Государственные заказы малому бизнесу – Госзаказы для малого бизнеса: особенности проведения закупок

Госзаказы для малого бизнеса

Легко ли получить заказ на выполнение работ или на поставку товара за бюджетные деньги? Многие частные предприниматели ответят на этот вопрос отрицательно. Работать с муниципальными или государственными структурами не только сложно, но еще и очень рискованно. Однако в последнее время госзаказы для малого бизнеса стали более доступными благодаря значительным изменениям в законодательном поле, регулирующем госзакупки.

Где искать заказчиков

Согласно новым законодательным нормам, каждый муниципальный или государственный заказчик, формируя свой план закупок на будущий год, должен включать в него заказы для субъектов малого бизнеса.

Общий процент таких суммарных закупок на одну казенную организацию не должен быть менее 15% от всего ее годового объема закупок. А это значит, что каждое бюджетное учреждение, которое находится в регионе, обязывается законом одну восьмую часть своего финансирования направлять на сделки с малым бизнесом.

Так что возможности есть, и их достаточно. Субъекту малого предпринимательства только необходимо научиться с ними работать.

Что требуется

Информацию о том, какие госзакупки для малого бизнеса имеются в регионе предпринимателя, можно найти на официальном сайте по госзакупкам.

Работать с сайтом несложно:

  1. Для получения предварительной информации о тендерах даже не нужно проходить регистрацию. Достаточно задать в поисковой форме нужный регион.
  2. Для подачи заявок на участие в закупочных процедурах поставщику (субъекту малого предпринимательства) необходимо оформить электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию на бирже госзакупок.
  3. Для изучения перспектив работы с региональными заказчиками поставщик имеет возможность изучить планы их закупок на текущий год. Эти планы опубликованы на странице заказчика.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, процесс закупок за государственные или муниципальные деньги – специфическая процедура. Чтобы выполнить ее максимально эффективно, необходимо пройти хотя бы короткий курс обучения. Такие курсы есть при каждом региональном центре поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

В чем сложности

Несмотря на общую привлекательность для предпринимателя, госзакупки имеют и ряд особенностей, которые могут отпугнуть бизнесмена, имеющего небольшой бизнес:
  • оплата взноса за участие в закупочных процедурах;
  • отсрочка платежа (фактически бизнесмен финансирует сделку, по которой госучреждение обязано расплатиться в установленный срок).

Эти условия могут сыграть отрицательную роль в плане извлечения предпринимателем экономической выгоды из участия в государственном заказе. Часто возникают ситуации, когда сделка не только не приносит прибыли, но и оказывается убыточной.

Однако некоторые предприниматели соглашаются терпеть краткосрочные убытки взамен на перспективу долгосрочной работы с государственным учреждением с возможностью улучшить условия поставок.

Государственные закупки – как выигрывать тендеры: Видео

Как заработать на госзакупках. Как малому бизнесу получить госзаказ. Личный опыт #бизнесвкедах

PRO Бизнес: Госзаказ для малого бизнеса

Госзаказ Москвы для малого бизнеса

Тендеры для субъектов малого предпринимательства (Госзакупки, Госзаказ).

Поделитесь материалом в соц сетях:

otendere.com

Государственные муниципальные закупки заказы

Содержание статьи:

Государственные закупки у ИП и ООО малого бизнеса

Каждый предприниматель мечтает получать солидную, постоянную прибыль. Только добиться подобного положения дел удаётся не всем. Многие вынуждены постоянно бороться за собственное выживание и получение небольшой прибыли. А ведь есть простой способ обрести столь желанную стабильность: выиграть государственный заказ.

Государственные (муниципальные) закупки или заказы – это особенная форма предоставления различными предприятиями и организациями товаров и всевозможных услуг государству. При этом выбор поставщика обязан происходить на конкурсной основе, чтобы к сотрудничеству с государством были привлечены только наиболее надёжные лица.

Понятно, что малый бизнес зачастую крайне скептически относится к подобным аукционам, торгам и конкурсам, поскольку практически все уверены, что выиграть тендер может лишь огромная, серьёзная корпорация. Но в реальности добиться успеха может практически любой бизнесмен, способный убедить организаторов конкурса в свой надёжности.

Надеяться на государственные и муниципальные закупки ИП позволяет современное российское законодательство. Оно предъявляет к заказчикам довольно жёсткие требования, согласно которым не меньше 18% всех заказов должен получить малый бизнес. Ну а с 2017 года количество ИП, которые точно получат государственные или муниципальные заказы, ещё больше возрастёт.

Но, чтобы участие в тендере не было бессмысленным, а борьба за грядущий успех не закончилась раньше срока, необходимо соответствовать ряду требований и соблюдать несколько важнейших условий.

Требования к конкурсантам

Все основные требования, которые могут предъявляться к участникам государственной закупки, указаны в федеральном законе, регламентирующем условия проведения подобных конкурсов. Важнейшим критерием требований к конкурсантам является то, что все рамки и параметры, которым необходимо соответствовать, обязаны быть едиными для абсолютно всех участников. При этом для разных аукционов они вполне могут отличаться.

В числе важнейших обязательных условий, которым должен соответствовать малый бизнес, является стабильное состояние организации. Оно заключается в том, что ИП или ООО не может находиться в процессе ликвидации. Недопустимы и судебные разбирательства, связанные с банкротством, или внешнее управление.

Следующим важнейшим требованием, на которое обязаны обратить внимание претенденты на государственный заказ, является отсутствие крупных задолженностей. Под крупными в данном случае понимаются долги, составляющие более четверти стоимости активов организации. При этом рассрочки и разнообразные отсрочки платежей в сумму задолженностей не входят.

Помимо прочего необходимо, чтобы у претендента на государственный или муниципальный заказ не было связанных с экономической деятельностью судимостей. Наличие конфликта интересов у организаторов закупок так же окажется непреодолимым препятствием на пути к честной победе в тендере.

Кроме того, организатор торгов вправе установить условие, не допускающее участие тех лиц, которые присутствуют в реестре недобросовестных поставщиков.

Помимо указанных требований, которые являются важнейшими, могут быть установлены и некоторые дополнительные условия. Они заключаются в наличии у претендента достаточной финансовой базы, ресурсов, квалифицированных работников, опыта и соответствующей репутации.

Критерии оценки имеющихся заявок

Если претендентов на государственные закупки или муниципальный заказ достаточно, организаторам конкурса необходимо выбрать тех, кто в результате окажется наиболее достойным.

Первым делом проверяется соответствие участников всем перечисленным выше условиям. Потом, когда отсеиваются все, кто точно не может получить заказ, начинается сравнение претендентов на соответствие основным критериям. Только лучшие ООО и ИП способны претендовать на одобрение заявки.

Всего упомянутый выше закон предусматривает 4 основных критерия. Правда, им же установлено, что в некоторых исключительных случаях заказчик имеет право самостоятельно устанавливать необходимые ему пункты, нужные для сравнения кандидатов.

Первым критерием является цена контракта. Логично, что в данном пункте наибольшее предпочтение будет отдаваться тем претендентам, которые сумеют предложить самые заманчивые и адекватные условия.

Вторым критерием законодательство называет расходы на эксплуатацию и ремонт товаров и использование результатов произведённых работ. Здесь так же в выигрышном положении окажется тот претендент на муниципальный заказ, который предложит выгоднейшие условия.

Третье условие, использующееся для сравнения конкурсантов, заключено в качестве и функциональности указанного государственной закупкой объекта. Помимо этого проверяется и соответствие предложения экологическим требованиям.

Ну и последним критерием является квалификация кандидатов на государственные и муниципальные закупки. В данное понятие входит опыт работы организации, репутация ИП, имеющаяся финансовая и ресурсная база, квалификация и количество трудящихся у бизнесмена рабочих.

Как получить государственный заказ?

Подать заявку на государственный заказ не очень сложно. Гораздо сложнее решиться это сделать. Но тем, кто уже определился и точно собирается претендовать на муниципальные закупки, стоит начинать действовать.

Первым делом ИП необходимо найти информацию о проводимых тендерах. Выяснить, какие сейчас имеются государственные закупки, можно на специальных сайтах и информационных площадках. Сейчас большинство федеральных торгов и тендеров проводится на специализированных государственных порталах, на которых обязательно потребуется зарегистрироваться.

В некоторых случаях для получения доступа к информационным площадкам потребуется электронная цифровая подпись. Она необходима для защиты информации, которая будет указана в поданной заявке.

После ознакомления с имеющимися заказами и выбором наиболее подходящего из них ИП стоит присмотреться к требованиям, которые предъявляются к претендентам. Именно в соответствии с ними и придётся подавать заявку.

Общей, единой формы заявки не существует. Это связано с тем, что требования и условия к желающим получить муниципальный заказ могут сильно различаться. Важно лишь то, чтобы все указанные в заявке сведения были правдивыми и достоверными. Это позволит избежать всевозможных сложностей в будущем и повысит шансы на итоговый успех.

Помимо заявки ООО и иные организации обязаны предоставить некоторые документы, которые станут надёжным подтверждением указанных сведений.

Возможные причины отказа

Получать отказ всегда неприятно, но полностью исключить такой результат рассмотрения поданной заявки никак нельзя. Зато можно заметно снизить вероятность такого решения, просто избежав основных ошибок, способных убедить ответственных за государственные и муниципальные закупки людей отклонить заявку.

Первым делом стоит внимательно присмотреться к требованиям, предъявляемым к претендентам. Рассчитывающий на победу предприниматель обязан полностью им соответствовать. При этом важно помнить, что даже те ошибки, которые были пропущены организаторами торгов на ранних стадиях, окажут решающее влияние на общий итог. Это связано с тем, что отсеивать кандидатов, не подходящих по основным условиям, можно практически на любом этапе конкурса. Наибольшее значение это имеет для тех организаций, желающих получить муниципальный заказ, которые рассчитывают скрыть свои недостатки. Вероятность сделать это довольно мала.

В остальном победа в тендере зависит целиком от условий, которые предложит компания или организация. При этом важно, что суммарное значение указанных ранее критериев, влияющих на выбор победителя, составляет 100%. Сам критерии подразделяются на 2 группы. Первая, связанная с финансовыми вопросами, называется стоимостной, а вторая – нестоимостной. Существует отдельное постановление правительства, регламентирующее минимальное значение стоимостного критерия для отдельных видов закупок. Если объёкт заказа не входит в данный перечень, минимальный уровень стоимостных критериев в общей совокупности всех критериев не может быть ниже 70%, когда дело касается товаров. Для различных работ и услуг данный уровень равен 60%.

Ещё одним нюансом, важным для определения победителя, является то, что стоимость эксплуатации товара или результатов работ не может иметь большее значение, чем стоимость контракта.

Время рассмотрения заявок

Организациям, ООО и ИП, сумевшим подать качественную, грамотную заявку, способную претендовать на победу, независимо от итогового результата и шансов на успех, придётся подождать, пока истечёт положенный срок рассмотрения всех имеющихся заявок.

Помимо времени, когда можно подавать заявки на государственные закупки, предпринимателю предстоит переживать за успешность собственного начинания ещё месяц. В том числе ровно 20 дней придётся дожидаться оглашения итогов и имени победителя. Именно за этот срок организаторы торгов должны выявить, кто из участников конкурса предлагает наиболее выгодные условия.

Ещё 10 дней необходимо подождать до заключения контракта. Это время отводится на подачи возражений и жалоб проигравшими. Они могут попытаться оспорить результаты тендера и доказать неправильность или даже незаконность сделанного выбора. Если им это удастся, итоги конкурса будут признаны недействительными.

Любопытно знать и то, что способно произойти, если на участие в государственных и муниципальных закупках будет подана лишь одна заявка. В подобных неприятнейших случаях тендер может быть признан несостоявшимся. Правда, существует вероятность, что единственный претендент на победу всё же получит долгожданный контракт. Данный вопрос решается заказчиком закупок, который будет действовать в соответствии с собственными интересами.


malyybiznes.ru

Точки роста для малого бизнеса: государственные торги и тендеры

28 января 2016

Максим Конопляников – о том, как малые предприниматели могут принять участие в госзакупках

IT-инструменты, которые использует Максим Коноплянников
  • 1С-ЭТП
  • MODx
  • Сервисы Google

Если ваша компания никогда не участвовала в электронных торгах, то, возможно, сейчас – в ситуации падения спроса — самое время пересмотреть своё к ним отношение. Во-первых, это эффективный способ выйти на новые рынки сбыта и найти новых клиентов. Во-вторых, — возможность предложить свои услуги платежеспособным государственным организациям. Генеральный директор центра «ПолучиКонтракт.рф» Максим Конопляников рассказал Biz360 о том, почему он запустил бизнес в сфере госзакупок и как можно поучаствовать в торгах и тендерах.

Досье

Максим Конопляников, предприниматель, основатель и руководитель консалтинговой компании  YesFinance и центра  «ПолучиКонтракт.рф». Закончил Всероссийскую академию внешней торговли по специальности «финансы и кредит/банковское дело». Будучи на пятом курсе академии, возглавлял отдел валютных операций коммерческого банка. С 2002 по 2006 жил в Новой Зеландии, где обучался в Технологическом институте Юнитек, а также занимался собственным строительным бизнесом. В 2007 году вернулся в Санкт-Петербург и несколько лет работал на руководящих позициях в ряде банков. В 2013 году дал старт двум собственным проектам – YesFinance и «ПолучиКонтракт.рф», оказывающим консалтинговые услуги для бизнеса.

О старте бизнеса

Идея создания консалтингового центра возникла ещё в то время, когда я жил в Новой Зеландии. Там, например, в каждом банке есть специальные бизнес-пакеты для тех, кто только начинает развивать свой бизнес. Совсем «зелёный» стартапер может обратиться с любым вопросом к бизнес-эдвайзеру и получить развернутый ответ и грамотную консультацию. Я уже не говорю о том, что овердрафт дают за каких-то 15 минут по телефону.

Вернувшись в Россию и проработав в нескольких банках, я увидел – ни один из них не может в полной мере удовлетворить все потребности клиентов. Да, кредитных брокеров никто не отменял, но на тот момент подавляющее большинство не обладало должными знаниями и, главное, опытом. Рынок вроде бы наполнен, но, например, не все знают, как работать с финансовой отчётностью. Не все работали в финансово банковской среде и не знакомы с этими процессами изнутри.

Поэтому, затевая бизнес, в первую очередь я хотел создать такую систему, которая будет способствовать получению финансирования для бизнеса и помогать предпринимателям ориентироваться в вопросах кредитования. В 2013 году я поехал в Москву на площадку «Сбербанка-АСТ» и прошел обучение по 94-му  и 223-му федеральным законам, а позже изучил и ФЗ 44. Забегая вперед, скажу, что мы стали партнёрами.

Следующим шагом стало открытие центра «ПолучиКонтракт.рф» и портала YesFin.ru – по сути, это единая консалтинговая группа. Например, в «ПолучиКонтракт.рф» мы оказываем  финансовую и юридическую помощь участникам госзакупок и гостендеров и обучаем специалистов, которые потом работают на электронных площадках – это и представители компаний, и физические лица. А портал YesFin.ru адресован малому и среднему бизнесу, тем компаниям, кому необходимо найти или вложить средства и получить профессиональную помощь для реализации своих проектов.

Параллельно мы активно работали с банками и налаживали связи, поэтому на текущий момент у нас появилось порядка двухсот банков-партнеров, к которым мы можем отправить своего клиента, и около ста лизинговых компаний.

О том, как всё устроено

На портале YesFin.ru у нас есть своя CRM — система взаимодействия с клиентами, это внутренняя система, которая позволяет нам отслеживать все заявки. К нашей системе подключено более ста банков и около трехсот финансовых компаний-партнеров: лизинговые фирмы, микрофинансовые организации, факторинговые компании, инвестиционные компании. Получив заявки, мы их анализируем, структурируем, а после с помощью нашей внутренней системы выбираем подходящую программу одного из наших банков-партнеров. Весь процесс автоматизирован и позволяет сотрудникам быстро сориентироваться во множестве предложений.

Главной особенностью является то, что по каждой заявке производится точечная работа, к банку попадают клиенты, которые полностью соответствуют необходимым параметрам и требованиям. Массовую рассылку не делаем, а все данные по клиентам и заявкам хранятся в базе. Важная оговорка – каким бы ни было количество заявок, каждого клиента мы ведем персонально и помогаем ему на всех этапах работы. И это, пожалуй, наше главное отличие от других.

Что касается «ПолучиКонтракт.рф», то здесь несколько этапов. Сначала выявляем потребности, ведь госзаказ – это довольно ёмкое направление. Анализируем торги и вообще целесообразность участия. Далее выполняем комплекс мер, чтобы клиент мог получить допуск к участию: готовим аккредитацию и электронно-цифровую подпись, банковскую гарантию, займ и все необходимые документы.

Да, в госзаказе много сложных вопросов, с которыми можно столкнуться – кому-то не хватает финансирования, кому-то самоорганизации. Поэтому, как правило, клиенты соглашаются на получении целого комплекса услуг. Ведь это удобнее – получить всё сразу: и заявку, и финансирование, и возможность отстоять права.

О стереотипах

Вокруг торгов множатся стереотипы. Главный из них — выиграть честно невозможно. Надо заметить, что это очень субъективное мнение и, как правило, его придерживаются те компании, которые либо не участвуют в госзаказах вообще, либо считают, что им этого делать не нужно. Они не знакомы с практикой участия или имеют очень поверхностное представление. А бывает так, что люди подают халатно оформленную заявку, а после пытаются отстоять свои позиции. Нужно помнить, что там всё должно быть максимально четко и структурировано. Что-что, а госзаказ дисциплинируют организации.

Новичку трудно разобраться во всем самостоятельно, потому что процесс, как минимум, требует специализированной подготовки, а большинство предпринимателей в подобных вопросах элементарно не ориентируются. Самые распространенные ошибки совершают на этапе подготовки заявки. Это сложнейший этап, на котором «всплывают» подводные камни – то невнимательно изученная инструкция, то неграмотно оцененная техническая часть и требования к услугам, материалам и использованным товарам.

Бывает так, что заказчик отклоняет участника из-за банальной формальной ошибки, например, неправильно написанного слова. В таком случае необходимо обращаться в ФАС, что мы периодически и делаем с положительным исходом. Бывает, что и сам заказчик допускает ошибки. Тут главное хорошо ориентироваться в существующих законах, чтобы понимать, правомерно это или нет. И успеть отстоять свои права.

О перспективах

Да, кризис затронул многие сферы деятельности, по которым мы можем наблюдать сокращения. Но, как ни странно, в отдельных сферах предложения только растут – например, в строительстве или оборонной промышленности.

Если заглядывать в будущее, то предвижу ещё больший рост по новому направлению, которое мы сейчас активно развиваем — это торги по реализации имущества должников, что с началом выхода закона о банкротстве физических лиц становится особенно актуальным. Недвижимость, активы, ценные бумаги и предметы искусства – их можно приобрести, сэкономив раза в два-три. Пока большинство наших клиентов, которые к нам обращаются, даже не знают о такой возможности.

Если говорить о персональных перспективах, то будущее за комплексным обслуживанием, когда вам помогают с банковской гарантией, сопровождают в торгах, обучают и профессионально консультируют.

Наше личное и на сегодняшний день главное нововведение – партнерство с «1С». С помощью сервиса «1С-ЭТП» (электронная торговая площадка) процедура выдачи подписи, поиска тендеров и организации службы поддержки упрощается и ускоряется в разы. Например, электронную цифровую подпись можно сделать в течение нескольких часов. 

Поэтому планируем расширяться и течение года будем открывать несколько центров по России, чтобы ещё больше клиентов могли выигрывать тендеры на оказание услуг государству. Хотим, чтобы участие в торгах и госзакупках стало более доступным, а система – прозрачной. Видим себя более интегрированной и технологичной компанией, сервисы которой доступны даже посредством обычного мобильного телефона.

6 практических советов от Максима Конопляникова

  1. Проведите предварительный анализ рынка. Промониторьте, есть ли закупки в вашей сфере деятельности, в каких объемах проводятся торги и какие снижения происходили по тендерам. Таким образом, вы поймёте тенденции рынка и  конкурентоспособность вашего бизнеса.

  2. Подготовьте свою компанию к участию. Приведите в порядок все юридические документы, регламентирующие деятельность вашей организации, получите электронную подпись и заранее аккредитуйтесь на нужных электронных площадках.

  3. Определите финансового партнера. Для участия в торгах потребуется обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта, а также средства на реализацию заказа. Для этого лучше заранее определиться с надёжным финансовым партнером, который    проанализирует финансовые возможности вашего бизнеса и поможет получить предварительное одобрение по банковской гарантии и кредиту.

  4. Внимательно изучите тендерную документацию. Тщательно изучите проект контракта, техническое задание, инструкцию участника, требования заказчика и прочие разделы документации. Это позволит избежать отклонения заявок на участие в тендере и в дальнейшем вопросов, связанных с исполнением контракта.

  5. Находитесь в контакте с заказчиком по каждой заявке. Активно ведите разъяснительную работу с заказчиком, не оставляйте появившиеся вопросы по закупке без ответа, так как любое недопонимание может привести к отклонению вашей заявки.

  6. Изучите основные законы по госзаказу и следите за их изменениями. В федеральные законы периодически вносятся поправки и изменения, под которые необходимо подстраивать свою деятельность. Повышайте квалификацию, обучайтесь на семинарах и участвуйте в конференциях – все это позволит вам владеть актуальной информацией и ориентироваться во всех тонкостях государственного заказа.

Подготовила Екатерина Кадырина.

Читайте также:

Где взять денег на стартап: как запустить крауд-проект.
Как получить от государства грант на развитие фермы.
Как получить займ на развитие социально ориентированного бизнеса.
biz360

biz360.ru

Государственный заказ Москвы – малому бизнесу. — Тренинг — СКБ Контур

В подразделении ГБУ «Малый бизнес Москвы» Единый центр госзаказа проводятся семинары-тренинги «Государственный заказ Москвы — малому бизнесу» и «Предпринимательский краудсорсинг для совершенствования системы закупок» в формате презентации по вопросам стимулирования участия малого бизнеса в исполнении государственного и муниципального заказа Москвы.

Цель — бесплатное групповое информационное обеспечение деятельности предпринимателей в сфере государственного заказа. Поддержка успешного участия слушателей в процедурах торгов, квалифицированном исполнении государственных контрактов. Вовлечение новых субъектов малого и среднего предпринимательства в участие в процедурах госзаказа.

Миссия — обеспечение практической подготовки слушателей к работе в качестве участника процедуры государственного заказа — как потенциального исполнителя государственного заказа.

Преимущество — возможность трансформации программы в блиц-образовательный однодневный ускоренный курс по госзаказу.

Направление — помощь в преодолении барьеров для участия малого бизнеса Москвы в процедурах государственного заказа, а также, обучение участию в торгах.

Концепт — бесплатные семинары в Едином центре госзаказа.

Спикеры — специалисты Единого центра госзаказа, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, Тендерного комитета, ОАО «Единая электронная торговая площадка», ОАО «Банк Москвы».

Целевая аудитория — без возрастных ограничений участников, без ограничений по организационно-правовой форме предприятия.

Результат — программа содействует стимулированию участия субъектов малого бизнеса в процедурах государственного и муниципального заказа Москвы.

Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться.

Более подробная информация о мероприятии доступна на сайте тренинга: www.mbm.ru/events/item/517/

kontur.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *