Моногорода россии 2019 список – Список моногородов России Википедия

Содержание

Перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р

 Монопрофильное муниципальное образование, его административный центрСубъект РФ
76город ЗаринскАлтайский край
77город АлейскАлтайский край
78город ЯровоеАлтайский край
79пгт. Степное ОзероАлтайский край
80город СеверодвинскАрхангельская область
81пгт. ОктябрьскийАрхангельская область
82город НоводвинскАрхангельская область
83город КоряжмаАрхангельская область
84город СуражБрянская область
85город ФокиноБрянская область
86город КарачевБрянская область
87пгт. Погар (раб. пос.)Брянская область
88пгт. Бытошь (раб. пос.)Брянская область
89пгт. Ивот (раб. пос.)Брянская область
90город. МеленкиВладимирская область
91город. ГороховецВладимирская область
92город ФроловоВолгоградская область
93город МихайловкаВолгоградская область
94город СемилукиВоронежская область
95пгт. Елань-Коленовский (раб. пос.)Воронежская область
96пгт. Шерловая ГораЗабайкальский край
97город КраснокаменскЗабайкальский край
98пгт. Вершино-ДарасунскийЗабайкальский край
99пгт. НовоорловскЗабайкальский край
100 пгт. КокуйЗабайкальский край
101пгт. НовопавловкаЗабайкальский край
102пгт. КолобовоИвановская область
103пгт. СавиноИвановская область
104город НаволокиИвановская область
105город ФурмановИвановская область
106город ТейковоИвановская область
107город. КаменкаИвановская область
108город ТулунИркутская область
109город ЧеремховоИркутская область
110город СаянскИркутская область
111город Усолье-СибирскоеИркутская область
112город СосенскийКалужская область
113пгт. Медногорский(раб. пос.)
Карачаево-Черкесия
114город МариинскКемеровская область
115город ГурьевскКемеровская область
116город ТопкиКемеровская область
117пгт. ЯшкиноКемеровская область
118пгт. ШерегешКемеровская область
119город МыскиКемеровская область
120город ТайгаКемеровская область
121город МеждуреченскКемеровская область
122город ОсинникиКемеровская область
123город Ленинск-КузнецкийКемеровская область
124город БерезовскийКемеровская область
125город ПолысаевоКемеровская область
126пгт. КраснобродскийКемеровская область
127город БеловоКемеровская область
128пгт. МундыбашКемеровская область
129город КиселевскКемеровская область
130пгт. Красная ПолянаКировская область
131пгт. ДемьяновоКировская область
132пгт. МурыгиноКировская область
133город ОмутнинскКировская область
134город МантуровоКостромская область
135город ЖелезногорскКрасноярский край
136город ЛесосибирскКрасноярский край
137город БородиноКрасноярский край
138город ЗеленогорскКрасноярский край
139город НорильскКрасноярский край
140
город Петухово
Курганская область
141город ДалматовоКурганская область
142город КатайскКурганская область
143город ЖелезногорскКурская область
144город СланцыЛенинградская область
145город СусуманМагаданская область
146город МончегорскМурманская область
147город КовдорМурманская область
148пгт. НикельМурманская область
149город ЗаполярныйМурманская область
150город ОленегорскМурманская область
151город ЗаволжьеНижегородская область
152поселок КраснофарфоровыйНовгородская область
153пгт. Парфино Новгородская область
154пгт. Линево (раб. пос.)Новосибирская область
155пгт. Горный (раб. пос.)Новосибирская область
156город Соль-ИлецкОренбургская область
157город ЯсныйОренбургская область
158город МценскОрловская область
159город СердобскПензенская область
160город ЗаречныйПензенская область
161город ГорнозаводскПермский край
162город АлександровскПермский край
163пгт. ПашияПермский край
164поселок Юго-КамскийПермский край
165пгт. ЛучегорскПриморский край
166город АрсеньевПриморский край
167пгт. НовошахтинскийПриморский край
168пгт. ВостокПриморский край
169город Спасск-ДальнийПриморский край
170город ЗакаменскБурятия
171город. ГусиноозерскБурятия
172пгт. КаменскБурятия
173город Дагестанские ОгниДагестан
174город СегежаКарелия
175пгт. ПиндушиКарелия
176город ЛахденпохьяКарелия
177город КостомукшаКарелия
178пгт. ВяртсиляКарелия
179город ЕмваКоми
180город АрмянскКрым
181город КрасноперекопскКрым
182 пгт. УметМордовия
183город РузаевкаМордовия
184пгт. КадошкиноМордовия
185пгт. АтяшевоМордовия
186город НерюнгриЯкутия
187пгт. МохсоголлохЯкутия
188город УдачныйЯкутия
189пгт. Нижний КуранахЯкутия
190город ЕлабугаТатарстан
191город АбазаХакасия
192Туимский сельсоветХакасия
193город СаяногорскХакасия
194город ЗверевоРостовская область
195город СкопинРязанская область
196город ПетровскСаратовская область
197город КрасноуральскСвердловская область
198город КачканарСвердловская область
199город Верхняя ТураСвердловская область
200город СеровСвердловская область
201город Верхняя СалдаСвердловская область
202пгт. ЖарковскийТверская область
203город ЛихославльТверская область
204город СеверскТомская область
205город АлексинТульская область
206город ЕфремовТульская область
207город ВоткинскУдмуртия
208город СарапулУдмуртия
209город ДимитровградУльяновская область
210пгт. ЭльбанХабаровский край
211
город МиньярЧелябинская область
212город СимЧелябинская область
213город БакалЧелябинская область
214город СаткаЧелябинская область
215город ОзёрскЧелябинская область
216город МиассЧелябинская область
217город ЗлатоустЧелябинская область
218город ЧебаркульЧелябинская область
219город АлатырьЧувашия
220город ШумерляЧувашия
221город Мариинский ПосадЧувашия
222Пгт. БеринговскийЧукотский АО
223город РостовЯрославская область
224город ТутаевЯрославская область

xn—-dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai

Архангельск | Моногорода России: полный список — БезФормата

ИА REGNUM публикует утвержденный распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р перечень моногородов. К числу монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) отнесли 75 моногородов:

Монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения , насчитали 149:

В список монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации со стабильной социально-экономической ситуацией вошли 89 моногородов:

Монопрофильное муниципальное образование Субъект РФ
1город РайчихинскАмурская область
2город СвободныйАмурская область
3пос. КиземаАрхангельская область
4город ОнегаАрхангельская область
5пгт. Белая Березка (раб. пос.)Брянская область
6город КамешковоВладимирская область
7город КурловоВладимирская область
8пгт. СазоновоВологодская область
9город КрасавиноВологодская область
10город ЧереповецВологодская область
11пгт. ЖирекенЗабайкальский край
12пгт. ПервомайскийЗабайкальский край
13пгт. ПетровскийИвановская область
14город ЮжаИвановская область
15город БайкальскИркутская область
16город ШелеховИркутская область
17город ЮргаКемеровская область
18город Анжеро-СудженскКемеровская область
19город ПрокопьевскКемеровская область
20город СалаирКемеровская область
21город ТаштаголКемеровская область
22город ЛузаКировская область
23город Вятские ПоляныКировская область
24город КирсКировская область
25город Белая ХолуницаКировская область
26город ПикалёвоЛенинградская область
27пгт. РевдаМурманская область
28город КировскМурманская область
29город ПестовоНовгородская область
30город КувандыкОренбургская область
31поселок СветлыйОренбургская область
32город НовотроицкОренбургская область
33пгт. Теплая ГораПермский край
34город КрасновишерскПермский край
35город НытваПермский край
36город ОчерПермский край
37город ЧусовойПермский край
38пгт. УральскийПермский край
39пгт. ЯрославскийПриморский край
40село СветлогорьеПриморский край
41город ДальнегорскПриморский край
42город БелебейБашкирия
43город. КумертауБашкирия
44пгт. СеленгинскБурятия
45город КаспийскДагестан
46пгт. НадвоицыКарелия
47город ПудожКарелия
48пгт. МуезерскийКарелия
49город ПиткярантаКарелия
50город КондопогаКарелия
51город СуоярвиКарелия
52пгт. Камские ПоляныТатарстан
53город ЗеленодольскТатарстан
54город ЧерногорскХакасия
55город ГуковоРостовская область
56город КраснотурьинскСвердловская область
57город ВолчанскСвердловская область
58город КарпинскСвердловская область
59город СевероуральскСвердловская область
60город Каменск-УральскийСвердловская область
61город ПервоуральскСвердловская область
62пгт. ВерхнеднепровскийСмоленская область
63пгт. СпировоТверская область
64пгт. ВеликооктябрьскийТверская область
65город Западная ДвинаТверская область
66город КувшиновоТверская область
67пгт. ЧегдомынХабаровский край
68город Усть-КатавЧелябинская область
69город НязепетровскЧелябинская область
70город Верхний УфалейЧелябинская область
71город. КарабашЧелябинская область
72город АшаЧелябинская область
73город КанашЧувашия
74Сельское поселение ПесочноеЯрославская область
75город Гаврилов-ЯмЯрославская область
Монопрофильное муниципальное образование, его административный центр Субъект РФ
76город ЗаринскАлтайский край
77город АлейскАлтайский край
78город ЯровоеАлтайский край
79пгт. Степное ОзероАлтайский край
80город СеверодвинскАрхангельская область
81пгт. ОктябрьскийАрхангельская область
82город НоводвинскАрхангельская область
83город КоряжмаАрхангельская область
84город СуражБрянская область
85город ФокиноБрянская область
86город КарачевБрянская область
87пгт. Погар (раб. пос.)Брянская область
88пгт. Бытошь (раб. пос.)Брянская область
89пгт. Ивот (раб. пос.)Брянская область
90город. МеленкиВладимирская область
91город. ГороховецВладимирская область
92город ФроловоВолгоградская область
93город МихайловкаВолгоградская область
94город СемилукиВоронежская область
95пгт. Елань-Коленовский (раб. пос.)Воронежская область
96пгт. Шерловая ГораЗабайкальский край
97город КраснокаменскЗабайкальский край
98пгт. Вершино-ДарасунскийЗабайкальский край
99пгт. НовоорловскЗабайкальский край
100пгт. КокуйЗабайкальский край
101пгт. НовопавловкаЗабайкальский край
102пгт. КолобовоИвановская область
103пгт. СавиноИвановская область
104город НаволокиИвановская область
105город ФурмановИвановская область
106город ТейковоИвановская область
107город. КаменкаИвановская область
108город ТулунИркутская область
109город ЧеремховоИркутская область
110город СаянскИркутская область
111город Усолье-СибирскоеИркутская область
112город СосенскийКалужская область
113пгт. Медногорский(раб. пос.)Карачаево-Черкесия
114город МариинскКемеровская область
115город ГурьевскКемеровская область
116город ТопкиКемеровская область
117пгт. ЯшкиноКемеровская область
118пгт. ШерегешКемеровская область
119город МыскиКемеровская область
120город ТайгаКемеровская область
121город МеждуреченскКемеровская область
122город ОсинникиКемеровская область
123город Ленинск-КузнецкийКемеровская область
124город БерезовскийКемеровская область
125город ПолысаевоКемеровская область
126пгт. КраснобродскийКемеровская область
127город БеловоКемеровская область
128пгт. МундыбашКемеровская область
129город КиселевскКемеровская область
130пгт. Красная ПолянаКировская область
131пгт. ДемьяновоКировская область
132пгт. МурыгиноКировская область
133город ОмутнинскКировская область
134город МантуровоКостромская область
135город ЖелезногорскКрасноярский край
136город ЛесосибирскКрасноярский край
137город БородиноКрасноярский край
138город ЗеленогорскКрасноярский край
139город НорильскКрасноярский край
140город ПетуховоКурганская область
141город ДалматовоКурганская область
142город КатайскКурганская область
143город ЖелезногорскКурская область
144город СланцыЛенинградская область
145город СусуманМагаданская область
146город МончегорскМурманская область
147город КовдорМурманская область
148пгт. НикельМурманская область
149город ЗаполярныйМурманская область
150город ОленегорскМурманская область
151город ЗаволжьеНижегородская область
152поселок КраснофарфоровыйНовгородская область
153пгт. ПарфиноНовгородская область
154пгт. Линево (раб. пос.)Новосибирская область
155пгт. Горный (раб. пос.)Новосибирская область
156город Соль-ИлецкОренбургская область
157город ЯсныйОренбургская область
158город МценскОрловская область
159город СердобскПензенская область
160город ЗаречныйПензенская область
161город ГорнозаводскПермский край
162город АлександровскПермский край
163пгт. ПашияПермский край
164поселок Юго-КамскийПермский край
165пгт. ЛучегорскПриморский край
166город АрсеньевПриморский край
167пгт. НовошахтинскийПриморский край
168пгт. ВостокПриморский край
169город Спасск-ДальнийПриморский край
170город ЗакаменскБурятия
171город. ГусиноозерскБурятия
172пгт. КаменскБурятия
173город Дагестанские ОгниДагестан
174город СегежаКарелия
175пгт. ПиндушиКарелия
176город ЛахденпохьяКарелия
177город КостомукшаКарелия
178пгт. ВяртсиляКарелия
179город ЕмваКоми
180город АрмянскКрым
181город КрасноперекопскКрым
182пгт. УметМордовия
183город РузаевкаМордовия
184пгт. КадошкиноМордовия
185пгт. АтяшевоМордовия
186город НерюнгриЯкутия
187пгт. МохсоголлохЯкутия
188город УдачныйЯкутия
189пгт. Нижний КуранахЯкутия
190город ЕлабугаТатарстан
191город АбазаХакасия
192Туимский сельсоветХакасия
193город СаяногорскХакасия
194город ЗверевоРостовская область
195город СкопинРязанская область
196город ПетровскСаратовская область
197город КрасноуральскСвердловская область
198город КачканарСвердловская область
199город Верхняя ТураСвердловская область
200город СеровСвердловская область
201город Верхняя СалдаСвердловская область
202пгт. ЖарковскийТверская область
203город ЛихославльТверская область
204город СеверскТомская область
205город АлексинТульская область
206город ЕфремовТульская область
207город ВоткинскУдмуртия
208город СарапулУдмуртия
209город ДимитровградУльяновская область
210пгт. ЭльбанХабаровский край
211город МиньярЧелябинская область
212город СимЧелябинская область
213город БакалЧелябинская область
214город СаткаЧелябинская область
215город ОзёрскЧелябинская область
216город МиассЧелябинская область
217город ЗлатоустЧелябинская область
218город ЧебаркульЧелябинская область
219город АлатырьЧувашия
220город ШумерляЧувашия
221город Мариинский ПосадЧувашия
222Пгт. БеринговскийЧукотский АО
223город РостовЯрославская область
224город ТутаевЯрославская область
Монопрофильное муниципальное образование, его административный центр Субъект РФ
225город НовоалтайскАлтайский край
226город ТындаАмурская область
227город. БелогорскАмурская область
228город ГубкинБелгородская область
229город СельцоБрянская область
230город КлинцыБрянская область
231пгт. Любохна (раб.пос.)Брянская область
232пгт. Ставрово (пос.)Владимирская область
233город КольчугиноВладимирская область
234город ВязникиВладимирская область
235город СоколВологодская область
236город ПавловскВоронежская область
237город РоссошьВоронежская область
238пгт. ТеплоозерскЕврейская АО
239город ВичугаИвановская область
240город ПриволжскИвановская область
241город Железногорск-ИлимскийИркутская область
242город Усть-ИлимскИркутская область
243город НовокузнецкКемеровская область
244город КалтанКемеровская область
245пгт. БелогорскКемеровская область
246город УржумКировская область
247город Кирово-ЧепецкКировская область
248пгт. СтрижиКировская область
249город ГаличКостромская область
250пгт. ВаргашиКурганская область
251город СясьстройЛенинградская область
252город ЛебедяньЛипецкая область
253город БалахнаНижегородская область
254город КулебакиНижегородская область
255город КнягининоНижегородская область
256город ПавловоНижегородская область
257город ВолодарскНижегородская область
258город ПервомайскНижегородская область
259город ВорсмаНижегородская область
260пгт. МухтоловоНижегородская область
261пгт. РешетихаНижегородская область
262город ВыксаНижегородская область
263город НавашиноНижегородская область
264пгт. УгловкаНовгородская область
265город БоровичиНовгородская область
266пгт. Красный Яр(раб. пос.)Омская область
267город МедногорскОренбургская область
268город ГайОренбургская область
269город НикольскПензенская область
270пгт. ЛиповцыПриморский край
271город НефтекамскБашкирия
272город БлаговещенскБашкирия
273город УчалыБашкирия
274город БелорецкБашкирия
275поселок Саган-НурБурятия
276город СеверобайкальскБурятия
277город ВоркутаКоми
278пгт. ЖешартКоми
279город ИнтаКоми
280пгт. ТургеневоМордовия
281пгт. КомсомольскийМордовия
282город МирныйЯкутия
283пгт. АйхалЯкутия
284город МенделеевскТатарстан
285город НижнекамскТатарстан
286город Набережные ЧелныТатарстан
287город СорскХакасия
288пгт. Вершина ТеиХакасия
289город ДонецкРостовская область
290пгт. ЕлатьмаРязанская область
291город ЧапаевскСамарская область
292город ТольяттиСамарская область
293город ВольскСаратовская область
294город. ПолевскойСвердловская область
295город АсбестСвердловская область
296город Нижний ТагилСвердловская область
297город г. РевдаСвердловская область
298город ПышмаСвердловская область
299пгт. МалышеваСвердловская область
300город НевинномысскСтавропольский край
301пгт. Знаменка (раб. пос.)Тамбовская область
302город КотовскТамбовская область
303пгт. Плеханово (раб. пос.)Тульская область
304пгт. Первомайский (р.п.)Тульская область
305город ГлазовУдмуртия
306город НовоульяновскУльяновская область
307город ИнзаУльяновская область
308пгт. СиликатныйУльяновская область
309город МагнитогорскЧелябинская область
310город ТрехгорныйЧелябинская область
311город СнежинскЧелябинская область
312город НовочебоксарскЧувашия
313город ПевекЧукотский АО

arhangelsk.bezformata.com

моногорода.рф

Комфорт городской жизни определяется не только наличием магазинов, деловых центров или бесперебойной работой городских служб. Если в городе нет среды для интересного времяпрепровождения, он становится безликим и не представляет ценности для своих жителей. Сегодня это реальность многих небольших российских городов. Изменение этой реальности – одна из приоритетных задач проекта модернизации моногородов.

В 2013 году Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» разработал концепцию комплексного подхода к созданию комфортной среды в городах под названием «Пять шагов благоустройства повседневности». Её основная идея – преображение пяти общественных зон города. Концепция была подготовлена для совещания российских мэров, на презентации проекта лично присутствовал Президент РФ В. В. Путин. «Пять шагов» получили высокую оценку Президента Путина, а также других гостей мероприятия – главы Сбербанка Германа Грефа и спикера Государственной Думы В. В. Володина. Затем «Пять шагов» были с успехом представлены на множестве мероприятий и совещаний, посвященных стратегиям модернизации городских пространств.

Позже, по предложению Первого заместителя Председателя Правительства РФ И. И. Шувалова, концепция легла в основу национальной программы благоустройства общественной среды моногородов. В сентябре 2016 года это предложение было поддержано Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Таким образом реализация «Пяти шагов благоустройства повседневности» является одним из целевых показателей приоритетного направления «Комплексное развитие моногородов». Предусматривается, что проекты по всем «пяти шагам» в каждом из 319 монопрофильных муниципальных образований РФ должны быть выполнены до марта 2018 г.

Реализованные в комплексе или по отдельности, мероприятия в рамках пяти направлений программы заметно улучшают качество жизни горожан и, как следствие, создают позитивную деловую и социальную атмосферу. В такой среде гораздо больше новых возможностей как для бизнеса, так и для формирования местных сообществ, сплоченных на основе позитивной повестки развития города. Важно, что реализация пяти шагов не требует многих лет – для выполнения программы требуется максимум два года. Горожане видят, что изменения в лучшую сторону происходят «здесь и сейчас», и понимают, что будущее начинается уже сегодня.

Пять шагов благоустройства включают в себя:

шаг 1: «Сегодня в центре»
Благоустройство оживленного общественного пространства

В каждом городе есть места, где ежедневно пересекаются большие потоки людей, – вокзалы, площади, скверы, парки, рынки. Все удобства и неудобства этих мест хорошо знакомы каждому. И именно с этих мест нужно начинать обновление городской среды, так как любые изменения в этих зонах заметны всем и сразу.

Когда в парках появляются стильные инсталляции, удобные лавки, освещение; когда на крупных транспортных развязках старые дорожные указатели меняются на новые, в городе появляется ощущение, что перемены к лучшему происходят уже сейчас.

шаг 2: «Будущее есть»
Создание возможностей для времяпрепровождения молодёжи

У молодежи должно быть свое место в городе. Важно появление зданий, помещений и открытых пространств, ориентированных на молодое поколение – его работу и досуг. Создание современных пространств, где можно общаться и обмениваться идеями, крайне важно для будущего городов. Именно в таких условиях формируются прогрессивно мыслящие сообщества, способные дать импульс к развитию бизнеса, искусства или творчества, и вывести город на новый виток социально-экономического развития.

шаг 3: «Найди прошлое и гордись им»
Обновление городских достопримечательностей

Для каждого человека история его города – это не пустой звук. Она дает повод для гордости за свой родной край, объединяет разные поколения. Это ДНК города, носителем которого становится каждый его житель.

Старые улицы, площади, кварталы, здания заводов – в каждом городе есть свои примечательные места. Речь идет не только о старых памятниках архитектуры. Постройки середины прошлого века зачастую имеют не меньшее культурное значение. Такие городские достопримечательности должны вызывать гордость и трепет. А для этого их необходимо реставрировать и содержать как предметы культурного наследия.

шаг 4: «Фокус внимания — социальный объект»
Обновление или создание объектов социальной инфраструктуры

В постсоветский период в городах России (и моногорода не исключение) преимущественно строились торговые центры и офисы. Создавались условия для бизнеса, а сфера общественной жизни в большинстве случаев оставалась за кадром.

Удобство жизни в городе и развитость инфраструктуры связаны напрямую. Создавая или восстанавливая социальную инфраструктуру – школы, библиотеки, больницы, музеи, – можно в разы улучшить качество жизни. Обновление этих объектов демонстрирует внимание к общественным, а не частным интересам.

шаг 5: «Подбери брошенное» Активация заброшенных или неэффективно используемых зданий и помещений

Заброшенные здания и деградирующие объекты в городе депрессивно влияют на психику. А это в большинстве случаев значительные пространства, и их обновление требует гораздо меньших усилий и инвестиций по сравнению с возведением новых.

Если преобразить простаивающие без дела территории – обновить парк или трансформировать заброшенный завод в выставочное пространство, – города получат недостающие им объекты социальной инфраструктуры, в которых будет царить позитивная атмосфера.

Принять участие в программе

xn--80afd4affbbat.xn--p1ai

Обзор российских моногородов

1. Население моногородов

Большинство населения российских моногородов проживает в «проблемных» городах, значительная часть которых расположена в регионах Поволжья и Сибири.

Действующий перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (№668-р от 16.04.2015) включает 319 моногородов, где по состоянию на начало 2016 г. проживало 13025 тыс. человек (около 9% населения России). В зависимости от сложности социально-экономической обстановки выделяют три категории моногородов: города с наиболее сложным социально-экономическим положением (т.н. «красная зона» – в ней находятся 94 моногорода), города с рисками ухудшения социально-экономического положения («желтая зона» – 154 моногорода) и города со стабильной социально-экономической ситуацией («зеленая зона» – 71 моногород). Основными критериями для определения категории города являются состояние градообразующей организации (продолжает ли она производство, планирует ли высвобождение персонала), уровень безработицы в городе (по сравнению со средним по РФ), оценка населением социально-экономической ситуации в городе (на основе социологических опросов).

В каких моногородах живет большинство населения?

По данным Росстата, в наименее благополучных моногородах, относящихся к «красной зоне», на начало 2016 г. проживало 3217 тыс. чел., или 25% населения моногородов России. Еще 5620 тыс. чел. (43% населения моногородов) проживало в городах с рисками ухудшения социально-экономического положения. В «стабильных» моногородах проживало только 4188 тыс. чел., или 32% населения моногородов. Таким образом, в целом по России более 2/3 населения моногородов живет в городах, где социально-экономическая обстановка уже является крайне сложной, либо существуют риски ее ухудшения (см. рисунок 1).

Малые и крупные моногорода

Согласно нормативным документам (ПП РФ №709 от 29.07.2014), для включения нового муниципального образования в перечень моногородов необходимо, чтобы численность населения в данном образовании составляла не менее 3 тыс. человек. Но поскольку численность населения ряда городов сокращается, и, кроме того, некоторые малые поселения были включены в список моногородов до вступления в силу этого ограничения, сейчас существует 18 моногородов с численностью населения менее 3 тыс. человек. Большинство этих городов относятся к «красной» зоне – к городам с наиболее сложным положением.

Самым маленьким моногородом России по численности населения (данные на начало 2016 г.) является пос. Беринговский (Чукотский АО), где проживает 837 человек (это монопрофильное поселение со специализацией в угледобыче). Больше всего таких «сверхмалых» моногородов – в Северо-Западном ФО (это моногорода, специализирующиеся на производстве лесо- и пиломатериалов, а также строительных материалов).

Крупнейшим моногородом по численности населения является город Тольятти (713 тыс. чел.). Еще в 6 моногородах численность населения находится в диапазоне 200-500 тыс. человек (Новокузнецк, Набережные Челны, Магнитогорск, Нижний Тагил, Череповец, Нижнекамск). Большинство этих городов относятся к т.н. «зеленой» зоне – городам со стабильным положением. Вместе с тем, два города – Череповец и Набережные Челны – отнесены к «красной зоне» в связи с сокращением персонала градообразующими организациями и неблагоприятной конъюнктурой рынков, на которых они работают.

Средняя по стране численность населения моногорода составляет около 40 тыс. человек. Кроме того, в экономически «стабильных» моногородах численность населения в среднем выше, чем в менее благополучных городах. По оценке ИКСИ, средняя численность населения городов «зеленой» зоны в начале 2016 г. составляла около 60 тыс. человек, а городов «красной» и «желтой» зоны – 34-36 тыс. человек.

Где сосредоточены моногорода?

Моногорода имеются в 61 из 85 регионов России, но в наибольшей степени они сосредоточены в регионах Поволжья и Сибири. На территории ПФО и СФО находится почти половина российских моногородов (79 городов в ПФО и 66 – в СФО), в которых проживает 55% населения моногородов. Если в среднем по стране в моногородах проживает около 9% населения, то в регионах ПФО этот показатель составляет 14%, а в регионах СФО – 16%. Кроме того, на территории этих же регионов находится значительное количество «проблемных» моногородов, относящихся к «красной» и «желтой» зонам (см. рисунок 2).

Еще в двух федеральных округах России – Центральном и Уральском – также размещено довольно много моногородов. В Центральном ФО расположен 61 моногород, однако эти монопрофильные поселения, как правило, имеют небольшую численность населения. Например, только в 7 моногородах ЦФО численность населения превышает 40 тыс. человек, а средний «размер» моногорода в этом округе составляет 19,9 тыс. человек (это минимальный показатель среди федеральных округов). Отраслевая специализация в этих городах достаточно разнообразна: деревообработка, производство строительных материалов, пищевая, текстильная промышленность и др.

В отличие от этого, моногорода Уральского ФО являются самыми крупными в стране по численности населения (в значительной степени это обусловлено их отраслевой специализацией – металлургия, машиностроение, оборонная промышленность). Средняя численность населения уральского моногорода составляет 65,6 тыс. человек, а в 6 моногородах численность жителей превышает 100 тыс. При этом на территории Уральского ФО насчитывается только 37 моногородов, однако на них приходится 20% населения УФО.

Регионы РФ с высокой долей населения в моногородах

В 10 субъектах РФ (см. таблицу 1) ситуация с состоянием и развитием моногородов имеет особое значение, поскольку в этих регионах доля населения, проживающего в моногородах, превышает 20% (при среднем показателе по стране около 9%). Рекордно высокий показатель – 60,2% населения региона – наблюдается в Кемеровской области, на территории которой расположено 24 моногорода (большинство из них специализируется на добыче угля и имеет достаточно большую численность населения). Треть этих городов относится к «красной» зоне, т.е. имеет наиболее сложное социально-экономическое положение (это угледобывающие города, включая Прокопьевск, Анжеро-Судженск и др., а также города со специализацией в черной металлургии и производстве горно-шахтного оборудования).

Помимо Кемеровской области, к регионам с высокой долей населения, проживающего в моногородах, относятся Челябинская и Свердловская области, а также Республика Карелия – это регионы со значительным количеством монопрофильных муниципальных образований (в текущей ситуации это более 10 городов на территории субъекта РФ). В этих регионах есть достаточно выраженная специализация моногородов. Например, значительная часть моногородов Челябинской и Свердловской областей имеет специализацию в черной или цветной металлургии, а Республики Карелия – в лесозаготовительной и целлюлозно-бумажной промышленности. Значительное число моногородов из этих регионов относится к «красной зоне» (более половины в Карелии и Челябинской области, 30% в Свердловской области). В то же время определенная часть моногородов в этих областях, напротив, имеет относительно стабильное положение и относится к «зеленой» зоне. Примечательно, что в ряде регионов более благополучные моногорода имеют специализацию, отличающуюся от «основной» специализации моногородов этого региона. Так, в Кемеровской и Свердловской областях большинство «стабильных» моногородов специализируются в черной или цветной металлургии, а в Челябинской области – в атомной отрасли.

Высокая доля населения, проживающего в моногородах, характерна также и для другой группы регионов, где количество самих монопрофильных образований сравнительно невелико (2-7 городов на территории субъекта РФ). Среди таких регионов – республики Татарстан и Хакасия, а также Амурская, Архангельская, Вологодская и Самарская области. Высокая доля населения моногородов в этих регионах связана с тем, что на их территории расположены 1-2 крупных города, имеющие статус монопрофильного муниципального образования. В Татарстане это Набережные Челны и Нижнекамск, в Вологодской области – Череповец, в Самарской области – Тольятти. В Республике Хакасия крупнейшим моногородом является Черногорск (74 тыс. чел.), в Архангельской области – Северодвинск (185 тыс. человек), в Амурской области – Белогорск (67 тыс. чел.) и Свободный (54 тыс. чел.).

Еще в 15 субъектах РФ доля населения, живущего в моногородах, составляет 10-20%. Среди них – Чувашская и Удмуртская республики, Мурманская, Иркутская, Ивановская, Кировская области, Красноярский край и др.

Наименьшая доля населения, проживающего в моногородах (среди субъектов РФ, на территории которых есть хотя бы один моногород), наблюдается в Омской (0,3% населения проживает в моногородах), Новосибирской (1,0% населения), Рязанской областях (1,1% населения).

2. Отраслевая специализация моногородов

Большинство моногородов имеет специализацию в металлургии или машиностроении, но «проблемными» чаще становятся моногорода со специализацией в деревообрабатывающей и текстильной промышленности

Действующий перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (№668-р от 16.04.2015) включает 319 моногородов, подразделяемых на три категории: города с наиболее сложным социально-экономическим положением (т.н. «красная зона»), города с рисками ухудшения социально-экономического положения («желтая зона») и города со стабильной социально-экономической ситуацией» («зеленая зона»). Сопоставление данных о моногородах, их населении и отраслевой специализации (оценивается по основному виду деятельности градообразующего предприятия или группы предприятий, признанных градообразующими – см. Приложение) позволяет составить представление о том, на чем специализируется большинство моногородов, и какие связи существуют между отраслевой специализацией и состоянием экономики городов.

На чем специализируются моногорода?

Согласно расчетам ИКСИ (см. таблицу 1), наибольшая часть моногородов (84 города из 319, или 26,3%) имеет специализацию в сфере металлургии, включая добычу и обработку металлических руд, цветную и черную металлургию, производство редких металлов. Еще 59 моногородов (18,5%) имеет машиностроительную специализацию – производство транспортных средств, оборудования и др. В целом, в моногородах с металлургической и машиностроительной специализацией проживает около 60% населения моногородов.

Кроме этого, еще по 37-38 моногородов (по 12%) специализируются в сфере деревообработки (включая лесозаготовки, лесопильные производства, производство бумаги и пр.) и производстве неметаллической продукции (строительных материалов, стеклянных и керамических изделий). Как правило, моногорода с такой специализацией имеют меньшую численность населения, чем «машиностроительные» и «металлургические» моногорода, и поэтому их население составляет только 10,2% от общей численности проживающих в моногородах.

Среди более «редких» отраслей специализации моногородов – оборонные производства (производство оружия и боеприпасов, спецхимия – в 8 моногородах), атомная отрасль (производство ядерных материалов, атомная энергетика, научные исследования в атомной отрасли – в 7 моногородах) и транспорт (деятельность филиалов РЖД – в 4 моногородах). В общей сложности в моногородах с такой специализацией проживает почти 8% от общей численности населения моногородов.

Стабильные производства

Только 2 из 11 рассматриваемых отраслевых групп моногородов (см. рисунок 3) характеризуются высокой долей городов со стабильной социально-экономической ситуацией – это монопрофильные образования со специализацией в пищевой промышленности и в атомной отрасли. Например, среди городов с «атомной» специализацией к «зеленой» зоне относятся 71% моногородов, а среди городов со специализацией в пищевой промышленности – 47%. Большинство «благополучных» моногородов со специализацией в пищевой промышленности находятся в ПФО (Нижегородская, Оренбургская, Пензенская области, Республика Мордовия) и ЦФО (Брянская, Липецкая, Тамбовская области). «Стабильные» моногорода со специализацией в атомной промышленности находятся в Челябинской, Томской, Тверской областях (население «стабильных» городов с данными видами специализации составляет 3% от общей численности проживающих в моногородах).

Преобладание стабильных моногородов среди монопрофильных образований с такой специализацией в значительной степени связано со стабильностью спроса на продукцию градообразующих предприятий данных отраслей. Вместе с тем, среди моногородов со специализацией в пищевой промышленности и атомной отрасли есть и примеры «проблемных» производств. К ним относятся, в частности, производства этилового спирта в пос. Петровский Ивановской области и Мариинском Посаде в Республике Чувашии (в этих моногородах была приостановлена или прекращена деятельность филиалов ФГУП «Росспиртпром»), а также производство ядерных материалов в г. Краснокаменск Забайкальского края (в ПАО ППГХО, входящем в структуру «Росатома», в 2010-2015 гг. было проведено сокращение персонала на 31,8%).

«Проблемные» производства

Три отраслевые группы моногородов, где градообразующие предприятия специализируются в деревообрабатывающей, текстильной и оборонной промышленности, выделяются относительно высокой долей городов с наиболее сложным социально-экономическим положением («красная» зона).

Например, среди моногородов со специализацией в сфере деревообработки к «красной» зоне относятся 47%, с текстильной специализацией – 42%. Большинство «проблемных» деревообрабатывающих производств расположены в Республике Карелия, Архангельской и Брянской области, а текстильных – в Ивановской, Владимирской, Ярославской областях. Основные причины сложной социально-экономической обстановки в этих городах – в устаревших производственных мощностях, не позволяющих производить конкурентоспособную продукцию в текущих условиях, в крайне высокой степени износа инфраструктуры и т.д. Всего в моногородах с такими «проблемными» производствами проживает 1,9% от общей численности населения моногородов.

К этой категории моногородов близка и такая специфическая отраслевая группа моногородов, как города с «оборонной специализацией» (к этой группе относятся моногорода, где градообразующие предприятия занимаются производством оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д. в качестве основного вида деятельности). В этой группе моногородов доля городов в «зеленой» и «красной» зоне оказалась одинаковой и составила 38%. Среди «стабильных» градообразующих производств оборонного назначения – производители пороха и взрывчатых веществ в Брянской, Рязанской, Тамбовской областях. В свою очередь, примерами «проблемных» градообразующих организаций в оборонной сфере являются Вятско-Полянский завод «Молот» (г. Вятские Поляны, Кировская область), на котором с 2013 г. введено внешнее управление, а в начале 2017 г. имущественный комплекс был выставлен на продажу; а также завод «Дагдизель» (г. Каспийск, Республика Дагестан), где продолжается расследование о нарушениях руководства, а финансовое положение организации остается крайне сложным.

Кроме этого, в целом ряде отраслевых групп моногородов (включая крупнейшие группы – металлургию и машиностроение, а также менее распространенные – производство неметаллических продуктов, угольная, химическая промышленность, транспорт) наибольшая часть моногородов относится к городам с рисками ухудшения социально-экономической ситуации. Это означает, что в случае неблагоприятных изменений на рынках, где работают компании данных отраслей, структура моногородов по степени сложности социально-экономической ситуации может резко измениться. При этом стоит учитывать, что доля населения, проживающего в городах данной категории со специализацией в указанных отраслях, составляет 37,5% от общей численности населения моногородов.

icss.ru

Великолепная десятка: какие моногорода признали лучшими

Фонд развития моногородов  представил десятку моногородов России, лучше всего показавших себя в рамках приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», передает РИА Новости.

Набережная Тукая в Челнах (с) e-l-i-x-i-r.livejournal.com

В число моногородов-лидеров вошли Набережные Челны и Елабуга (Татрстан), Полысаево и Таштагол (Кемероская область), Заречный (Пензенская область), Губкин (Белгородская область), Павловск (Воронежская область), Красный Яр (Омская область), Кумертау (Башкирия) и Мирный (Якутия). В топ-10 нет деления на места, все попавшие в список моногорода оказались в равной степени успешны.

«Десятка – это города, у которых есть интересные сценарии, интересные подходы, которым следует учиться всем остальным. Мы второй год выбираем эту десятку. В прошлом году из 125 выбирали, в этом из 319. Это города, которые «рванули». Может быть, у них был низкий старт. Их команды сработали на «отлично».

Ирина Макиева 

Руководитель программы «Комплексное развитие моногородов

Первый топ-10 российских моногородов был оставлен год назад: он оценивал ситуацию по состоянию на 2016 год перед стартом программы комплексного развития. Удержаться в рейтинге по прошествии года удалось 3 городам: Кумертау, Набережным Челнам и Губкину.

Центральный сквер в Губкине (с) gubkin31.ru

По словам главы ФРМ Ильи Кривогова, при отборе 10 лучших моногородов учитывались 19 показателей, в том числе результаты программы «5 шагов благоустройства», активность взаимодействия с федеральными институтами развития, создание новых рабочих мест.

Парк отдыха в Мирном (с) news.ykt.ru

xn--80afd4affbbat.xn--p1ai

Приоритетный национальный проект Модернизация моногородов моногорода.рф диверсифицировать экономику моногородов, создать условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса, создать новые рабочие места, сделать моногорода комфортными для

С июля 2016 года модернизация моногородов является приоритетным национальным проектом, одна из главных задач которого сделать моногорода комфортными для жизни. Преобразование городов пройдет по Программе «Пять шагов благоустройства».

Комфорт городской жизни определяется не только наличием магазинов, деловых центров или бесперебойной работой городских служб. Если в городе нет среды для интересного времяпрепровождения, он становится безликим и не представляет ценности для своих жителей. Сегодня это реальность многих небольших российских городов. Изменение этой реальности – одна из приоритетных задач проекта модернизации моногородов.

В 2013 году Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» разработал концепцию комплексного подхода к созданию комфортной среды в городах под названием «Пять шагов благоустройства повседневности». Её основная идея – преображение пяти общественных зон города. Концепция была подготовлена для совещания российских мэров, на презентации проекта лично присутствовал Президент РФ В. В. Путин. «Пять шагов» получили высокую оценку Президента Путина, а также других гостей мероприятия – главы Сбербанка Германа Грефа и спикера Государственной Думы В. В. Володина. Затем «Пять шагов» были с успехом представлены на множестве мероприятий и совещаний, посвященных стратегиям модернизации городских пространств.

Позже, по предложению Первого заместителя Председателя Правительства РФ И. И. Шувалова, концепция легла в основу национальной программы благоустройства общественной среды моногородов. В сентябре 2016 года это предложение было поддержано Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Таким образом реализация «Пяти шагов благоустройства повседневности» является одним из целевых показателей приоритетного направления «Комплексное развитие моногородов». Предусматривается, что проекты по всем «пяти шагам» в каждом из 319 монопрофильных муниципальных образований РФ должны быть выполнены до марта 2018 г.

Реализованные в комплексе или по отдельности, мероприятия в рамках пяти направлений программы заметно улучшают качество жизни горожан и, как следствие, создают позитивную деловую и социальную атмосферу. В такой среде гораздо больше новых возможностей как для бизнеса, так и для формирования местных сообществ, сплоченных на основе позитивной повестки развития города. Важно, что реализация пяти шагов не требует многих лет – для выполнения программы требуется максимум два года. Горожане видят, что изменения в лучшую сторону происходят «здесь и сейчас», и понимают, что будущее начинается уже сегодня.

Пять шагов благоустройства включают в себя:

шаг 1: «Сегодня в центре»
Благоустройство оживленного общественного пространства

В каждом городе есть места, где ежедневно пересекаются большие потоки людей, – вокзалы, площади, скверы, парки, рынки. Все удобства и неудобства этих мест хорошо знакомы каждому. И именно с этих мест нужно начинать обновление городской среды, так как любые изменения в этих зонах заметны всем и сразу.

Когда в парках появляются стильные инсталляции, удобные лавки, освещение; когда на крупных транспортных развязках старые дорожные указатели меняются на новые, в городе появляется ощущение, что перемены к лучшему происходят уже сейчас.

шаг 2: «Будущее есть»
Создание возможностей для времяпрепровождения молодёжи

У молодежи должно быть свое место в городе. Важно появление зданий, помещений и открытых пространств, ориентированных на молодое поколение – его работу и досуг. Создание современных пространств, где можно общаться и обмениваться идеями, крайне важно для будущего городов. Именно в таких условиях формируются прогрессивно мыслящие сообщества, способные дать импульс к развитию бизнеса, искусства или творчества, и вывести город на новый виток социально-экономического развития.

шаг 3: «Найди прошлое и гордись им»
Обновление городских достопримечательностей

Для каждого человека история его города – это не пустой звук. Она дает повод для гордости за свой родной край, объединяет разные поколения. Это ДНК города, носителем которого становится каждый его житель.

Старые улицы, площади, кварталы, здания заводов – в каждом городе есть свои примечательные места. Речь идет не только о старых памятниках архитектуры. Постройки середины прошлого века зачастую имеют не меньшее культурное значение. Такие городские достопримечательности должны вызывать гордость и трепет. А для этого их необходимо реставрировать и содержать как предметы культурного наследия.

шаг 4: «Фокус внимания — социальный объект»
Обновление или создание объектов социальной инфраструктуры

В постсоветский период в городах России (и моногорода не исключение) преимущественно строились торговые центры и офисы. Создавались условия для бизнеса, а сфера общественной жизни в большинстве случаев оставалась за кадром.

Удобство жизни в городе и развитость инфраструктуры связаны напрямую. Создавая или восстанавливая социальную инфраструктуру – школы, библиотеки, больницы, музеи, – можно в разы улучшить качество жизни. Обновление этих объектов демонстрирует внимание к общественным, а не частным интересам.

шаг 5: «Подбери брошенное»

Активация заброшенных или неэффективно используемых зданий и помещений

Заброшенные здания и деградирующие объекты в городе депрессивно влияют на психику. А это в большинстве случаев значительные пространства, и их обновление требует гораздо меньших усилий и инвестиций по сравнению с возведением новых.

Если преобразить простаивающие без дела территории – обновить парк или трансформировать заброшенный завод в выставочное пространство, – города получат недостающие им объекты социальной инфраструктуры, в которых будет царить позитивная атмосфера.

Принять участие в программе

xn—-dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai

Поддержка моногородов

В 2009 году реализация государственной поддержки моногородов началась на региональном уровне с разработки и реализации мер, предусматривающих снижение зависимости городской экономики от градообразующего предприятия, решение проблем безработицы и городского хозяйства. Формализованным инструментом мониторинга ситуации, управления рисками и развитием монопрофильных муниципальных образований были признаны государственные программы и Комплексный инвестиционный план, направленный на вывод моногорода из зоны неуправляемых рисков и включающий перечень приоритетных направлений развития территории, формулировку базовых целей и мер по их достижению. В качестве ключевого источника финансирования рассматривался федеральный бюджет.

В 2009 году при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции была создана и в настоящее время функционирует Рабочая группа по модернизации моногородов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1166.

Площадкой для деятельности Рабочей группы был определен Внешэкономбанк. Ведь именно опыт и компетенции института развития были наиболее востребованы для организации такой работы. Заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева была назначена руководителем Рабочей группы.

Основная задача Рабочей группы — подготовка предложений по поддержке и устойчивому развитию экономики моногородов с учетом результатов мониторинга социально-экономической ситуации в моногородах и в соответствии с отдельными поручениями Правительства Российской Федерации.

Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

  1. Рассматривает и анализирует результаты мониторинга социально-экономического положения в моногородах, осуществляемого Минэкономразвития России и иными организациями и ведомствами.
  2. Проводит анализ действующих мер государственной поддержке, в том числе региональных, которые могут быть применены для моногородов.
  3. Осуществляет подготовку предложений по разработке новых мер государственной поддержки моногородов, в том числе региональных.
  4. Готовит предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
  5. Направляет перечень подготовленных предложений по государственной поддержке моногородов в Правительственную комиссию.
  6. Рассматривает лучшие практики деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по поддержке и устойчивому развитию экономики моногородов и вырабатывает предложения по распространению этих практик.
  7. Осуществляет контроль за выполнением решений Рабочей группы.

Рабочая группа формируется в составе представителей Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторга России, Минтруда России, Минстроя России, Минкавказа России, Минвостокразвития России и иных федеральных органов исполнительной власти, а также представителей Внешэкономбанка, Сбербанка России, Россельхозбанка, Банка ВТБ, МСП Банка и других заинтересованных институтов развития и организаций.

veb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *