину подкупить ключевые округа и массы.Но нефть также может стать ключом к спасению России. Запасы дешевой нефти на исходе, и лучшая надежда России отреагировать на надвигающийся кризис — это те изменения, которые либеральные реформаторы продвигали в течение многих лет.

Информация о журнале

С 1922 года Совет издает «Иностранные дела», самое влиятельное издание Америки по международным делам и внешней политике. Это больше, чем журнал — это международный форум, на котором собираются самые важные новые идеи, анализируются и обсуждаются самые важные мировые проблемы.Статьи, опубликованные в журнале Foreign Affairs, неизбежно будут определять политический диалог на месяцы и годы вперед. Поскольку Америка более чем когда-либо вовлечена в мир, Foreign Affairs оказывает особенно ценную услугу своим читателям. Педагоги помогают учить завтрашних лидеров и мыслителей также может принести пользу иностранным Дел через свой веб-сайт, книги и академические ресурсы, включая наша специализированная программа учебников «Среди народов» на сайте www.AmongNations.com.

Информация об издателе

Совет по международным отношениям, основанный в 1921 году, является независимым, беспартийным членская организация, аналитический центр и издатель, стремящиеся быть ресурсом для его членов, государственных служащих, руководителей предприятий, журналистов, преподавателей и студенты, общественные и религиозные лидеры, и другие заинтересованные граждане в чтобы помочь им лучше понять мир и выбор внешней политики перед США и другими странами. Совет спонсирует несколько сотен встречи каждый год, предоставляет актуальную информацию и аналитические материалы на своем веб-сайте (CFR.org) и издает журнал Foreign Affairs, выдающийся журнал в данной области, а также десятки других отчетов и книг от известных экспертов.

Российская нефтяная промышленность на перепутье как возрастная инфраструктура

Задача переезда на арктический шельф, как недавно заявил г-н Сечин, «более амбициозна, чем первая прогулка человека в космос или отправка человека на Луну.«И, по его мнению, и по мнению руководства России, идеальным инструментом для такого предприятия является крупная государственная корпорация, такая как« Роснефть ».

Но теперь, совершенно неожиданно, появилась новая разработка. Новая добыча, происходящая из десятков месторождений так называемой плотной нефти — месторождений, доступных с помощью новых горизонтальных технологий — по всему североамериканскому континенту, внезапно сделала Соединенные Штаты самым быстрорастущим производителем нефти в мире, за которым следует Канада.

За историей с труднодоступной нефтью пристально наблюдают в Москве, где российские нефтяники и политики быстро осознали для себя ее огромные потенциальные перспективы. В то время, когда унаследованные от России месторождения истощаются, тяжелая нефть — по крайней мере теоретически — может привести к возрождению. Некоторые в российском нефтяном сообществе даже начинают говорить, что главным нефтяным приоритетом России теперь должны быть не арктические шельфы, а труднодоступная нефть.

И все же, как говорится в русской пословице, вязкая нефть «не похожа на прогулку по полю.«Вязкая нефть обычно требует подходов, тщательно адаптированных к каждому месторождению, искусного сочетания технологий, множества проб и ошибок, а также строгого контроля над затратами. «Революция плотной нефти» в Соединенных Штатах была в основном делом малых и средних компаний.

Следовательно, еще предстоит увидеть, как быстро добыча трудноизвлекаемой нефти может распространиться на остальной мир. Этот вопрос особенно остро стоит в России, где на независимые компании приходится едва ли 5 ​​процентов от общей добычи нефти, а государственное регулирование часто препятствует внедрению новых технологий.

Таким образом, российским лицам, принимающим решения, предстоит не просто переезд в новые регионы и новые технологии. Масштабы арктического шельфа требуют больших компаний. Но, потратив десять лет на восстановление крупного государственного нефтяного лидера, российские руководители также должны сосредоточиться на поощрении как можно большего разнообразия инновационных компаний и подходов. Разнообразие подходов поможет России обеспечить свое нефтяное будущее.

Тейн Густафсон — профессор государственного управления Джорджтаунского университета и старший директор IHS Cambridge Energy Research Associates.Его последняя книга — «Колесо фортуны: битва за нефть и власть в России».

Россия скоро сможет контролировать американскую нефтяную компанию

Россия находится на грани получения контроля над американской нефтяной компанией.

По безумному повороту международных событий российская государственная нефтяная компания «Роснефть» может в конечном итоге стать владельцем Citgo, американской энергетической компании, базирующейся в Хьюстоне, штат Техас.

Это не прямое поглощение. Вместо этого он зависит от способности государственной нефтяной компании Венесуэлы выплатить свой российский кредит.Венесуэльская компания владеет Citgo, которая использовалась в качестве обеспечения по кредиту.

Депутаты-республиканцы и демократы очень встревожены. В последние дни в горячих письмах администрации Трампа члены Конгресса и сенаторы предупреждали, что если Россия овладеет Citgo, это может стать большой проблемой для национальной безопасности США.

«Мы крайне обеспокоены тем, что контроль« Роснефти »над крупным поставщиком энергоносителей в США может создать серьезную угрозу энергетической безопасности Америки, повлиять на потоки и цены на бензин для американских потребителей и подвергнуть критическую инфраструктуру США угрозам национальной безопасности», — заявляют обе партии. Группа сенаторов во главе с республиканцем Марко Рубио из Флориды и демократом Бобом Менендесом из Нью-Джерси написала в понедельник письмо министру финансов США Стиву Мнучину.

Все это происходит из-за высокой напряженности между США и Россией из-за конфликта в Сирии, киберпреступности и вмешательства России в выборы в США, а также других споров. «Роснефть» также в настоящее время находится в санкционном списке США за «нарушение международного права и разжигание конфликта на Украине».

По теме: Как Россия вас взламывает

Как российская «Роснефть» дошла до этого

Вся эта ситуация проистекает из того факта, что Венесуэла в последнее время отчаянно нуждалась в деньгах.Государственная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos de Venezuela (PDVSA) владеет Citgo с 1980-х годов. В обмен на кредит от «Роснефти» в декабре нефтяная компания Венесуэлы выставила в залог крупную долю (49,9%) в Citgo.

Если PDVSA не сможет вовремя оплатить счета, Роснефть почти наверняка получит контроль над Citgo. Все, что нужно было сделать «Роснефти», — это купить еще несколько облигаций PDVSA, чтобы превысить 50-процентный порог владения.

«Русские могут многое выиграть за счет передачи активов PDVSA-Роснефть-Citgo в ущерб интересам США», — написали конгрессмен-республиканец Джефф Дункан и конгрессмен-демократ Альбио Сайрес в письме к Мнучину в четверг.«Мы настоятельно призываем ваше немедленное внимание и рассмотрение этого вопроса».

Мнучин — председатель Комитета по иностранным инвестициям в США, который определяет, является ли иностранное владение американскими компаниями или активами хорошей идеей.

Хотя Венесуэла или PDVSA не закончатся деньги сразу, есть разумная вероятность, что они закончатся к концу 2017 года. Это может означать, что PDVSA не сможет выплатить российский заем.

Этого не произойдет на этой неделе, говорит Франсиско Мональди, научный сотрудник по латиноамериканской энергетической политике из Института Бейкера Университета Райса.«Но они могут объявить дефолт со следующей крупной выплатой в октябре или ноябре».

Связано: Крупное открытие нефти на Аляске — крупнейшая находка на суше за 30 лет

Россия давно играет в политику со своими запасами нефти и газа. Он несколько раз перекрывал подачу газа в Украину, будучи недоволен тем, что там происходит. Это одна из основных причин, по которой Европа пытается отказаться от российского газа из соображений национальной безопасности.

Однако, даже если «Роснефть» получит контроль над Citgo, маловероятно, что Россия сможет что-то сделать, чтобы повлиять на цены на нефть и газ в США.

«Русские не могут удерживать США в заложниках», — говорит Джон Лафорж, эксперт по энергетике и глава отдела стратегии реальных активов Wells Fargo. Он говорит, что Citgo перерабатывает около 800 000 баррелей нефти в день.

Хотя это и не так мало, это лишь небольшая часть из почти 20 миллионов баррелей нефти, которые США потребляют ежедневно. По словам Лафоржа, если «Роснефть» прекратит перерабатывать нефть на трех НПЗ Citgo в США, «другие НПЗ с радостью воспользуются этой слабостью».

Citgo и Казначейство США не ответили на запрос CNNMoney о комментарии.

— Кристина Сгуелья из CNN внесла свой вклад в создание этой истории.

CNNMoney (Нью-Йорк) Впервые опубликовано 10 апреля 2017 г .: 20:53 по восточноевропейскому времени

Европа отказывается от ископаемого топлива после десятилетней зависимости от России: NPR

Многие западные лидеры считают Россию ответственными за резкий рост цен на природный газ в Европе. Вид из Москвы несколько иной.

АЙЛСА ЧАНГ, ХОЗЯИН:

Цены на природный газ в Европе снижаются после того, как на этой неделе Россия начала поставлять больше газа.Это долгожданное облегчение для европейцев после года, когда цены удвоились, а иногда даже утроились, поскольку Россия замедлила поставки газа. На фоне рыночных потрясений некоторые аналитики видят свидетельства того, что Европа стала слишком зависимой от России, ее крупнейшего поставщика газа. У Чарльза Мэйнса из Москвы есть больше.

ЧАРЛЬЗ МЭЙНС, БАЙЛАЙН: На фоне всех упреков между Россией и Европой по поводу нынешних цен на импортный газ профессор Джорджтаунского университета Тейн Густафсон дает такой совет.

THANE GUSTAFSON: Эта история действительно иллюстрирует важность дальновидности.

МЭЙНС: Историк российской энергетики, Густафсон говорит, что для понимания газовой политики Кремля необходимо вернуться к концу 1960-х — началу 1970-х годов с открытием огромных нефтегазовых месторождений в Западной Сибири …

(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

НЕИЗВЕСТНОЕ ЛИЦО №1: (говорит не на английском языке).

МЭЙНС:… что советские пропагандисты назвали сенсацией ХХ века.

ГУСТАФСОН: Неожиданно у Советского Союза появилась перспектива экспорта газа. Но у них нет финансов, и у них нет возможности строить трубопроводы.

(ЗВУК ТЕЛЕШОУ, «NBC NIGHTLY NEWS»)

ДЖОН ЧАНЦЛЕР: Нефтедобывающие страны арабского мира решили использовать свою нефть в качестве политического оружия.

МЭЙНС: В то время собственные энергопоставки Европы вызывали сомнения из-за угроз энергетического эмбарго и блока нефтедобывающих стран, известного как ОПЕК.Итак, Европа и Советы заключают сделку — Запад будет строить трубопроводы, а Советы будут поставлять газ.

ГУСТАФСОН: Столкнувшись с перспективой эмбарго ОПЕК, советский газ выглядит как находка.

MAYNES: Так начинается странное, продолжавшееся десятилетия партнерство между коммунистической Россией и капиталистической Европой. В результате последовавших политических оттепелей, вспышек кризиса и даже распада СССР бизнес продолжал работать, а газ продолжал поступать.

ГУСТАФСОН: Когда у вас есть конвейер, у вас есть отношения, нравится вам это или нет.

MAYNES: Это подводит нас к сегодняшнему дню и к России президента Владимира Путина и государственной компании, унаследовавшей эти отношения, — «Газпром».

(ЗВУК ВИДЕО «О ГАЗПРОМЕ»)

НЕИЗВЕСТНОЕ ЛИЦО №2: «Газпром» — крупнейшая компания по добыче и доставке природного газа.

МЭЙНС: Сегодня компания может похвастаться сетью новых трубопроводов, которые только укрепили эти энергетические связи. В настоящее время Россия обеспечивает более одной трети всего европейского газа, что вызывает обвинения в том, что Европа оставила себя открытой для российских манипуляций.

МИХАИЛ КРУТИХИН: Многие страны востока Европы критически зависят от поставок из России.

MAYNES: Михаил Крутихин из RusEnergy Consulting в Москве входит в число недоброжелателей «Газпрома». Он говорит, посмотрите на соседнюю Украину. Страна когда-то была важной артерией для экспорта российского газа в Европу, только «Газпром» вложил миллионы в перенаправление газа по стране с тех пор, как в 2004 году политика Украины сместилась в сторону ЕС.

КРУТИХИН: Это была политическая цель — наказать Украину за то, что она вела себя не так, как сателлит России.

МЭЙНС: Теперь Россия завершила строительство трубопровода в обход Украины, на этот раз прямо в Германию; проект под названием «Северный поток 2». Крутихин говорит, что «Газпром» пока сдерживает поставки природного газа, чтобы получить разрешение регулирующих органов на строительство трубопровода и долгосрочные контракты с Европой.

КРУТИХИН: «Газпром» хочет показать европейцам, от кого они зависят, и потребовать особого отношения к «Газпрому». Так что это шантаж.

MAYNES: Сергей Пикин из Московского фонда развития энергетики придерживается более щедрой точки зрения.Он говорит, что в условиях нынешнего энергетического кризиса да, политика иногда мешает, но «Газпромом» движут базовые рыночные стимулы и стремление к долгосрочным прибылям. Это включает в себя последний скачок цен.

СЕРГЕЙ ПИКИН: (через переводчика) «Газпром» может больше производить? Это могло бы. Но почему? Что происходит в ситуации, когда вы поставляете газ на дефицитный рынок? Цена падает. Какой поставщик будет производить больше с полной гарантией снижения цены?

MAYNES: Никто не спорит — «Газпрому» также приходится бороться с внутренним спросом в России. Семьдесят процентов газа «Газпрома» поступает в российские дома. И даже с большими скидками на бензин россияне тоже могут быть жесткими покупателями.

(ЗВУК ПЕСНИ «ОБРАЩЕНИЕ К АКЦИОНЕРАМ ОАО« ГАЗПРОМ »)

СЕМЕН СЛЕПАКОВ: (Поет не на английском языке).

MAYNES: В этой песне комика Семена Слепакова из 2012 года высмеивается прибыль, полученная «Газпромом», поскольку среднестатистическим россиянам остается буквально платить по счетам.

(ЗВУК ПЕСНИ «ОБРАЩЕНИЕ К АКЦИОНЕРАМ ОАО« ГАЗПРОМ »)

СЛЕПАКОВ: (Разговорный не английский язык).

(СМЕХ)

MAYNES: Газ принадлежит всем нам, поет Слепаков, так почему же сбываются только ваши мечты? И это подчеркивает еще одно противоречие — историю смешанного ценообразования, когда Газпром раздавал выгодные контракты друзьям России, одновременно повышая цены на потенциальных противников, таких как Украина или крошечная Молдова, еще одна бывшая советская республика, новое прозападное правительство которой недавно было вынуждено объявить чрезвычайное положение после невыполнения условий Газпрома.

Обе стороны в конце концов пришли к соглашению. Но Марсель Салихов из Института энергетики и финансов в Москве говорит, что на этом фоне собственным газовым проблемам Европы не помогло множество западных санкций, введенных против России в последние годы.

МАРСЕЛЬ САЛИХОВ: Если вы друзья, если вы в хороших отношениях, можете попросить о помощи. Но если у вас формальные отношения — как говорит «Газпром», у нас есть обязательства. У нас есть контракты. У нас нет обязательств поставлять больше.Извините ребята.

MAYNES: Во время недавних комментариев президента Путина по поводу энергетического кризиса было продемонстрировано взаимопонимание.

(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

ВЛАДИМИР ПУТИН: (говорит по-русски).

МЭЙНС: Российский лидер четко указал на связь между одобрением «Северного потока — 2» и снижением цен на газ для Европы.

(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

ПУТИН: (через переводчика) Если немецкие регуляторы одобрит поставку, мы начнем качать газ на следующий день.

MAYNES: Это часть тенденции, согласно которой Путин ставит себя в центр экономической жизни России, — говорит Салихов. Это тоже часть проблемы. Чем больше Путин вовлекается в «Газпром», тем больше он продвигает идею о газе как о политическом оружии.

САЛИХОВ: Он не генеральный директор «Газпрома». Его нет в доске. Типа, но здесь у него есть некоторые взгляды на то, как «Газпром» должен вести бизнес. И лучше бы этого не было.

МЭЙНС: На самом деле историк Густафсон говорит, что слишком сильное вмешательство сегодняшнего Кремля может нарушить хрупкие газовые отношения, налаженные между Советским Союзом и европейцами много лет назад.Холодная война, возможно, закончилась, но теперь европейцы пытаются отучить себя от ископаемого топлива и перейти к зеленой энергии. Густафсон говорит, что действия Кремля, реальные или предполагаемые, которые подпитывают имидж России как энергетика, рискуют склонить чашу весов.

ГУСТАФСОН: Что, если русские завершат этот огромный промышленный проект по созданию газопровода нового поколения, поставляемого в Европу, точно так же, как Европа отказывается от природного газа?

MAYNES: Но это следующая глава в длинной истории энергетической истории Европы, предсказывает Густафсон. Пока не наступит этот день, Россия и ее «Газпром» будут топить дома и, по-видимому, рассердить всех на своем пути.

Чарльз Мэйнс, Новости NPR, Москва.

(ЗВУК «РЕККОНЕРА» Роберта Гласпера)

Авторские права © 2021 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений на нашем веб-сайте www.npr.org для получения дополнительной информации.

стенограмм NPR создаются в срочном порядке Verb8tm, Inc., подрядчиком NPR, и производятся с использованием патентованного процесса транскрипции, разработанного NPR.Этот текст может быть не в окончательной форме и может быть обновлен или изменен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Авторитетной записью программирования NPR является аудиозапись.

Добыча нефти в России — одна из самых дорогих в мире

Россия — одно из самых дорогих мест в мире для добычи нефти, показал новый анализ, проведенный для государственного нефтяного гиганта Саудовской Аравии Saudi Aramco.

Стоимость добычи одного барреля нефти марки Brent составила около 42 долларов для российских наземных проектов и 44 долларов для морских проектов, по оценке IHS Markit.Это более чем вдвое превышает себестоимость добычи в Саудовской Аравии — 17 долларов за баррель — самой дешевой в мире.

Нефть марки Brent

в настоящее время торгуется на мировых рынках по 62,40 доллара за баррель.

Анализ, проведенный IHS Markit и опубликованный вместе с проспектом первичного публичного размещения (IPO) Saudi Aramco, показал, что у офшорных проектов в Венесуэле самая высокая цена безубыточности в мире — 63 доллара за баррель, за ним следует Китай — 55-60 долларов.

Добыча нефти в России была дороже, чем в Саудовской Аравии, Ираке, Кувейте, Иране, Нигерии, Объединенных Арабских Эмиратах, США.К., Мексиканский залив и Норвегия. Среди других самых дорогих мест для добычи нефти были Азербайджан, Ангола, Таиланд и Индия.

Различия в производственных затратах зависят не только от простоты добычи и местоположения проекта, но и от налогов, взимаемых правительствами в различных юрисдикциях. По оценкам российского статистического агентства Росстат, стоимость добычи без налогов в России составит около 32 долларов за баррель, сообщает новостной сайт РБК.

Аналитики сообщили РБК, что в России одна из самых высоких налоговых нагрузок на нефтяные компании в мире.Однако для более сложных проектов правительство России предлагает компаниям значительные налоговые льготы, чтобы стимулировать производство. Совсем недавно была предоставлена ​​налоговая льгота в размере триллиона рублей для государственного проекта «Восток Ойл» в российской Арктике.

В проспекте IPO, опубликованном на прошлой неделе, Saudi Aramco перечислила подверженность санкциям США и ЕС против России как риск для компании.

В связи с «инвестициями и возможностями создания совместных предприятий в нефтегазовых… проектах, расположенных в России и с российскими контрагентами», компания заявила, что уязвима перед «замораживанием активов, ограничениями на торговлю ценными бумагами инвесторов [и] существенными гражданскими или уголовными санкциями», если Saudi Aramco подпадет под такие санкции «в результате своих операций с другими сторонами». »

Молдова будет получать 3 млрд кубометров газа в год в рамках новой сделки с Россией | Новости нефти и газа

Соглашение последовало за затяжным спором после того, как российский «Газпром» предложил значительное повышение цен.

Молдова будет получать около трех миллиардов кубометров газа в год в соответствии с условиями нового контракта с российской государственной газовой компанией «Газпром», заявил заместитель премьер-министра страны.

Заявление Андрея Спину в понедельник было сделано после того, как «Газпром» и правительство Молдовы подписали в пятницу новый пятилетний контракт на поставку российского газа.

Предыдущий контракт истек в конце сентября, и попытки заключить новую сделку сначала провалились, когда «Газпром» предложил значительное повышение цен. Молдова, одна из беднейших стран Европы, отказалась платить повышенную ставку.

Россия в ответ пригрозила прекратить поставки, сославшись на неоплаченные счета, что Европейский Союз и союзники прозападного правительства Молдовы назвали политическим шантажом.

Кремль отрицал, что российская компания использовала газовые переговоры для получения политических уступок.

Спину сказал, что Молдова и Россия должны были подписать два ключевых соглашения, в том числе сделку по старым долгам Молдовы за газ, оцениваемую примерно в 709 миллионов долларов, и еще одно о сотрудничестве в энергетическом секторе, иначе недавно подписанный газовый контракт может быть аннулирован.

Он сказал, что две сделки должны быть подписаны в 2022 году.

«Если между сторонами не будет достигнуто взаимопонимание, это приведет к разрыву и аннулированию соглашения, подписанного 29 октября», — сказал Спину на пресс-конференции.

Он сказал, что Молдова будет платить около 450 долларов за 1 000 кубометров российского газа в ноябре, а в декабре цена может упасть примерно до 400 долларов.

Молдова заявила на прошлой неделе, что «Газпром» первоначально потребовал 790 долларов за 1 000 кубометров газа, что было повышено с примерно 250 долларов по контракту, истекшему в сентябре.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.